МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология девиантного поведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
К.психол.н., доцент, Фролова Надежда Владимировна

Рецензент(ы):
К.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психология девиантного поведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» (уровень специалитета), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1611.

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель:
Помочь сформировать научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы девиантного поведения личности.
Задачии:
1. Раскрыть понятия по проблеме нормы и патологии в социальных науках, медицине и психологии.
2. Рассмотреть социальные и психологические причины, виды и формы девиантного поведения.
3. Дать общие знания по оказанию социально-психологической помощи в отношении отдельных видов девиантного поведения.
4. Формировать интерес к практической деятельности психолога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПК-35 способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме научного исследования
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.2 способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.социально-психологические проблемы личности с нарушениями в психическом развитии и отклонениями в социальном и личностном статусе.
3.2.Уметь:
3.2.1.объяснять причины девиантного поведения, анализировать поведение человека на уровне норм поведения, а также осуществлять диагностику психических состояний, оценивать эффективность психопрофилактических и коррекционных программ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками в диагностике девиантных форм поведения, анализом полученных данных, навыками в разработке психопрофилактических и коррекционных программ девиантных форм поведения, а также методами психологической поддержки.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика девиантного поведения
1.1. Психологические основы девиантного поведения (понятие; причины, механизмы девиантного поведения; основные теоретические подходы к объяснению причин девиантного поведения: биологический, социальный, психологический) Лекции 1 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.4, Л1.1
1.2. Проблема нормы и патологии в социальных науках, психологии и медицине Практические 1 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.5, Л2.2, Л1.1
1.3. Структура, классификация видов девиантного поведения (Г.Беккер, Ю.А. Клейберг, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Е.В. Змановская, В.Д. Менделевич), формы девиантного поведения (агрессия; суицидальное поведение; злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности; нарушение пищевого поведения; аномалии сексуального поведения; сверхценные психологические увлечения; психопатологичечкие влечения; коммуникативные девиации; девиации стиля поведения) Лекции 1 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1
1.4. Детерминация девиантного поведения Практические 1 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.1
1.5. Психология противоправного поведения Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.5, Л1.1
1.6. Психология противоправного поведения Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.4, Л1.1
1.7. Проанализировать возрастные варианты девиантного поведения(инфантилизм, гиперкинетическое, эгоцентрическое поведение) Сам. работа 1 22 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.4, Л1.1
Раздел 2. Профилактика девиантного поведения
2.1. Отбор методов и методик по диагностике девиантного поведения Практические 1 6 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.1
2.2. Профилактика и коррекция отдельных форм девиантного поведения Практические 1 8 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.5, Л1.1
2.3. Разработать рекомендации по предупреждению семейного неблагополучия, школьной дезадаптации учащихся Сам. работа 1 23 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.4, Л2.2, Л1.1
2.4. Устный опрос Экзамен 1 27 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Охарактеризовать основные теоретические подходы к объяснению причин девиантного поведения.
2. Раскрыть понятия «норма» и «патология» в социальных науках, медицине, психологии.
3. Раскрыть типы девиантного поведения.
4. Дать характеристику форм девиантного поведения.
5. Роль психобиологических предпосылок в формировании асоциального поведения несовершеннолетних.
6. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей.
7. Роль неформальных подростковых криминогенных групп в десоциализации несовершеннолетних.
8. Социально-психологическое воздействие на девиантное поведение личности.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Отсутствуют
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: М.: Изд-во «Владос», 2010
Л1.2 Егоров, Алексей Юрьевич Нейропсихология девиантного поведения: СПб. : Речь, 2006
Л1.3 В. Д. Менделевич Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов СПб.: Речь, 2005
Л1.4 Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения.: , 2004
Л1.5 Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Швандерова А.Р. Аберрантные диспозиции в повседневных практиках учащейся молодежи в условиях общества риска: автореферат дис. … канд. социол. Наук: 22.00.04 Швандерова А.Р. Ростов н/Д, 2010
Л2.2 Белинская, Елена Павловна. Социальная психология личности : учебное пособие М. : Академия, 2009
Л2.3 Букреев В.И. Человек агрессивный (Истоки международного терроризма): учеб. пособие М.: Флинта, 2011
Л2.4 Атватер И., Даффи К.Г. Психология для жизни. Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней. : Учебн. Пособие М.: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Психология девиантного поведения" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

.В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий (20 баллов), активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий (50 баллов), и ответить на вопросы к экзамену (30 баллов).
В экзаменационный билет включены три вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. За ответ студент может получить максимально 30 баллов.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Практические занятия способствуют более глубокому развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подгогтовке к ним; выделить вопросы, упражнения, ответы на которые без предварительной подготовки не прдставляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.
При ответх на фопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо в начале делаетс вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ.