МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дифференциальная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.б.н., профессор каф. общей и прикладной психологии, Кайгородовой Н.З.

Рецензент(ы):
к.пс.н., доцент каф. общей и прикладной психологии, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Дифференциальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946) Программа разработана для заочной формы обучения.

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., к.психол.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., к.психол.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса – обеспечить понимание базисных факторов, определяющих индивидуальные и типологические различия между людьми, проявляющиеся в поведении, деятельности, общении и достижение студентами необходимого уровня образованности по данной учебной дисциплине.
Задачи курса:
- ознакомить студентов с основными понятиями дифференциальной психологии;
- показать связь дифференциальной психологии с различными дисциплинами как внутри психологической науки, так и вне ее;
- познакомить с основными подходами к определению темперамента, характера и свойств личности в рамках данной дисциплины;
- дать представление о методах дифференциальной психологии и их использовании в практической работе психологов различного профиля.
- подготовить студентов к самостоятельному исследованию и анализу психологических различий с помощью методов дифференциальной психологии, оценке влияния различных индивидуально-типологических факторов на поведение и успешность деятельности личности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о направлениях дифференциальной психологии;
- о разных теоретических подходах к исследованию индивидуальных особенностей человека;
- о методических подходах дифференциальной психологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- уметь использовать полученные знания в практической деятельности;
- уметь анализировать поведение человека на уровне свойств ВНД; конституциональных особенностей, темперамента, характера и личностных свойств;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- диагностики темперамента, характера и связанных с ними личностных свойств;
- подбора диагностического инструментария в соответствии с поставленной задачей;
- оценивания влияния одного или нескольких различных индивидуально-типологических факторов на некоторую обобщенную характеристику деятельности человека

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в дифференциальную психологию.
1.1. Дифференциальная психология как наука. Лекции 5 2 ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Источники индивидуальных различий и структура индивидуальности Сам. работа 5 13 ПК-4 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Структура и факторы индивидуальности.
2.1. Структура и факторы индивидуальности Лекции 5 2 ПК-4 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Свойства нервной системы Практические 5 2 ПК-4 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Функциональная асимметрия полушарий Сам. работа 5 6 ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Психология пола. Сам. работа 5 6 ПК-4 Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Темперамент, характер и способности
3.1. Темперамент как свойство индивидуальности Сам. работа 5 6 ПК-4 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.2. Методы исследования темперамента Практические 5 2 ПК-4 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Психология способностей. Сам. работа 5 6 ПК-4 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Психология личности
4.1. Типы характера и личности Сам. работа 5 5 ПК-4 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Психология черт личности. Сам. работа 5 6 ПК-4 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Акцентуации характера Практические 5 2 ПК-4 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Дифференциальная психология деятельности
5.1. Стили профессиональной деятельности Сам. работа 5 4 ПК-4 Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.2. Стили учебной деятельности Сам. работа 5 2 ПК-4 Л1.3, Л1.2
5.3. Дифференциально-типологические аспекты спортивной деятельности Сам. работа 5 2 ПК-4 Л1.3, Л1.2
5.4. Стили общения Сам. работа 5 2 ПК-4 Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.5. Зачет 5 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы и задания для самоконтроля

