Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_ПиПДП-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.
1.1. | Цель: Помочь сформировать научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы девиантного поведения личности. Задачии: 1. Раскрыть понятия по проблеме нормы и патологии в социальных науках, медицине и психологии. 2. Рассмотреть социальные и психологические причины, виды и формы девиантного поведения. 3. Дать общие знания по оказанию социально-психологической помощи в отношении отдельных видов девиантного поведения. 4. Формировать интерес к практической деятельности психолога. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности |
ПК-9 | способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением |
ПК-10 | способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях |
ПК-11 | способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения |
ПК-12 | способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи |
ПК-35 | способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме научного исследования |
ПСК-4.1 | способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска |
ПСК-4.2 | способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия |
ПСК-4.3 | способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения |
ПСК-4.4 | способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | социально-психологические проблемы личности с нарушениями в психическом развитии и отклонениями в социальном и личностном статусе. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | объяснять причины девиантного поведения, анализировать поведение человека на уровне норм поведения, а также осуществлять диагностику психических состояний, оценивать эффективность психопрофилактических и коррекционных программ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | практическими умениями и навыками в диагностике девиантных форм поведения, анализом полученных данных, навыками в разработке психопрофилактических и коррекционных программ девиантных форм поведения, а также методами психологической поддержки. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая характеристика девиантного поведения | ||||||
1.1. | Психологические основы девиантного поведения (понятие; причины, механизмы девиантного поведения; основные теоретические подходы к объяснению причин девиантного поведения: биологический, социальный, психологический) | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.4, Л1.1 |
1.2. | Проблема нормы и патологии в социальных науках, психологии и медицине | Сам. работа | 2 | 11 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1 | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.5, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Структура, классификация видов девиантного поведения (Г.Беккер, Ю.А. Клейберг, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Е.В. Змановская, В.Д. Менделевич), формы девиантного поведения (агрессия; суицидальное поведение; злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности; нарушение пищевого поведения; аномалии сексуального поведения; сверхценные психологические увлечения; психопатологичечкие влечения; коммуникативные девиации; девиации стиля поведения) | Лекции | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1 |
1.4. | Детерминация девиантного поведения | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.3 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
1.5. | Психология противоправного поведения | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.5, Л1.1 |
1.6. | Психология противоправного поведения | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.4, Л1.1 |
1.7. | Проанализировать возрастные варианты девиантного поведения(инфантилизм, гиперкинетическое, эгоцентрическое поведение) | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.4, Л1.1 |
Раздел 2. Профилактика девиантного поведения | ||||||
2.1. | Отбор методов и методик по диагностике девиантного поведения | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Профилактика и коррекция отдельных форм девиантного поведения | Практические | 2 | 6 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.5, Л1.1 |
2.3. | Разработать рекомендации по предупреждению семейного неблагополучия, школьной дезадаптации учащихся | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
2.4. | Устный опрос | Экзамен | 2 | 9 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Охарактеризовать основные теоретические подходы к объяснению причин девиантного поведения. 2. Раскрыть понятия «норма» и «патология» в социальных науках, медицине, психологии. 3. Раскрыть типы девиантного поведения. 4. Дать характеристику форм девиантного поведения. 5. Роль психобиологических предпосылок в формировании асоциального поведения несовершеннолетних. 6. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей. 7. Роль неформальных подростковых криминогенных групп в десоциализации несовершеннолетних. 8. Социально-психологическое воздействие на девиантное поведение личности. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Отсутствуют |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. | Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: | М.: Изд-во «Владос», 2010 | |
Л1.2 | Егоров, Алексей Юрьевич | Нейропсихология девиантного поведения: | СПб. : Речь, 2006 | |
Л1.3 | В. Д. Менделевич | Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов | СПб.: Речь, 2005 | |
Л1.4 | Клейберг Ю.А. | Социальная психология девиантного поведения.: | , 2004 | |
Л1.5 | Змановская Е.В. | Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие. | СПб.: Питер, 2012 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Швандерова А.Р. | Аберрантные диспозиции в повседневных практиках учащейся молодежи в условиях общества риска: автореферат дис. … канд. социол. Наук: 22.00.04 Швандерова А.Р. | Ростов н/Д, 2010 | |
Л2.2 | Белинская, Елена Павловна. | Социальная психология личности : учебное пособие | М. : Академия, 2009 | |
Л2.3 | Букреев В.И. | Человек агрессивный (Истоки международного терроризма): учеб. пособие | М.: Флинта, 2011 | |
Л2.4 | Атватер И., Даффи К.Г. | Психология для жизни. Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней. : Учебн. Пособие | М.: Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Психология девиантного поведения" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
.В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий (20 баллов), активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий (50 баллов), и ответить на вопросы к экзамену (30 баллов). В экзаменационный билет включены три вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. За ответ студент может получить максимально 30 баллов. Методические рекомендации по проведению практических занятий Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Практические занятия способствуют более глубокому развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; • выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подгогтовке к ним; выделить вопросы, упражнения, ответы на которые без предварительной подготовки не прдставляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов. При ответх на фопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо в начале делаетс вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. |