МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_ДиА-45-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 100
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 100 100 100 100
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
К.психол.н., доцент, Фролова Надежда Владимировна

Рецензент(ы):
К.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №176)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.- изучение психологических основ психических процессов, состояний, свойств человека, его моделей общения, межличностного взаимодействия;
- развитие психологической компетенции;
- формирование умений и навыков, способствующих применению полученных знаний в повседневных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7: способность к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.значение мотивов, воли, эмоций, самосознания в структуре личности и деятельности для самоорганизации, а также закономерности общения с людьми разных социальных групп.
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать собственную деятельность с учетом индивидуальных особенностей личности, анализировать нестандартные ситуации и находить способы их решения, устанавливать деловые и межличностные контакты с людьми разных социальных групп.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками в организации собственной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями личности, в принятии управленческих решений в нестандартных ситуациях, в построении оптимальных взаимоотношений с людьми разных социальных групп.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию
1.1. Предмет психологии, ее задачи и методы. Психология в структуре современных наук Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.2. Отрасли психологии и связь психологии с другими науками Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Психика и сознание
2.1. Мозг и психика Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.2. Соотношение сознательного и бессознательного Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.3. Исследование самосознания личности Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.4. Сознание и самосознание личности Лекции 2 2 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.5. Психологическая теория деятельности Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Психические процессы
3.1. Психология ощущений и восприятия. Память как процесс отражения прошлого опыта Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.2. Исследование сенсорно-перцептивных процессов и памяти человека Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.3. Мышление и воображение как особый вид психических процессов Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.4. Проблема развития творческого мышления и воображения субъекта Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.5. Психология мышления и воображения Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 4. Психические состояния человека
4.1. Общая характеристика психических состояний. Внимание как состояние, эмоциональные состояния и их функции Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
4.2. Психологические особенности измененных состояний сознания человека Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
4.3. Психическая регуляция поведения и деятельности Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
4.4. Приемы тренировки внимания Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
4.5. Психологическое воздействие цвета и формы на эмоциональные и волевые состояния человека Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
4.6. Эмоции и чувства Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 5. Психология личности
5.1. Индивидуально-психологические особенности личности, направленность личности и мотивация деятельности Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
5.2. Темперамент как динамическая характеристика личности. Характер: общее представление. Способности Практические 2 2 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
5.3. Исследования индивидуально-психологических особенностей личности Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
5.4. Теории темперамента Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
5.5. Проблема самосовершенствования черт характера, повышения психологической культуры личности Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 6. Общение как социально-психологический феномен. Психология малой группы.
6.1. Проблема феномена общения в психологической науке. Проблема группы в социальной психологии Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
6.2. Общение и речь Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
6.3. Межличностные отношения и взаимодействия Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
6.4. Психология малых групп Сам. работа 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
6.5. Устный опрос Зачет 2 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Основные этапы становления психологии.
2. Классификация методов современной психологии.
3. Назовите отрасли психологии и их связь с другими науками.
4. Найти общее и различительное в понятиях «самость», «самооценка», «самоценность».
5. Назовите структуру деятельности, ее внутренние и внешние компоненты.
6. Раскройте потребностно-мотивационную сферу личности.
7. Охарактеризуйте механизмы восприятия человека человеком.
8. Групповая динамика и групповое развитие.
9. Физиологические основы ощущений.
10. Забывание как особый процесс памяти.
11. Воля как сознательный регулятор деятельности.
12. Раскройте соотношение характера и темперамента.
13. Охарактеризуйте понятия «одаренность», «талант», «гениальность».
14. Мнемические приемы тренировки памяти человека.
15. Защитные механизмы личности.
16. Природа индивидуальных различий в творческих способностях.
17. Измененные состояния сознания.
18. Способы тренировки внимания человека.
19. Конституциональные типологии темперамента.
20. Характеристика акцентуаций характера по К.Леонгарду и А.Е.Личко.
21. Методы регуляции и саморегуляции психических состояний.
22. Функциональная ассиметрия головного мозга как основа различий формирования индивидуальных способностей.
23. Развитие навыков позитивного общения.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Отсутствуют
5.3. Фонд оценочных средств
Прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 П.С. Гуревич Психология : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118130
Л1.2 Т. А. Мардасова Психология : учеб. пособие -Барнаул : АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4251
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 отв. ред. А. А. Крылов Психология: учебник М.: Проспект, 2012
Л2.2 Л. Д. Демина Общая психология: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/663
Л2.3 Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко Общая психология : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/DD8AF70A-93A8-4BEF-AB94-CD25D5840550
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Гуревич, П.С. Психология : учебник / П.С. Гуревич. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 319 с http://elibrary.asu.ru/
Э2 Кравченко, А.И. Общая психология : учебное пособие / А.И. Кравченко. - М. : Проспект, 2011. - 430 с http://elibrary.asu.ru/
Э3 Баданина, Л.П. Основы общей психологии : учебное пособие / Л.П. Баданина. - 2-е изд., стер. - М. : Флинта, 2012 http://elibrary.asu.ru/
Э4 Курс в мудл https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4549
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий (20 баллов), активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий (50 баллов), и ответить на вопросы к экзамену (30 баллов).
В экзаменационный билет включены три вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. За ответ студент может получить максимально 30 баллов.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Практические занятия способствуют более глубокому развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подгогтовке к ним; выделить вопросы, упражнения, ответы на которые без предварительной подготовки не прдставляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.
При ответх на фопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо в начале делаетс вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ.