МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные проблемы математического моделирования и информационного обеспечения в социальных и экономических системах

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильИнформационные технологии в управлении социальными и экономическими процессами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Пронь С.П.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы математического моделирования и информационного обеспечения в социальных и экономических системах

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Хворова Л.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обеспечение глубоких знаний в области информационных систем и информационных технологий. Воспитание практических навыков работы в среде информационных систем для анализа и прогнозирования параметров исследуемых операций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
ОПК-1 Способен самостоятельно приобретать, развивать и применять математические, естественнонаучные, социально-экономические и профессиональные знания для решения нестандартных задач, в том числе в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте;
ОПК-7 Способен использовать методы научных исследований и математического моделирования в области проектирования и управления информационными системами;
ПК-1 Способен использовать и развивать методы научных исследований и инструментарий информационных технологий в экономике и социальной сфере.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Современные проблемы математического моделирования и информационного обеспечения в социальных и экономических системах
3.2.Уметь:
3.2.1.Видеть проблемы математического моделирования и информационного обеспечения в социальных и экономических системах
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Проведения математического моделирования и разработки информационного обеспечения в социальных и экономических системах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Информация и информационные процессы, ИС и ИТ в социально-экономических системах.
1.1. История развития и современное состояние информационных систем (ИТ) и информационных технологий (ИТ) в социальных и экономических системах Практические 3 2 УК-1, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Математическое и информационное обеспечение ИС и ИТ, особенности ИС и ИТ в социальных и экономических системах Практические 3 2 УК-1, ОПК-1, ОПК-7, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Особенности ИС и ИТ в социальных и экономических системах, итория развития и современное состояние информационных систем и информационных технологий в социальных и экономических системах. Математическое и информационное обеспечение ИС и ИТ. Сам. работа 3 22 УК-1, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. ИС и ИТ в социально-экономических системах общего пользования федерального уровня
2.1. Основные направления развития портала «Госуслуги» - информационной системы для физических и юридических лиц о порядке оказания госуслуг. Практические 3 2 УК-1, ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Проблемы обеспечения формирования и использования единой адресной базы РФ ФИАС. Практические 3 2 УК-1, ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Проблемы универсализации ИТ коммерческих услуг на примере системы «Автодром» Практические 3 2 УК-1, ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Информационная система Федерального фонда социального страхования РФ и ее региональные компоненты. Практические 3 2 УК-1, ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Информационная система Пенсионного фонда РФ и ее региональные компоненты. Практические 3 2 УК-1, ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Проблемы универсализации ИТ коммерческих услуг. Проблемы обеспечения формирования и использования единой адресной базы РФ ФИАС.Информационная система Федерального фонда социального страхования РФ и ИС Пенсионного фонда РФ и их региональные компоненты. Сам. работа 3 26 УК-1, ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Использование технологии «Личный кабинет» в ИС и ИТ социальных и экономических системах.
3.1. Личный кабинет системы «Город» Алтайского края. Практические 3 2 УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Графические средства личного кабинета ИС «ВТБ-Online» Практические 3 2 УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Обеспечение безопасности и защищенности в ИС «Сбербанк» Практические 3 2 УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Математическое моделирование, используемое в личном кабинете ИС «Сбербанк» Практические 3 2 УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.5. ИС и ИТ в образовании, личный кабинет в школьных системах Практические 3 2 УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.6. ИС и ИТ в образовании, личный кабинет в вузовских системах Практические 3 2 УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.7. Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц в системе ФНС Практические 3 2 УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.8. Использование технологии «Личный кабинет» в банковких, платежных, образовательных и налоговой ИС и ИТ. Сам. работа 3 12 УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Справочные информационные системы предприятий торговли и социального назначения
4.1. Каталоги товаров и услуг сетевой системы магазинов. Практические 3 2 УК-1, ОПК-7, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Виды звявок-корзин и возможности сравнения товаров, включенных в корзину. Практические 3 2 УК-1, ОПК-7, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Транспортные ИС и ИТ, информация об услугах, приобретение услуг. Практические 3 2 УК-1, ОПК-7, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Туристические ИС и ИТ, информация об услугах, приобретение услуг. Практические 3 2 УК-1, ОПК-7, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.5. Справочные информационные системы социального назначения, туристические и транспортные ИС. Сам. работа 3 12 УК-1, ОПК-7, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. зачет

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Уткин В. Б. , Балдин К. В. Информационные системы и технологии в экономике: учебник: Учебник Москва: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гринберг А.С., Горбачев Н.Н., Бондаренко А.С. Информационные технологии управления: Учебнрое пособие М.: Юнити-Дана // ЭБС "ONLINE", 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Авдошин С.М., Песоцкая Е.Ю. Информатизация бизнеса. Управление рисками: "ДМК Пресс" // ЭБС "Лань", 2011 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office Excel, Microsoft office Word, Adobe Reader, Microsoft Windows, 7-Zip.
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/.
2. Znanium.com [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://znanium.com.
3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/.
4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru.
5. Свободно распространяемые книги издательства Московского центра непрерывного математического образования. Издательство МЦНМО [Электронный ресурс]. – URL: www.mccme.ru/free-books.
6. Математическая библиотека [Электронный ресурс]. – URL: www.math.ru/lib.
7. Руконт [Электронный ресурс]: межотраслевая электронная библиотека. – URL: http://rucont.ru.
8. Электронная библиотека БИ СГУ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bfsgu.ru/elbibl.
9. Электронная библиотека СГУ [Электронный ресурс]. – URL: http://library.sgu.ru/.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо:
- построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала;
- систематически проверять свои знания;
- усвоить содержание ключевых понятий;
- систематически работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам.
Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется:
- систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам;
- своевременно выполнять практические задания, подготавливать доклады в соответствии с темами самостоятельной работы.