МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_ДиА-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
К.психол.н., доцент, Фролова Надежда Владимировна

Рецензент(ы):
К.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- изучение психологических основ психических процессов, состояний, свойств человека, его моделей общения, межличностного взаимодействия;
- развитие психологической компетенции;
- формирование умений и навыков, способствующих применению полученных знаний в повседневных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.значение мотивов, воли, эмоций, самосознания в структуре личности и деятельности для самоорганизации, а также закономерности общения с людьми разных социальных групп.
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать собственную деятельность с учетом индивидуальных особенностей личности, анализировать нестандартные ситуации и находить способы их решения, устанавливать деловые и межличностные контакты с людьми разных социальных групп.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками в организации собственной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями личности, в принятии управленческих решений в нестандартных ситуациях, в построении оптимальных взаимоотношений с людьми разных социальных групп.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию
1.1. Предмет психологии, ее задачи и методы. Психология в структуре современных наук Лекции 2 2 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Отрасли психологии и связь психологии с другими науками Сам. работа 2 8 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Психика и сознание
2.1. Мозг и психика Лекции 2 2 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Соотношение сознательного и бессознательного Сам. работа 2 8 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Исследование самосознания личности Практические 2 2 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Сознание и самосознание личности Лекции 2 2 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Психологическая теория деятельности Сам. работа 2 8 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Психические процессы
3.1. Психология ощущений и восприятия. Память как процесс отражения прошлого опыта Лекции 2 2 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Исследование сенсорно-перцептивных процессов и памяти человека Практические 2 2 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Мышление и воображение как особый вид психических процессов Лекции 2 2 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Проблема развития творческого мышления и воображения субъекта Практические 2 2 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Психология мышления и воображения Сам. работа 2 8 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Психические состояния человека
4.1. Общая характеристика психических состояний. Внимание как состояние, эмоциональные состояния и их функции Лекции 2 2 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Психологические особенности измененных состояний сознания человека Практические 2 2 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Психическая регуляция поведения и деятельности Сам. работа 2 8 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Психологическое воздействие цвета и формы на эмоциональные и волевые состояния человека Практические 2 2 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.5. Приемы тренировки внимания Сам. работа 2 8 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.6. Эмоции и чувства Сам. работа 2 6 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Психология личности
5.1. Индивидуально-психологические особенности личности, направленность личности и мотивация деятельности Лекции 2 2 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Темперамент как динамическая характеристика личности. Характер: общее представление Лекции 2 2 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. Исследования индивидуально-психологических особенностей личности Практические 2 2 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.4. Теории темперамента Сам. работа 2 8 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.5. Проблема самосовершенствования черт характера, повышения психологической культуры личности Практические 2 2 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.6. Способности Лекции 2 2 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Общение как социально-психологический феномен. Психология малой группы.
6.1. Проблема феномена общения в психологической науке. Проблема группы в социальной психологии Лекции 2 2 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Общение и речь Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. Межличностные отношения и взаимодействия Сам. работа 2 6 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.4. Психология малых групп Практические 2 2 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предмет, задачи психологии.
2. Отрасли психологии.
3. Методы психологии.
4. Краткая история становления психологии как науки.
5. Мозг и психика.
6. Теория системной динамической локализации высших психических функций (А.Р. Лурия).
7. Функциональная асимметрия головного мозга.
8. Понятие о психике.
9. Развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики.
10. Возникновение и развитие сознания.
11. Сознание, как высшая степень развития психики. Структура сознания. Теория смысла и значения (А.Н. Леонтьев).
12. Концепция культурно-исторического развития психики (Л. С. Выготского).
13. Бессознательное. Содержание бессознательного.
14. Психоаналитическая теория бессознательного.
15. Защитные механизмы личности.
16. Изменённые состояния сознания.
17. Самосознание человека.
18. Личность. Структура личности.
19. Основные теории личности.
20. Активности личности. Истоки активности.
21. Потребностно-мотивационная сфера личности.
22. Конфликты в потребностно-мотивационной сфере личности. Фрустрация. Когнитивный диссонанс.
23. Акцентуированные личности.
24. Деятельность. Структура деятельности.
25. Освоение деятельности. Навыки. Виды навыков.
26. Виды деятельности их психологическая характеристика.
27. Психологическая характеристика общения. Обратная связь в общении.
28. Виды общения. Речь.
29. Конфликты в общении. Причины возникновения конфликтов.
30. Восприятие человека человеком. Влияние установок. Механизмы восприятия человека человеком.
31. Ощущение. Физиологические основы ощущений. Пороги ощущений.
32. Виды ощущений и их характеристика.
33. Понятие о восприятии. Свойства восприятия.
34. Виды восприятия.
35. Память. Виды памяти и их психологическая характеристика.
36. Процессы памяти. Представления памяти.
37. Мышление как высшая форма отражения реальности. Мышление как процесс. Формы мышления.
38. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления.
39. Воображение. Виды воображения и их характеристика.
40. Эмоции. Виды эмоций и их характеристика.
41. Чувства. Виды чувств и их характеристика.
42. Волевая регуляция поведения.
43. Внимание. Виды внимания. Свойства внимания.
44. Понятие темперамента. Теории темперамента (Кречмер, Павлов).
45. Понятие типа высшей нервной деятельности в классификации темпераментов.
46. Типы темпераментов и их характеристика.
47. Характер. Структура характера. Характер и темперамент.
48. Способности. Виды способностей и их характеристика.
49. Способности и задатки. Одаренность.
50. Группы и их классификация.
51. Психологическая теория коллектива.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Отсутствуют
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 П.С. Гуревич Психология : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118130
Л1.2 Т. А. Мардасова Психология : учеб. пособие -Барнаул : АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Д. Демина Общая психология: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/663
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Гуревич, П.С. Психология : учебник / П.С. Гуревич. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 319 с elibrary.asu.ru
Э2 Кравченко, А.И. Общая психология : учебное пособие / А.И. Кравченко. - М. : Проспект, 2011. - 430 с elibrary.asu.ru
Э3 Баданина, Л.П. Основы общей психологии : учебное пособие / Л.П. Баданина. - 2-е изд., стер. - М. : Флинта, 2012 elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий (20 баллов), активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий (50 баллов), и ответить на вопросы к зачету(30 баллов).
В билет включены вопросы, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. За ответ студент может получить максимально 30 баллов.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Практические занятия способствуют более глубокому развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подгогтовке к ним; выделить вопросы, упражнения, ответы на которые без предварительной подготовки не прдставляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.
При ответх на фопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо в начале делаетс вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ.