МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методика обучения информатике и робототехнике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере информатики и робототехники
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_ИиР-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17,329999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
доцент , Пузырная Е.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методика обучения информатике и робототехнике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна, д.п.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна, д.п.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.теоретическую и практическую подготовка студента в области методики преподавания информатики и робототехники.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ПК-1 Способен организовывать и осуществлять обучение по информатике и робототехнике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования в сфере информатики и робототехники
ПК-2 Способен организовывать и осуществлять воспитательную деятельность в организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-3 Способен осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе в организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-4 Способен организовывать деятельность обучающихся по освоению дополнительной общеобразовательной программы по информатике и робототехнике
ПК-5 Способен проектировать программы основного общего и среднего общего образования по информатике и робототехнике
ПК-6 Способен разрабатывать дополнительные общеобразовательные программы по информатике и робототехнике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание предметной области "Информатика и робототехника".
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать цели и задачи обучения предмету и реализовать их в урочной и внеурочной деятельности,
организовать самостоятельную деятельность обучающихся по предмету "Информатика и робототехника",
отбирать приемы и методы организации контрольно-оценочной деятельности с учётом содержания учебного материала по предмету "Информатика и робототехника".
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.содержанием предметной области "Информатика и робототехника" в соответствии с образовательными программами; предметными методиками и образовательными технологиями в преподавании дисциплины "Информатика и робототехника" с учетом особенностей содержания учебного материала, возраста и образовательных потребностей обучающихся.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методическая система обучения информатике и ИКТ, робототехнике в школьном и дополнительном образовании
1.1. Методическая система обучения информатике и робототехнике в школе, общая характеристика ее основных компонентов Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Базовый курс информатики Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Методика обучение информатике на старшей ступени школы Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Методика обучение робототехнике в системе школьного обучения и дополнительного образования Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Методика применения программных средств и их воздействие на познавательную деятельность школьников в процессе обучения. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Специфика методов и форм обучения информатике на пропедевтическом этапе. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Методические аспекты использования ИКТ в реализации информационно-деятельностного подхода в обучении информатике и активизации познавательной деятельности учащихся Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Конкретная методика обучения информатике и робототехнике в школьном и дополнительном образовании
2.1. Содержательные линии школьного курса информатики Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Методика изучения содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» с применение образовательных конструкторов. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Методика изучения алгоритмизации с применением образовательных конструкторов Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Методика изучения программирования с применением образовательных конструкторов Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Методика изучения программирования с применением образовательных конструкторов Изучение информатики в начальной школе с использованием Перворобота Lego WeDo Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Разработка урока по информатике с использованием образовательного конструктора Lego WeDo Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Разработка урока по информатике с использованием образовательного конструктора Lego Mindstorms EV3 Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Разработка инструкции по сборке модели с использованием LDD Сам. работа 3 11 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Олимпиадная деятельность по робототехнике Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Организация олимпиады по робототехнике Практические 3 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.11. Разработка заданий для олимпиады Практические 3 6 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.12. Положение о проведении олимпиады по робототехнике Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.13. Положение о проведении олимпиады по робототехнике. Олимпиадные задания по робототехнике: уровни сложности Сам. работа 3 12 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.14. Разработка положения о проведении олимпиады по робототехнике Сам. работа 3 12 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.15. Рабочая программа педагога по информатике и робототехнике Сам. работа 3 12 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.16. НИР в начальной и средней школе с использованием образовательных конструкторов Практические 3 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.17. НИР в начальной и средней школе с использованием образовательных конструкторов Сам. работа 3 12 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. П. Мельников Информационные технологии: учебник М.: Академия, 2010
Л1.2 Беркут Р.А. Обзор существующих автоматизированных обучающих систем: Лаборатория книги, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хроленко А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария: практ. руководство Флинта // ЭБС "Лань", 2007 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Теория и методика обучения информитике и робототехнике" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе выполнения практических работ студенты, должны ознакомиться с техническими средствами и получить достаточные практические навыки в работе с реализацией подходов в изучении информатики и робототехники в дополнительном образовании и в школе, в том числе с изучением особенностей работы в классах с углубленным изучением информатики.
Для достижения эффективности самостоятельной работы и выполнения практических заданий весьма важна организация и методика их проведения. Индивидуальные задания выполняются студентов в составе 1 человека по каждому индивидуальному проектному заданию.
В течении времени, отведенного по расписанию, студенты получают от преподавателя индивидуальное задание, изучают теоретическую часть, соответствующую выполняемой работе и на ее основе выполняют индивидуальное задание.
По итогам практических индивидуальных работ готовится отчет.
Оценивание работы студента осуществляется по следующим критериям:
- полнота и четкость отчета;
- грамотное изложение методических разработок (на основе теоретических подходов);
- проявление общей эрудиции и коммуникативных способностей;
- оформление отчета в соответствии с требованиями к оформлению печатной работы.
Методические рекомендации обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для лиц с ОВЗ, по их просьбе, могут быть адаптированы как сами задания, так и формы их выполнения по дисциплине. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации преподаватели, в соответствии с потребностями студента, отмеченными в анкете, могут быть обеспечены специальные условия.
Студент с ограниченными возможностями здоровья обязан:
- выполнять требования программы дисциплины;
- сообщить преподавателю о наличии у него ограниченных возможностей здоровья и необходимости создания для него специальных условий.