МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Событийное проектирование и событийное образование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.06.01. Образование и педагогические науки
НаправленностьТеория и методика профессионального образования
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_06_01_ТМПО-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 14,329999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 54 50 54 50
Итого 72 68 72 68

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Волкова Н.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., проф., Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Событийное проектирование и событийное образование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России отг. №902)

составлена на основании учебного плана:
44.06.01 Образование и педагогические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., профессор, д-р пед.наук


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., профессор, д-р пед.наук


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений о событийном проектировании и событийном образовании;
формирование умений анализировать инновационные подходы (событийный подход) к организации и содержанию образовательной деятельности, их целесообразность и эффективность;
овладение технологией событийного проектирования;
овладение способами анализа образовательных событий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6 способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
ОПК-6 способностью обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося
ПК-1 способность демонстрировать системное понимание в области изучения профессионального образования, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в области образования и педагогических науках
ПК-2 способность планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс обучения и воспитания студенческой молодежи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося;
методы исследования, используемые в области образования и педагогических науках;
принципы проектирования взаимодействия участников образовательного процесса;
методы планирования и решения задачи собственного профессионального и личностного развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, в том числе и технологию событийного проектирования;
формировать событийную образовательную среду и использовать педагогические способности в реализации задач инновационной образовательной деятельности;
планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать образовательные проекты;
планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опыт организации событийного проектирования;
анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к построению системы непрерывного образования;
иметь опыт планирования, разработки, реализации и корректировки событийных проектов;
владеть гуманитарными технологиями организации образовательных событий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогическая деятельность в контексте событийного образования
1.1. Педагогическая деятельность: традиции и современные подходы (критический анализ) Лекции 4 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2, УК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Педагогическая деятельность: традиции и современные подходы (критический анализ) Сам. работа 4 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2, УК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.3. Технология организации совместной деятельности в образовательном событии Практические 4 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2, УК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.4. Технология организации совместной деятельности в образовательном событии Сам. работа 4 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2, УК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.5. Проект образовательного события Сам. работа 4 6 ОПК-6, ПК-1, ПК-2, УК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Проектирование в образовательном событии
2.1. Событийное образование: понятия и подходы Лекции 4 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2, УК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.2. Событийное образование: понятия и подходы Сам. работа 4 6 ОПК-6, ПК-1, ПК-2, УК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.3. Особенности проектирования образовательных событий на разных уровнях образования Практические 4 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2, УК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.4. Особенности проектирования образовательных событий на разных уровнях образования Сам. работа 4 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2, УК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.5. Проект образовательного события Сам. работа 4 6 ОПК-6, ПК-1, ПК-2, УК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Рефлексия в педагогической деятельности
3.1. Рефлексия в педагогической деятелности Лекции 4 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2, УК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.2. Рефлексия в педагогической деятелности Сам. работа 4 8 ОПК-6, ПК-1, ПК-2, УК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.3. Технология кейс-стади как рефлексия событийного проекта Практические 4 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2, УК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.4. Технология кейс-стади как рефлексия событийного проекта Сам. работа 4 6 ОПК-6, ПК-1, ПК-2, УК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.5. Текст кейса образовательного события Сам. работа 4 6 ОПК-6, ПК-1, ПК-2, УК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дудина М.Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям: Учебное пособие для вузов Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ю.Г. Татур. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие Москва : Логос, 2006. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. В. Войтенко (http://elibrary.asu.ru/handle/asu/35) Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для магистров АлтГУ, электронный, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Фроловская М.Н., Сенько Ю.В. Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Построение курса – модульное. В учебном курсе выделены 3 модуля: «Педагогическая деятельность»; «Событийное проектирование и событийное образование»; «Рефлексия в педагогической деятельности».
Освоение курса по выбору «Событийное образование» предполагает использование интерактивных форм проведения занятий с целью формирования профессиональных компетенций магистрантов. Организация модуля «Технологии организации образовательных событий в образовательной практике» предполагает освоение проектирования, как технологию организации совместной деятельности в образовательном событии и кейс-стади, как технологию рефлексии образовательных событий.
Самостоятельная работа предполагает как индивидуальную работу, так и групповую, и включает: проектное задание, творческое задание, задание поисково-исследовательского характера, рефлексивное задание, подготовку к семинарским и практическим занятиям.
Инструкция
по организации проектной деятельности (для самостоятельной работы)
1. Предпроектный этап:
а) Реферат «Моё отношение к прочитанному…» по книге Колесниковой И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. Пособие для высш. Учеб. Заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
б) диагностика ситуации:
Ответы на вопрос (учителей - предметников) – В чём проблемы содержания и организации внеурочной деятельности по вашим предметам? Примечание: опрос может быть проведён в образовательной организации, на педагогическом форуме учителей-предметников.
Результат процедуры – объект проектной деятельности (организация внеурочной деятельности по предмету)
в) проблематизация (самоопределение в проблемном поле проекта):
- выстраивание "проблемного поля проектной деятельности";
-выбор проблемы для проектной деятельности (т.е. "сортировка" полученных мнений, суждений, высказываний для последующей классификации)
Результат процедуры – выделение в рамках выбранного объекта преобразования предмета проектирования, т.е. конкретизация того, что хотелось бы создать. (предмет проектирования – формы организации внеурочной деятельности по предмету)
г) концептуализация:
- формулирование идеи, замысла проекта;
- формулирование цели проектной деятельности;
-формулирование задач проектной деятельности (не более трёх: образовательная, воспитательная, развивающая)
Результат процедуры – идея, цель, задачи
д) выбор формата проекта:
- определение формы проекта (квест, ярмарка, рекламное агентство, город Мастеров и т.п.);
2. Этап разработки проекта
а) Оформление текста проекта (форма – таблица взаимодействия педагога и воспитанника)
б) Разработка и оформление текста проекта (сценарий)
в) Сдача электронного текста проекта, рефератов, кейсов преподавателю для проверки до защиты. Примечание: реферат, кейс выполняет каждый студент индивидуально, но сдаёт в общей папке подгруппы.
г) Защита разработанных проектов (с использованием мультимедийных технологий);
3. Рефлексивный этап/кейс (эссе) «Моё понимание педагогического проектирования»
Пример заполнения таблицы
Таблица взаимодействия. Первая встреча.
Стадия Деятельность студентов Деятельность учеников
Разработка проектного задания Студенты представляются и спрашивают, любят ли дети веселиться. Предлагают познакомиться.
Совместная игра в ассоциации.
Предлагают разработать форму проекта:
•Эстафеты
•Соревнования
•Концерт
•Станции (путешествие) Играют в ассоциации вместе со студентами
Дети выбирают форму мероприятия (станции, путешествие)
Выбор темы проекта Предлагаем возможные темы и названия:
•Приключение
•Сыщики
•Поиск пропажи
Названия:
•Шерлок Холмс»
•«Тайное расследование Холмса»
•«Путешествие к Шерлоку Холмсу или спасение Грамотности» Учащиеся совместно с учителем обсуждают и принимают общее решение по теме и названию проекта (приключение и поиск пропажи; посвящение в сыщики)

Разделение и работа в группах.

Студенты обменивается контактами с детьми, объясняют суть проекта и предложенного задания.
Проводят игру на сплочение в группах, дает домашнее задание.
Играют в «Молекулы», разделяясь по группам. Ученики активно обсуждают предложенное задание играют в группах.

Установка на следующую встречу
Студенты проводят организационную работу по объяснению предстоящей работы и прощается с детьми.
Ученики включаются в деятельность, готовятся к выполнению домашнего задания. Прощаются.


Таблица взаимодействия. Вторая встреча.
Стадия Деятельность студентов Деятельность учеников
Работа в группах Студенты предлагают выбрать отличительные знаки для их команды. Учащиеся выбирают отличительные знаки.
Повторяют их.

Совместная игра Студенты предлагают игру «Соку, бачи, вира»
Объясняют правила. Ученики и студенты вместе играют.

Работа в группах Студенты проверяют домашнее задание.
Студенты показывают презентацию, видеоряд по домашнему заданию.
Студенты объясняют суть следующего домашнего задания. Ученики показывают свои домашние задания.
Учащиеся смотрят презентацию, видеоряд.
Ученики слушают, задают вопросы.
Репетиция флеш-моба Студенты предлагают ученикам прорепетировать флеш-моб.
Студенты показывают движения.
Ученики соглашаются, выходят на сцену.
Учащиеся повторяют.
Установка на итоговую встречу.

Студенты проводят организационную работу по объяснению предстоящей работы и прощается с детьми.

Ученики включаются в деятельность, готовятся к выполнению домашнего задания. Прощаются.
Требования к содержанию реферата
(общий объём -10 страниц, 12 шрифт, 1,5 интервал)
Законспектируйте Гл. 4 «Логика организации проектной деятельности»;
Сформулируйте «личное» отношение к каждой главе книги:
Аннотация к главе в несколько строк (о чём глава);
Цитаты (с указанием страницы) и комментарии к ним;
Комментарии содержат высказывания личного отношения к прочитанному;
Личное отношение к прочитанному: «знала об этом», «новое для меня», «есть вопрос»; «возьму на заметку»; «не согласна»; «следует обсудить вместе» и т.д.
В конце реферата общее резюме (впечатление) по книге.
Алгоритм создания (написания) Кейсов по событийным проектам
1.Название кейса
2.Контекст ситуации (10% от общего объёма текста).
3.Описание ситуации личного участия в организации событийного (образовательного) проекта (60 % от общего объёма текста).
4.Аналитический комментарий: формулирование личного понимания проблем содержания и организации событийного проекта, возможных путей решения проблем (15% от общего объёма текста).
5.Аналитическое обобщение: определение понятий и зависимостей, характеризующих особенности событийного проекта и изменения личностной практики образования (15% от общего объёма текста).
Алгоритм написания Эссе по событийным проектам
1.Особенности написания эссе:
•По объёму – небольшая работа.
•По проявлению индивидуальности – субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему.
•По стилю – образность, афористичность, разговорные интонации и лексика.
•По особенностям композиции – композиция свободная, однако это не предполагает ее полное отсутствие; последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений. Связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис – множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции; в пунктуации – многоточия, приглашающие к размышлению
2.Определение структуры эссе (элементы структуры в % к общему объему работы)
•Введение (формулировка проблемы (смысла) высказывания, выражение собственного отношения) /20%
•Основная часть (тезисы и их аргументация, выражение личного мнения) /60%
•Заключение (выводы, умозаключения) /20%
3.Определение требований к содержанию эссе
Понимание событийного проектирования
4.Требования, предъявляемые к эссе
1.Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
2.Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
3.Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
4.Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
5.Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
6.Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
5.Критерии оценивания эссе:
•Умение обозначить проблему;
•Логичность, связность раскрытия проблемы;
•Наличие собственной позиции, критическое отношение к предложенной теме;
•Соответствие аргументов выбранной теме;
•Обоснованность выводов;
•Внутреннее смысловое единство текста.