МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология девиантного поведения
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-12-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
К.психол.н., доцент, Фролова Надежда Владимировна

Рецензент(ы):
К.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психология девиантного поведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 946

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель:
Помочь сформировать научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы девиантного поведения личности.
Задачии:
1. Раскрыть понятия по проблеме нормы и патологии в социальных науках, медицине и психологии.
2. Рассмотреть социальные и психологические причины, виды и формы девиантного поведения.
3. Дать общие знания по оказанию социально-психологической помощи в отношении отдельных видов девиантного поведения.
4. Формировать интерес к практической деятельности психолога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11: способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека
ПК-12: способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.социально-психологические проблемы личности с нарушениями в психическом развитии и отклонениями в социальном и личностном статусе.
3.2.Уметь:
3.2.1.объяснять причины девиантного поведения, анализировать поведение человека на уровне норм поведения, а также осуществлять диагностику психических состояний, оценивать эффективность психопрофилактических и коррекционных программ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками в диагностике девиантных форм поведения, анализом полученных данных, навыками в разработке психопрофилактических и коррекционных программ девиантных форм поведения, а также методами психологической поддержки.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика девиантного поведения
1.1. Психологические основы девиантного поведения (понятия, подходы) Сам. работа 2 6 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.2. Проблема нормы и патологии в социальных наук, психологии и медицине Сам. работа 2 6 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.3. Структура, типы и формы девиантного поведения Лекции 2 4 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.4. Детерминация девиантного поведения Сам. работа 2 6 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.4
1.5. Психология противоправного поведения Сам. работа 2 8 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.6. девиантная виктимность подростка Сам. работа 2 8 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.7. проанализировать возрастные варианты девиантного поведения(инфантилизм, гиперкинетеичкое, эгоцентрическое поведение) Сам. работа 2 8 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Профилактика девиантного поведения
2.1. Предупреждение и профилактика отдельных форм социальной патологии Практические 2 6 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Психолого-педагогическая практика поддержка дезадаптированых несовершеннолетних Сам. работа 2 8 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.4
2.3. Разработать рекомендации по предупреждению семейного неблагополучия, школьной дезадаптации учащихся Сам. работа 2 8 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.4. Устный опрос Зачет 2 4 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризовать основные теоретические подходы к объяснению причин девиантного поведения.
2. Раскрыть понятия «норма» и «патология» в социальных науках, медицине, психологии.
3. Раскрыть типы девиантного поведения.
4. Дать характеристику форм девиантного поведения.
5. Роль психобиологических предпосылок в формировании асоциального поведения несовершеннолетних.
6. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей.
7. Роль неформальных подростковых криминогенных групп в десоциализации несовершеннолетних.
8. Социально-психологическое воздействие на девиантное поведение личности.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Отсутствуют
5.3. Фонд оценочных средств
Прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Белинская Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие Издательский центр «Академия», 2009
Л1.2 Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности : учебное пособие Академия , 2009
Л1.3 Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: "Владос", 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Швандерова А.Р. Аберрантные диспозиции в повседневных практиках учащейся молодежи в условиях общества риска: автореферат дис. … канд. социол. Наук: 22.00.04 Швандерова А.Р. Ростов н/Д, 2010
Л2.2 Швандерова А.Р. Абберантные диспозиции в повседневных практиках учащейся молодёжи в условиях общества риска:: автореферат , 2010
Л2.3 Букреев В.И. Человек агрессивный : Лань , 2011
Л2.4 Погодин И.А. Суицидальное поведение: психологичесеие аспекты: учебное пособие М:Флинта, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Психология девиантного поведения" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7231
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий (20 баллов), активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий (50 баллов), и ответить на вопросы к экзамену (30 баллов).
В экзаменационный билет включены три вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. За ответ студент может получить максимально 30 баллов.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Практические занятия способствуют более глубокому развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подгогтовке к ним; выделить вопросы, упражнения, ответы на которые без предварительной подготовки не прдставляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.
При ответх на фопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо в начале делаетс вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ.