МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Зоопсихология и сравнительная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., профессор каф. общей и прикладной психологии, Кайгородова Н.З.

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, доцент каф. общей и прикладной психологии, Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Зоопсихология и сравнительная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (уровень специалитета), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1613

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Татьяна Геннадьевна, к.психол.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Волкова Татьяна Геннадьевна, к.психол.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» является формирование у студентов-психологов системы научного знания в области зоопсихологии и сравнительной психологии, включающей современные представления о природе психики, ее структуре, динамике развития в процессе эволюции, ее специфике у животных и человека, предпосылках возникновения человеческого сознания.
Задачи:
- познакомить студентов с системой понятий и категорий, с помощью ко-торых зоопсихология пытается отразить все многообразие проявлений психики животных;
- помочь овладеть знаниями о проявлениях, закономерностях и эволюции психики, о происхождении и развитии в онтогенезе и филогенезе психи-ческих процессов у животных;
- дать определенные знания о проявлении психики животных через раз-личные формы поведения – таксисы, инстинктивное поведение, науче-ние, интеллектуальное поведение;
- показать сложность и многообразие психики животных, проявляющиеся в различных формах социального поведения;
- дать знания студентам вы области сравнительной психологии;
- обеспечить понимание того, что изучение человеческой психики воз-можно лишь при учете как общих с животными эволюционных корней психической деятельности животных и человека, так и качественных пе-рестроек, поднявших эту деятельность на совершенно новый, небывалый до того уровень развития;
- познакомить с достижениями в области прикладной зоопсихологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-19 способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основах происхождения и развития психики в филогенезе; современ-ные теоретические подходы к проблеме возникновения человеческого сознания; о стадиях развития психики; отличительные особенности психики животных и человека;об основных категориях, необходимых для анализа развития психики с точки зрения эволюционно-системного подхода; об основных закономерностях, механизмах протекания психических процессов у животных;
об эволюции и специфике основных форм поведенческой активности животных: особенностях потребностно-мотивационной сферы (комфортное, пищевое, репродуктивное поведение); особенностях ориентировочно-исследовательской деятельности; коммуникативной деятельности; особенностях онтогенеза
3.2.Уметь:
3.2.1.проследить эволюционные изменения в строении нервной системы, органов чувств, психических функций животных и человека;сопоставлять психосоциальные явления у животных и человека; выявлять эволюционные функциональные аналогии основных форм поведения животных и человека: репродуктивного, родительского и агрессивного;
анализировать и сопоставлять данные сравнительно-психологических исследований отдельных психических процессов на разных уровнях эволюционного развития, онтогенеза высших жи-вотных и человека, антропологически значимых особенностей психики на разных эволюционных уровнях, разви-тия психики в антропогенезе;проанализировать отличия поведения различных классов животных с точки зрения отдельных психических процессов, с точки зрения развития системных образований психики (интеллект, игровая деятельность, общение и пр.);
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.оценки степени тождества и различий в психике высших человекообразных обезьян и человека; проведения сравнительного анализа развития психики в онтогенезе на различных эволюционных уровнях; использования зоопсихологических знаний в хозяйственной и природоохранной деятельности человека и в практической психологической работе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Методы. Связь с другими науками. Общая характеристика психики животных.
1.1. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Методы. Связь с другими науками. История развития. Лекции 2 2 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Методы. Связь с другими науками Практические 2 2 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Общая характеристика психики животных.Специфика исследования психики и поведения животных на разных этапах развития научной мысли Сам. работа 2 4 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Происхождение психики. Эволюция психики в филогенезе
2.1. Подходы к анализу развития психики животных в филогенезе. Критерии периодизации эволюции психики. Концепция развития психики Леонтьева-Фабри. Характеристика элементарной сенсорной и перцептивной стадий развития психики, с выделением уровней. Лекции 2 2 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Основные сферы жизнедеятельности животных, позволяющие охарактеризовать уровень развития психики: потребностно-мотивационная сфера, ориентировочно-исследовательская деятельность, общение, особенности онтогенеза. Практические 2 2 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Преобразования в структуре деятельности как основание для сравнительно-психологического анализа развития психики в эволюции (А.Н. Леонтьев). Развитие идей А.Н. Леонтьева в работах К.Э. Фабри, С.Л. Новоселовой, Н.Н. Мешковой и Е.Ю. Федорович. Сам. работа 2 4 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Особенности развития и функционирования потребностно-мотивационной сферы животных на разных уровнях развития психики.
3.1. Категория деятельности в философии и психологии.Предмет деятельности и психическая активность. Мотивированное и немотивированное поведение. Сам. работа 2 4 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Концепция гомеостаза. "Заданные значения". Теория драйвов и ее критика. Мотивационные системы и мотивационные состояния. Конфликт мотиваций и принятие решения. Практические 2 2 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Мотивированное и немотивированное поведение. Концепция гомеостаза. "Заданные значения". Сам. работа 2 4 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Основные функциональные сферы поведения животных: комфортная сфера, пищевая сфера, репродуктивная сфера. Лек Лекции 2 2 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Основные функциональные сферы поведения животных: комфортная сфера, пищевая сфера, репродуктивная сфера. Временная организация репродуктивного поведения. Половое поведение и половой отбор. Половой диморфизм. Родительское поведение и его стратегии. Практические 2 2 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.6. Репродуктивное поведение. Формы репродуктивного поведения. Стереотипизация поведения, биологическое значение ритуалов. Сам. работа 2 4 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Ориентировочно-исследовательская деятельность. Поведение и эволюция. Индивидуальное поведение животных.Врожденное и приобретенное в поведении животных.
4.1. Строение ориентировочно-исследовательской деятельности и ее место в общей структуре деятельности как показатели эволюции психики. Формы поведения по критерию функции, которые они обеспечивают в регуляции деятельности: сигнальная форма, инстинктивная форма, научение, интеллект.Врожденное и приобретенное в поведении животных. Сам. работа 2 4 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Ориентация в пространстве. Кинезы и таксисы. Классификация таксисов. Понятие инстинкта, основные характеристики инстинктивного поведения. Структура инстинктивного акта: поисковая и завершающая фазы. Пластичность инстинктивного поведения. Практические 2 2 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Ориентация в пространстве. Кинезы и таксисы. Классификация таксисов. Понятие инстинкта, основные характеристики инстинктивного поведения. Структура инстинктивного акта: поисковая и завершающая фазы. Пластичность инстинктивного поведения. Сам. работа 2 2 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Научение: определение и основные классификации форм научения. Высшие когнитивные функции. Интеллект и сознание. Интеллектуальное поведение животных. Лекции 2 2 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.5. Научение: определение и основные классификации форм научения. Высшие когнитивные функции. Интеллект и сознание. Интеллектуальное поведение животных. Практические 2 2 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.6. Работы И.П.Павлова, Э. Торндайка, Б.Ф.Скиннера, В. Келлера, А.Бандуры. Психические репрезентации у животных. Сам. работа 2 2 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Развитие психики животных в онтогенезе.Особенности онтогенеза как показатель развития психики животных.
5.1. Развитие психики животных в онтогенезе. Онтогенетическая периодизация. Условия обогащения поведения. Память и научение как основа развития индивидуальных форм поведения. Сам. работа 2 2 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Значение и роль игрового поведения в онтогенезе поведения животного. Исследовательское поведение как фактор адаптации особи. Проблема наследуемого и приобретенного в поведении. Практические 2 2 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Особенности онтогенеза и высшие формы индивидуального поведения: развитие мотивационно-потребностной сферы, репродуктивное поведение, родительское поведение, исследовательское поведение. Игра. Орудийная деятельность животных. Сам. работа 2 3 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Коммуникативное и общественное поведение животных.
6.1. Коммуникация – понятие и виды. Ольфакторная, оптическая и акустическая сигнализация. Коммуникационные процессы в сообществах животных. Критерии сообщества и социальные реакции. Типология сообществ. Лекции 2 2 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Взаимодействия животных как фактор эволюции. Общественное поведение. Конфликтное поведение. Демонстрация и ритуал. Практические 2 2 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.3. Коммуникационные процессы в сообществах животных. Намеренность коммуникаций. Невербальная коммуникация. «Язык» животных. Сравнительная психолингвистика – языковая и речевая деятельность. Сам. работа 2 4 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 7. Сравнительная психология и проблема происхождения человеческой психики.Эволюция психики человека в филогенезе.
7.1. Эволюция психики человека в филогенезе.Сопоставление психики животных и человека. История и основные направления сравнительных исследований психики. Лекции 2 2 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
7.2. Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных. Практические 2 4 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
7.3. Исследования антропогенетически значимых особенностей психики на разных эволюционных уровнях. Сам. работа 2 6 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
7.4. Изучение развития психики в антропогенезе. Лекции 2 2 ПК-19 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
7.5. Прикладная зоопсихология. Практические 2 2 ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л2.2
7.6. Использование зоопсихологических знаний в хозяйственной и природоохранной деятельности человека, в психотерапии и развивающей работе с детьми.Этология как одно из направлений изучения психики животных. Сам. работа 2 2 ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л2.2
7.7. Экзамен 2 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. Э. Фабри Основы зоопсихологии: учеб. для вузов М. : УМК Психология, 2004 www.lib.asu.ru
Л1.2 Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2004 www.lib.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев: учеб. пособие для вузов Новосибирск : Изд-во ЮКЭА, 2002 www.lib.asu.ru
Л2.2 Ермаков В. А. Зоопсихология и сравнительная психология: Учебно-методический комплекс Москва : Евразийский открытый институт, 2008 www.lib.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Зоопсихология и сравнительная психология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- Word- 2007
- POWER Point 2010
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭУМК "Зоопсихология и сравнительная психология" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1887
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по рациональной организации самостоятельной работы.


