МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Превентивная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
К.психол.н., доцент, Фролова Надежда Владимировна

Рецензент(ы):
К.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Превентивная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» (уровень специалитета), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1611.

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель:
Систематизировать знания студентов о механизмах возникновения девиантного поведения, о воспитательно-профилактической практике по его предупреждению.
Задачи:
1. Раскрыть понятие анализа генезиса девиантного поведения несовершеннолетних, послужившим научным обоснованием охранно-защитной превенции.
2. Охарактеризовать психо-биологические предпосылки девиантного поведения и познакомить с программой превентивных мер.
3. Раскрыть понятие социализации и психосоциального развития, прямых и косвенных десоциализирующих влияний, деформирующих социальное развитие детей и подростков и определить содержание превентивной деятельности по отношению к ним.
4. Дать характеристику и типологию детско-подростковой дезадаптации, стратегию работы с разными типами дезадаптации.
5. Охарактеризовать функциональную несостоятельность семей группы риска и формы социально-педагогической и психолого-педагогической помощи им.
6. Ознакомить с системой превентивных мер в рамках охранно-защитной превенции девиантного поведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.причины девиантного поведения, систему превентивных мер в рамках охранно-защитной превенции девиантного поведения личности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в специфике превентивной психологии, выявлять неблагоприятные социально-психологические, педагогические факторы в семье, школе, выбирать адекватный диагностический инструментарий для диагностики девиантных подростков, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях, оценивать эффективность психопрофилактических программ, а также проводить психологическое просвещение лиц, участвовавших в процессе сопровождения детей и подростков группы риска.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками необходимыми для применения основных методов, отдельных техник диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика превентивной психологии
1.1. Предмет превентивной психологии и научное знание (биологизаторская, социологизаторская концепция преступности) о причинах и путях борьбы с преступностью Современный подход к превенции девиантного поведения Лекции 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Охранно - защитная превенция как комплекс мер социально-правовой и психолого-педагогической помощи семьям группы риска Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Интериоризация субъекта внешних социальных регуляторов в процессе социализации Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процессса социализации Практические 3 6 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Анализ психобиологических предпосылок асоциального поведения и их учет в превентивной практике (кризисные явления подросткового возраста, интеллектуальная недостаточность, нервно-психические заболевания, физические недостатки, извращенные гипертрофированные биологические потребности) Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Прямые и косвенные десоциализирующие влияния (формирование ценностно-нормативных представлений у детей и подростков, половое воспитание несовершеннолетних) Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Типология детско-подростковой дезадаптации Практические 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных детей и подростков Сам. работа 3 22 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Психологическая превенция и интервенция отклоняющегося поведения личности
2.1. Превенция нарушений процесса социализации в семьях группы риска (влияние семьи на формирование делинквентности подростков, типичные ошибки семейного воспитания), предупреждение прямых и косвенных десоциализирующих влияний Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Предупреждение педагогической запущенности учащихся в школе (психолого-педагогические факторы школьной дезадаптации, педагогический стиль и его влияние на психологический климат в коллективе класса), основные направления работы школьного психолога по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации Практические 3 6 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Содержание и методические средства современной профилактической работы с дезадаптированными несовершеннолетними Практические 3 6 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Педагогическая превенция процесса неформальных подростковых групп Сам. работа 3 23 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Устный опрос Экзамен 3 27 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Сравнить сущность биологизаторского и социологизаторского подхода к объяснению причин девиантного поведения.
2. Дать характеристику форм отклоняющегося поведения.
3. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей.
4. Роль неформальных подростковых криминогенных групп в десоциализации несовершеннолетних.
5. Охарактеризуйте прямые и косвенные десоциализирующие влияния семьи.
6. Раскройте принцип комплексности в оказании социально-психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности.
7. Каковы цели, принципы и формы психопрофилактики отклоняющегося поведения.
8. Каковы принципы и цели поведенческой интервенции.
9. Подобрать диагностико-коррекционный инструментарий, применяемый в превентивной психологии.
10. Подобрать профилактические меры по предупреждению асоциального поведения.
11. Составить сравнительную характеристику методов поведенческой психокоррекции с точки зрения их задач и эффективности с дезадаптированными несовершеннолетними.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Отсутствуют
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Погодин И.А. Суицидальное поведение: психологичесеие аспекты: учебное пособие М:Флинта, 2011
Л1.2 Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности : учебное пособие Академия , 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Букреев В.И. Человек агрессивный: учебное пособие Лань, 2011
Л2.2 Швандерова А.Р. Абберантные диспозиции в повседневных практиках учащейся молодёжи в условиях общества риска:: автореферат , 2010
Л2.3 Букреев В.И. Человек агрессивный (Истоки международного терроризма): учеб. пособие М.: Флинта, 2011
Л2.4 Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodlе "Превентивная психология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий (20 баллов), активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий (50 баллов), и ответить на вопросы к экзамену (30 баллов).
В экзаменационный билет включены три вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. За ответ студент может получить максимально 30 баллов.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Практические занятия способствуют более глубокому развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подгогтовке к ним; выделить вопросы, упражнения, ответы на которые без предварительной подготовки не прдставляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.
При ответх на фопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо в начале делаетс вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ.