Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_05_01_ПиПДП-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 23.04.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.
1.1. | Цель: Систематизировать знания студентов о механизмах возникновения девиантного поведения, о воспитательно-профилактической практике по его предупреждению. Задачи: 1. Раскрыть понятие анализа генезиса девиантного поведения несовершеннолетних, послужившим научным обоснованием охранно-защитной превенции. 2. Охарактеризовать психо-биологические предпосылки девиантного поведения и познакомить с программой превентивных мер. 3. Раскрыть понятие социализации и психосоциального развития, прямых и косвенных десоциализирующих влияний, деформирующих социальное развитие детей и подростков и определить содержание превентивной деятельности по отношению к ним. 4. Дать характеристику и типологию детско-подростковой дезадаптации, стратегию работы с разными типами дезадаптации. 5. Охарактеризовать функциональную несостоятельность семей группы риска и формы социально-педагогической и психолого-педагогической помощи им. 6. Ознакомить с системой превентивных мер в рамках охранно-защитной превенции девиантного поведения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности |
ПК-9 | способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением |
ПК-10 | способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях |
ПК-11 | способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения |
ПСК-4.1 | способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска |
ПСК-4.3 | способность планировать и реализовывать программы |
ПСК-4.4 | способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | причины девиантного поведения, систему превентивных мер в рамках охранно-защитной превенции девиантного поведения личности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в специфике превентивной психологии, выявлять неблагоприятные социально-психологические, педагогические факторы в семье, школе, выбирать адекватный диагностический инструментарий для диагностики девиантных подростков, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях, оценивать эффективность психопрофилактических программ, а также проводить психологическое просвещение лиц, участвовавших в процессе сопровождения детей и подростков группы риска. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | практическими умениями и навыками необходимыми для применения основных методов, отдельных техник диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая характеристика превентивной психологии | ||||||
1.1. | Предмет превентивной психологии и научное знание (биологизаторская, социологизаторская концепция преступности) о причинах и путях борьбы с преступностью Современный подход к превенции девиантного поведения | Лекции | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Охранно - защитная превенция как комплекс мер социально-правовой и психолого-педагогической помощи семьям группы риска | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Интериоризация субъекта внешних социальных регуляторов в процессе социализации | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процессса социализации | Практические | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Анализ психобиологических предпосылок асоциального поведения и их учет в превентивной практике (кризисные явления подросткового возраста, интеллектуальная недостаточность, нервно-психические заболевания, физические недостатки, извращенные гипертрофированные биологические потребности) | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Прямые и косвенные десоциализирующие влияния (формирование ценностно-нормативных представлений у детей и подростков, половое воспитание несовершеннолетних) | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Типология детско-подростковой дезадаптации | Практические | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных детей и подростков | Сам. работа | 3 | 22 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Психологическая превенция и интервенция отклоняющегося поведения личности | ||||||
2.1. | Превенция нарушений процесса социализации в семьях группы риска (влияние семьи на формирование делинквентности подростков, типичные ошибки семейного воспитания), предупреждение прямых и косвенных десоциализирующих влияний | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Предупреждение педагогической запущенности учащихся в школе (психолого-педагогические факторы школьной дезадаптации, педагогический стиль и его влияние на психологический климат в коллективе класса), основные направления работы школьного психолога по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации | Практические | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Содержание и методические средства современной профилактической работы с дезадаптированными несовершеннолетними | Практические | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Педагогическая превенция процесса неформальных подростковых групп | Сам. работа | 3 | 23 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Устный опрос | Экзамен | 3 | 27 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Сравнить сущность биологизаторского и социологизаторского подхода к объяснению причин девиантного поведения. 2. Дать характеристику форм отклоняющегося поведения. 3. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей. 4. Роль неформальных подростковых криминогенных групп в десоциализации несовершеннолетних. 5. Охарактеризуйте прямые и косвенные десоциализирующие влияния семьи. 6. Раскройте принцип комплексности в оказании социально-психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности. 7. Каковы цели, принципы и формы психопрофилактики отклоняющегося поведения. 8. Каковы принципы и цели поведенческой интервенции. 9. Подобрать диагностико-коррекционный инструментарий, применяемый в превентивной психологии. 10. Подобрать профилактические меры по предупреждению асоциального поведения. 11. Составить сравнительную характеристику методов поведенческой психокоррекции с точки зрения их задач и эффективности с дезадаптированными несовершеннолетними. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Отсутствуют |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Погодин И.А. | Суицидальное поведение: психологичесеие аспекты: учебное пособие | М:Флинта, 2011 | |
Л1.2 | Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. | Социальная психология личности : учебное пособие | Академия , 2009 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Букреев В.И. | Человек агрессивный: учебное пособие | Лань, 2011 | |
Л2.2 | Швандерова А.Р. | Абберантные диспозиции в повседневных практиках учащейся молодёжи в условиях общества риска:: автореферат | , 2010 | |
Л2.3 | Букреев В.И. | Человек агрессивный (Истоки международного терроризма): учеб. пособие | М.: Флинта, 2011 | |
Л2.4 | Змановская Е.В. | Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие. | СПб.: Питер, 2012 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodlе "Превентивная психология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1.В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий (20 баллов), активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий (50 баллов), и ответить на вопросы к экзамену (30 баллов). В экзаменационный билет включены три вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. За ответ студент может получить максимально 30 баллов. Методические рекомендации по проведению практических занятий Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Практические занятия способствуют более глубокому развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; • выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подгогтовке к ним; выделить вопросы, упражнения, ответы на которые без предварительной подготовки не прдставляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов. При ответх на фопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо в начале делаетс вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. |