Учебный процесс в вузе существенно отличается от того, как он организован в средней школе. Одна из важнейших наших задач - научить студента самостоятельно учиться в дальнейшем всю жизнь. Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу.

Работа на лекции



На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей. Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое "конспектирование" приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора "читать помедленнее". Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и т.п. Целесообразно разработать собственную "маркографию"(значки, символы), сокращения слов. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только основной фонд, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Методические рекомендации к составлению реферата.

Реферат (от лат. refero сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по одной теме.Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний. При написании реферата уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить.Реферат не является простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы.
Этапы работы над рефератом:
1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. 2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3.Составление библиографии.
4.Обработка и систематизация информации.
5.Разработка плана реферата.
6.Написание реферата.
7.Публичное выступление с результатами исследования.
Содержание работы должно отражатьзнание современного состояния проблемы; обоснование выбранной темы; использование известных результатов и фактов; полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; актуальность поставленной проблемы; материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время. Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, a, следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной является следующая структура реферативной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература.

Общие рекомендации к подготовке к семинарскому и практическому занятию

Основной формой подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины. Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем. При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить. При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания. При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы. В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые тестовые задания.Методические рекомендации по подготовке к экзамену.Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса. Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. При подготовке к экзамену руководствуйтесь программой курса и методическими рекомендациями.Экзамен сдается в форме обсуждения вопросов по теории в устной или письменной форме (по желанию студентов) с учетом итогов выполненных студентом тестовых и индивидуальных заданий. Поэтому необходимым условием допуска студента к экзамену является выполнение и защита в срок индивидуального задания. Чтобы преподаватель имел возможность познакомиться с результатом индивидуальной работы, он должен быть сдан не позже, чем за 3 недели до сдачи экзамена.Активность в течение семестра, как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях, способствует успешной сдаче экзамена.Перед экзаменом рекомендуется освежить в памяти свои работы. Подумайте, что может быть наиболее интересным в этих работах, что вы хотели бы обсудить с преподавателем, и какие вопросы может задать преподаватель во время обсуждения. Попытайтесь понять, какое место занимается ваша работа по отношению к теоретическому и прикладному материалу, с которым вы уже познакомились.

Самопроверка



После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.



Консультации



Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Рекомендации по самостоятельной работе с литературой

Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные рекомендации по работе с книгой можно свести к следующим:- составьте перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - при составлении перечня литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время;- систематизируйте этот перечень (отметьте, что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности и т.д.);- обязательно выписывайте все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время);- определите для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;•Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).- если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого необходимо научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать); - еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи (искать аргументы «за» или «против» интересующей идеи).
Существует несколько видов систематизированной записи прочитанного, основные из которых следующие:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.


Методические рекомендации по составлению конспекта:


1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.