МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теории обучения и педагогические технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 33
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 33 33 33 33
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Теории обучения и педагогические технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов знаний теоретических основ технологического подхода в образовании;
Формирование у студентов умений, необходимых для эффективной реализации современных педагогических технологий;
формирование способности диагностировать образовательные результаты в рамках конкретной педагогической технологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность технологического подхода в профессиональном образовании;
основные способы планирования и организации деятельности в условиях реализации конкретной технологии;
методологию сопровождения детей и подростков в условиях реализации современных образовательных технологий.
3.2.Уметь:
3.2.1.структурировать учебный материал в соответствии с принципами технологического обучения;
реализовывать инновационные технологии преподавания психологии;
применять различные методики преподавания психологии для достижения наибольшей эффективности усвоения знаний учащимися с разным уровнем базовой подготовки.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами разработки отдельных элементов педагогических технологий по заданным условиям;
базовыми навыками подготовки результатов профессиональной деятельности в виде презентаций и докладов с помощью современных компьютерных технологий;
способностью анализировать учебный материал с целью его адаптации к реальным учебным условиям внедрения обучающей технологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Технологический подход в образовании
1.1. Педагогические инновационные процессы Лекции 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Предпосылки возникновения педагогических технологий. Методологические основы инновационного и традиционного обучения Практические 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.3. Проблемы технологий в учебном процессе Сам. работа 5 4 ОПК-1, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.4. Современные образовательные технологии Лекции 5 2 ОПК-1, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.5. Классификация педагогических технологий Практические 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.6. Классификация педагогических технологий Сам. работа 5 2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Личносто-ориентированные образовательные технологии
2.1. Личностно ориентированное обучение в современном образовании Сам. работа 5 4 ОПК-1, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.2. Технология модульного обучения Лекции 5 2 ОПК-1, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.3. Технология модульного обучения Сам. работа 5 4 ОПК-1, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.4. Методические основы разработки модуля Практические 5 2 ОПК-1, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.5. Технология учебного проектирования Лекции 5 4 ОПК-1, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.6. Технология учебного проектирования Сам. работа 5 4 ОПК-1, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.7. Образовательные и социальные проекты Практические 5 4 ОПК-1, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.8. Технология адаптивного обучения Сам. работа 5 4 ОПК-1, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Деятельностно-ориентированные образовательные технологии
3.1. Технология контекстного обучения Лекции 5 2 ОПК-1
3.2. Обучающие модели в технологии контекстного обучения Практические 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.3. Задачная технология обучения Практические 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.4. Проблемно-поисковые технологии Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.5. Имитационное моделирование и игровые технологии Практические 5 4 ОПК-1, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.6. Квест-технологии Практические 5 4 ОПК-1, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.7. Квест-технологии Сам. работа 5 3 ОПК-1, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.8. Анализ конкретных ситуаций (метод кейсов) Практические 5 4 ОПК-1, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Предметно-ориентированные технологии обучения
4.1. Технология уровневой дифференциации Лекции 5 2 ОПК-1, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.2. Разноуровневые учебные задания Практические 5 2 ОПК-1, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.3. Технология полного усвоения Практические 5 2 ОПК-1, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.4. Технология концентрированного обучения Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.5. Дискуссия как образовательная технология Практические 5 4 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.6. Экзамен 5 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б.Р. Мандель. Мандель, Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Лекции по курсу «Личностно-ориентированные технологии обучения в профессиональной подготовке специалистов»: учебное пособие АлтГУ, 2006
Л2.2 Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебное пособие. В 2 ч. – Ч.1 АлтГУ, 2009
Л2.3 Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебное пособие. В 2 ч. – Ч.2 АлтГУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pedlib.ru/ - Заглавие с экрана
Э2 Всероссийский интернет-педсовет [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pedsovet.org/- Заглавие с экрана
Э3 Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.school.edu.ru/- Заглавие с экрана
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (экзамена) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.