Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. специальность Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.
1.1. | Цель: Помочь сформировать научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы девиантного поведения личности. Задачии: 1. Раскрыть понятия по проблеме нормы и патологии в социальных науках, медицине и психологии. 2. Рассмотреть социальные и психологические причины, виды и формы девиантного поведения. 3. Дать общие знания по оказанию социально-психологической помощи в отношении отдельных видов девиантного поведения. 4. Формировать интерес к практической деятельности психолога. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-13 | способностью применять методы психологической поддержки сотрудников, военнослужащих и служащих в ходе выполнения задач служебной деятельности и психологической реабилитации лиц, получивших психические травмы, осуществлять комплекс мер по социально-психологической реадаптации сотрудников, военнослужащих и служащих, участвовавших в экстремальной деятельности |
ПК-14 | способностью разрабатывать и реализовывать программы, направленные на предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе, психическом развитии сотрудников, военнослужащих и иных лиц, рисков асоциального поведения, профессиональных рисков, профессиональной деформации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | социально-психологические проблемы личности с нарушениями в психическом развитии и отклонениями в социальном и личностном статусе. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | объяснять причины девиантного поведения, анализировать поведение человека на уровне норм поведения, а также осуществлять диагностику психических состояний, оценивать эффективность психопрофилактических и коррекционных программ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | практическими умениями и навыками в диагностике девиантных форм поведения, анализом полученных данных, навыками в разработке психопрофилактических и коррекционных программ девиантных форм поведения, а также методами психологической поддержки. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая характеристика девиантного поведения | ||||||
1.1. | Психологические основы девиантного поведения (понятие; причины, механизмы девиантного поведения; основные теоретические подходы к объяснению причин девиантного поведения: биологический, социальный, психологический) | Лекции | 3 | 2 | ПК-13, ПК-14 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4 |
1.2. | Проблема нормы и патологии в социальных науках, психологии и медицине | Практические | 3 | 4 | ПК-13, ПК-14 | Л1.3, Л2.3, Л2.4 |
1.3. | Структура, классификация видов девиантного поведения (Г.Беккер, Ю.А. Клейберг, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Е.В. Змановская, В.Д. Менделевич), формы девиантного поведения (агрессия; суицидальное поведение; злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности; нарушение пищевого поведения; аномалии сексуального поведения; сверхценные психологические увлечения; психопатологичечкие влечения; коммуникативные девиации; девиации стиля поведения) | Лекции | 3 | 2 | ПК-13, ПК-14 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.2 |
1.4. | Детерминация девиантного поведения | Практические | 3 | 4 | ПК-13, ПК-14 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.2 |
1.5. | Психология противоправного поведения | Лекции | 3 | 4 | ПК-13, ПК-14 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4 |
1.6. | Девиантная виктимность | Лекции | 3 | 2 | ПК-13, ПК-14 | Л1.3, Л2.3, Л2.4 |
1.7. | Проанализировать возрастные варианты девиантного поведения(инфантилизм, гиперкинетическое, эгоцентрическое поведение) | Сам. работа | 3 | 44 | ПК-13, ПК-14 | Л1.3, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 2. Профилактика девиантного поведения | ||||||
2.1. | Отбор методов и методик по диагностике девиантного поведения | Практические | 3 | 4 | ПК-13, ПК-14 | Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
2.2. | Профилактика и коррекция отдельных форм девиантного поведения | Практические | 3 | 6 | ПК-13, ПК-14 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2 |
2.3. | Разработать рекомендации по предупреждению семейного неблагополучия, школьной дезадаптации учащихся | Сам. работа | 3 | 45 | ПК-13, ПК-14 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2 |
2.4. | Устный опрос | Экзамен | 3 | 27 | ПК-13, ПК-14 | Л1.3, Л2.3, Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Охарактеризовать основные теоретические подходы к объяснению причин девиантного поведения. 2. Раскрыть понятия «норма» и «патология» в социальных науках, медицине, психологии. 3. Раскрыть типы девиантного поведения. 4. Дать характеристику форм девиантного поведения. 5. Роль психобиологических предпосылок в формировании асоциального поведения несовершеннолетних. 6. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей. 7. Роль неформальных подростковых криминогенных групп в десоциализации несовершеннолетних. 8. Социально-психологическое воздействие на девиантное поведение личности. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Отсутствуют |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. | Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: | "Владос", 2010 | |
Л1.2 | Белинская Е.П. | Социальная психология личности: Учебное пособие | Издательский центр «Академия», 2009 | |
Л1.3 | Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. | Социальная психология личности : учебное пособие | Академия , 2009 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Швандерова А.Р. | Аберрантные диспозиции в повседневных практиках учащейся молодежи в условиях общества риска: автореферат дис. … канд. социол. Наук: 22.00.04 Швандерова А.Р. | Ростов н/Д, 2010 | |
Л2.2 | Погодин И.А. | Суицидальное поведение: психологичесеие аспекты: учебное пособие | М:Флинта, 2011 | |
Л2.3 | Швандерова А.Р. | Абберантные диспозиции в повседневных практиках учащейся молодёжи в условиях общества риска:: автореферат | , 2010 | |
Л2.4 | Букреев В.И. | Человек агрессивный : Лань | , 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Психология девиантного поведения" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1.В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий (20 баллов), активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий (50 баллов), и ответить на вопросы к экзамену (30 баллов). В экзаменационный билет включены три вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. За ответ студент может получить максимально 30 баллов. Методические рекомендации по проведению практических занятий Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Практические занятия способствуют более глубокому развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; • выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подгогтовке к ним; выделить вопросы, упражнения, ответы на которые без предварительной подготовки не прдставляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов. При ответх на фопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо в начале делаетс вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. |