Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.02. Документоведение и архивоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_02_ДиА-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.
1.1. | - изучение психологических основ психических процессов, состояний, свойств человека, его моделей общения, межличностного взаимодействия; - развитие психологической компетенции; - формирование умений и навыков, способствующих применению полученных знаний в повседневных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-6 | способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОК-7 | способность к самоорганизации и самообразованию |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | значение мотивов, воли, эмоций, самосознания в структуре личности и деятельности для самоорганизации, а также закономерности общения с людьми разных социальных групп. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | организовать собственную деятельность с учетом индивидуальных особенностей личности, анализировать нестандартные ситуации и находить способы их решения, устанавливать деловые и межличностные контакты с людьми разных социальных групп. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | практическими умениями и навыками в организации собственной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями личности, в принятии управленческих решений в нестандартных ситуациях, в построении оптимальных взаимоотношений с людьми разных социальных групп. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в психологию | ||||||
1.1. | Предмет психологии, ее задачи и методы. Психология в структуре современных наук | Лекции | 2 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Отрасли психологии и связь психологии с другими науками | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Психика и сознание | ||||||
2.1. | Мозг и психика | Лекции | 2 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Соотношение сознательного и бессознательного | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Исследование самосознания личности | Практические | 2 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Сознание и самосознание личности | Лекции | 2 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Психологическая теория деятельности | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Психические процессы | ||||||
3.1. | Психология ощущений и восприятия. Память как процесс отражения прошлого опыта | Лекции | 2 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Исследование сенсорно-перцептивных процессов и памяти человека | Практические | 2 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.3. | Мышление и воображение как особый вид психических процессов | Лекции | 2 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.4. | Проблема развития творческого мышления и воображения субъекта | Практические | 2 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.5. | Психология мышления и воображения | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 4. Психические состояния человека | ||||||
4.1. | Общая характеристика психических состояний. Внимание как состояние, эмоциональные состояния и их функции | Лекции | 2 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.2. | Психологические особенности измененных состояний сознания человека | Практические | 2 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.3. | Психическая регуляция поведения и деятельности | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.4. | Психологическое воздействие цвета и формы на эмоциональные и волевые состояния человека | Практические | 2 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.5. | Приемы тренировки внимания | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.6. | Эмоции и чувства | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 5. Психология личности | ||||||
5.1. | Индивидуально-психологические особенности личности, направленность личности и мотивация деятельности | Лекции | 2 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.2. | Темперамент как динамическая характеристика личности. Характер: общее представление | Лекции | 2 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.3. | Исследования индивидуально-психологических особенностей личности | Практические | 2 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.4. | Теории темперамента | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.5. | Проблема самосовершенствования черт характера, повышения психологической культуры личности | Практические | 2 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.6. | Способности | Лекции | 2 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 6. Общение как социально-психологический феномен. Психология малой группы. | ||||||
6.1. | Проблема феномена общения в психологической науке. Проблема группы в социальной психологии | Лекции | 2 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.2. | Общение и речь | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.3. | Межличностные отношения и взаимодействия | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.4. | Психология малых групп | Практические | 2 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Предмет, задачи психологии. 2. Отрасли психологии. 3. Методы психологии. 4. Краткая история становления психологии как науки. 5. Мозг и психика. 6. Теория системной динамической локализации высших психических функций (А.Р. Лурия). 7. Функциональная асимметрия головного мозга. 8. Понятие о психике. 9. Развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики. 10. Возникновение и развитие сознания. 11. Сознание, как высшая степень развития психики. Структура сознания. Теория смысла и значения (А.Н. Леонтьев). 12. Концепция культурно-исторического развития психики (Л. С. Выготского). 13. Бессознательное. Содержание бессознательного. 14. Психоаналитическая теория бессознательного. 15. Защитные механизмы личности. 16. Изменённые состояния сознания. 17. Самосознание человека. 18. Личность. Структура личности. 19. Основные теории личности. 20. Активности личности. Истоки активности. 21. Потребностно-мотивационная сфера личности. 22. Конфликты в потребностно-мотивационной сфере личности. Фрустрация. Когнитивный диссонанс. 23. Акцентуированные личности. 24. Деятельность. Структура деятельности. 25. Освоение деятельности. Навыки. Виды навыков. 26. Виды деятельности их психологическая характеристика. 27. Психологическая характеристика общения. Обратная связь в общении. 28. Виды общения. Речь. 29. Конфликты в общении. Причины возникновения конфликтов. 30. Восприятие человека человеком. Влияние установок. Механизмы восприятия человека человеком. 31. Ощущение. Физиологические основы ощущений. Пороги ощущений. 32. Виды ощущений и их характеристика. 33. Понятие о восприятии. Свойства восприятия. 34. Виды восприятия. 35. Память. Виды памяти и их психологическая характеристика. 36. Процессы памяти. Представления памяти. 37. Мышление как высшая форма отражения реальности. Мышление как процесс. Формы мышления. 38. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. 39. Воображение. Виды воображения и их характеристика. 40. Эмоции. Виды эмоций и их характеристика. 41. Чувства. Виды чувств и их характеристика. 42. Волевая регуляция поведения. 43. Внимание. Виды внимания. Свойства внимания. 44. Понятие темперамента. Теории темперамента (Кречмер, Павлов). 45. Понятие типа высшей нервной деятельности в классификации темпераментов. 46. Типы темпераментов и их характеристика. 47. Характер. Структура характера. Характер и темперамент. 48. Способности. Виды способностей и их характеристика. 49. Способности и задатки. Одаренность. 50. Группы и их классификация. 51. Психологическая теория коллектива. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Отсутствуют |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | П.С. Гуревич | Психология : учебник | М. : Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118130 |
Л1.2 | Т. А. Мардасова | Психология : учеб. пособие | -Барнаул : АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л. Д. Демина | Общая психология: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/663 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Гуревич, П.С. Психология : учебник / П.С. Гуревич. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 319 с | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Кравченко, А.И. Общая психология : учебное пособие / А.И. Кравченко. - М. : Проспект, 2011. - 430 с | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Баданина, Л.П. Основы общей психологии : учебное пособие / Л.П. Баданина. - 2-е изд., стер. - М. : Флинта, 2012 | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий (20 баллов), активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий (50 баллов), и ответить на вопросы к зачету(30 баллов). В билет включены вопросы, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. За ответ студент может получить максимально 30 баллов. Методические рекомендации по проведению практических занятий Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Практические занятия способствуют более глубокому развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; • выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подгогтовке к ним; выделить вопросы, упражнения, ответы на которые без предварительной подготовки не прдставляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов. При ответх на фопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо в начале делаетс вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. |