1. Прокомментируйте следующие утверждения. Какие из них верны, какие - нет?
А) Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын доказали фундаментальную роль подкорковых структур и лобных долей мозга в активации поведения и его эмоциональной регуляции.
Б) Концепция И.П. Павлова и его школы стала рассматриваться как частный случай концепции функционально-системной организации работы мозга П.К. Анохина.
В) Темперамент - это прямое проявление биологических свойств человека.
Г) В рамках целостной теории индивидуальности, разрабатываемой В.С. Мерлиным, П.К. Анохиным, В.М. Русаловым, индивидуально-биологические свойства человека, организованные в специальные программы, являются причинами индивидуального поведения.
2. В чем сущность модели типов темперамента, описанной Г. Айзенком? В чем состоит заслуга Г. Айзенка?
3. Определение типа темперамента студентов (на материале «Методики определения типа темперамента» Г. Айзенка).
4. Нарисуйте в тетради схему «Свойства темперамента» (по В.С. Мерлину).
5. Охарактеризуйте интегральные типы темперамента ученика В.С. Мерлина - В.В. Белоуса.
6. Каковы взгляды Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына на природу темперамента?
7. Раскройте основные представления о темпераменте В.М. Русалова.
8. В чем сущность регуляторной теории темперамента Я. Стреляу?
9. Назовите основные характеристики поведения, выделенные американскими учеными А. Томас и С. Чесс.
10. Проведите сравнение основных типов (векторов) поведения в концепции А.В. Либина.
11. Охарактеризуйте типологию личности А.Миллера.
12. Проанализируйте интерперсональное поведение человека по Т. Лири.
13. Заполните схему «Типы темперамента» по Д. Кейрси.
14. Охарактеризуйте основные взгляды на структуру темперамента в трудах представителей факторных концепций темперамента.
15. Составьте конспект статьи «Типологическая модель К. Юнга» из хрестоматии по психологии и типологии характера Д.Я. Райгородского «Психология и психоанализ характера» (Самара., 2002. - С. 174 - 222).
16. В чем сущность описательного метода оценки темперамента К. Леонгарда?
17. Заполните таблицу «Типы темперамента и их характеристики» (по У.Шелдону).
18. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика типов телосложения» (по К. Конраду).
19. Составьте схему «Типы телосложения» (по У. Шелдону).
20. Заполните таблицу «Конституциональные типы» (по Э. Кречмеру).
21. Ответьте, каковы взгляды древнегреческих ученых на происхождение темперамента?
22. Проведите сравнение основных взглядов в объяснении типов темперамента представителей гуморального направления (А. Галлер, Г. Врисберг, И. Генле, А. Фулье) и дайте их критический анализ. Составьте таблицу.
23. Составьте конспект: Кант И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982. - С.148-152.
24. Проанализируйте причины возникновения дифференциальной психологии.
25. Раскройте основные положения об индивидуально-типологических различиях древнегреческих ученых (Платон, Гиппократ, Аристотель).
26. Охарактеризуйте основные положения о природе различий между людьми в трудах У. Штерна, А. Анастази.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

1. Биологическая обусловленность психики че¬ловека в свете последних разработок дифференциальной пси¬хофизиологии.
2. Среда и наследственность в концепции Л.С. Вы¬готского?
3. Я-концепция как основа жизненного стиля.
4. Стили педаго¬гического общения.
5. Стили родительского воспитания.
6.Стили спортивной деятельности.
7.Стили производственной деятельности.
8.Достоинства и недостатки подхода к психологии личности с позиции черт.
9. Теории гениальности
10. Теории способностей.
11. Т.еории темперамента
12. Типы личности разных авторов
13. Психология ха¬рактера в работах разных авторов.
14. Зарубежные теории темпераментов.
15. Индивидуально типологические основы девиантного поведения.
16. Гендерные различия и половая идентификация.
17. Достоинства и недостатки типологического подхода к психологии личности.
18. Достоинства и огра¬ничения психологических типологий.
19. Типо¬логия характера.
20. Пол в структуре индивидуальности.
21. Структура индивидуальности в подходах разных ученых.
22. Современное понимание роли наследственности и среды в индивидуальных различиях.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для экзамена по дифференциальной психологии

1. Исследование темперамента в школе Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына.
2. Исследование темперамента в школе В.С. Мерлина.
3. Темперамент с точки зрения теории функциональных систем П.К. Анохина.
4. Генетические основы темперамента.
5. Конституциональные типологии темперамента.
6. Формирование акцентуаций характера.
7. Дифференциальная психология в исследовании способностей.
8. Задатки, способности, одаренность и склонность.
9. Стилевые особенности индивидуальности.
10. Стиль общения в структуре индивидуальности.
11. Дифференциально-типологические аспекты спортивной деятельности.
12. Дифференциально-типологические аспекты учебной деятельности.
13. Дифференциально-психологические аспекты становления профессионала.
14. Факторная структура личности.
15. Типологический подход к изучению личности.
16. Черты как психологическая категория.
17. Жизненные стили. Факторы их определяющие.
18. Стили деятельности.
19. Стили общения.
20. Теории способностей.
21. Теории гениальности.
22. Характер, его место в структуре инди¬видуальности.
23. Возрастные особенности темперамента.
24. Достоинства и огра¬ничения психологических типологий.
25. Типо¬логия характера.
26. Пол в структуре индивидуальности.
27. Структура индивидуальности в подходах разных ученых.
28. Современное понимание роли наследственности и среды в индивидуальных различиях.
29. Методы дифференциальной психологии.

Тестовые задания

1. Вставьте пропущенное слово. О каком напралении дифференциальной психологии идет речь. «… направление дифференциально-психологических исследований изучает насколько вариативным оказывается какое-либо качество».
2. Верно или нет следующее выражение? Поясните. «Для развития психических функций ребенка необходимо, чтобы он не приспосабливался к окружающему миру, а активно присваивал себе опыт предшествующих поколений».
3. О каком проявлении индивидуальности идет речь. «… - особая форма бытия отдельного человека, саморегулируемая биосоциальная система многоуровневых связей, в рамках которой он живет и сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних изменений».
4. Выберите свойства, входящие во второй уровень индивидуальности «Психические свойства» по В.С. Мерлину:
а) первичные потребности
б) свойства нервной системы
в) биохимические свойства
г) пол
д) общесоматические свойства
е) прижизненно сформированные системы временных связей
ж) психофизиологические функции
з) задатки
и) темперамент
к) возраст
л) конституция
м) свойства личности
н) социальные роли
5. Выберите правильный ответ. О каком свойстве нервной системы идет речь. «Характеризует способность выдерживать, не переходя в состояние запредельного торможения, либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) возбуждение»
а) сила нервной системы
б) подвижность нервной системы
в) уравновешенность нервной системы.
г) лабильность нервной системы
д) динамичность нервной системы.
6. Выберите из перечисленных особенности, характерные для зрительного восприятия. Левым полушарием лучше воспринимаются задачи:
а) оценка временных отношений
б) оценка пространственных отношений
в) установление сходства
г) установление различий
д) установление идентичности стимулов по названиям
е) установление физической идентичности стимулов
ж) переход к вербальному кодированию
з) зрительно-пространственный анализ.
7. Вставьте пропущенные слова. «Под интересов подразумевается такое отношение к …, которое создает тенденцию … обращать внимание на него».
8. Выберите определение, которое относится к задаткам.
а) анатомо-физиологические особенности, образующие врожденное различие между людьми;
б) психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.
в) совокупность задатков, которые составляют природную предпосылку развития способностей;
г) совокупность знаний, умений и навыков как системы временных связей, возникающих в мозгу как результат обучения какой-либо деятельности.
д) своеобразное сочетание психических свойств, которое обеспечивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельности.
9. Выберите правильный ответ. Темперамент выражается:
а) в тенденции к сильному выражению чувств во вне, в общей подвижности человека;
б) в эмоциональной возбудимости, в тенденции к сильному выражению чувств во вне
в) в эмоциональной возбудимости, в тенденции к сильному выражению чувств во вне, в общей подвижности человека;
г) в эмоциональной возбудимости, в общей подвижности человека;
д) нет полного ответа.
10. Вставьте пропущенное слово. «Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых психологических свойств, обусловливающих особенности её индивидуального «я», … поведения».


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учебник СПб. : Изд-во СПбГУ, 2001 www.lib.asu.ru
Л1.2 О. А. Ахвердова, Н. Н. Волоскова, Т. В. Белых.- Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности: Учебное пособие СПб. : Речь,, 2004 www.lib.asu.ru
Л1.3 Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология : учебное пособие Москва : Издательство «Флинта», , 2012 www.lib.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. : СПб.: Питер, 2010 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/493
Л2.2 Либин А.В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций: учебное пособие М. : Смысл, 2000 www.lib.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 - Электронно-библиотечная система "Лань"
Э2 - Электронно-библиотечная система "online"
Э3 Курс в Moodle «Дифференциальная психология» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
-Word- 2007
- SPSS-20
-POWER Point 2010
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭУМК "Дифференциальная психология"https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7239
http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека on-line
http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система издательства «Лань»
http://www.ht.ru/
http://www.psy-diagnoz.com
http://www.imaton.com/metodiki/catalog/
http://www.psytest.ru/
http://lab.psytest.ru
http://psystudy.ru/
http://elibrary.ru
http://vch.narod.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по рациональной организации
самостоятельной работы.

Учебный процесс в вузе существенно отличается от того, как он организован в средней школе. Одна из важнейших наших задач - научить студента самостоятельно учиться в дальнейшем всю жизнь.
Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 30% от всего времени изучаемого цикла.Это отражено в учебных планах и графиках учебного процесса, с которым каждый студент может ознакомиться у заведующей отделения, у преподавателя дисциплины.
Главное в период обучения своей специальности - это научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения.
Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин (имеются на сайте АлтГУ, у методиста кафедры), учебный план и расписание занятий вывешивается на 3-м этаже учебного корпуса. Рекомендуется не только ознакомиться с этими документами, но и изучить их.
Ежедневной учебной работе студенту следует уделять 9-10 часов своего времени, т.е. при 6 часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить 3-4 часа.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтра. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. И запомни: если не ты, то кто?

Работа на лекции

На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.
Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал.
Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое "конспектирование" приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора "читать помедленнее". Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и т.п. Целесообразно разработать собственную "маркографию"(значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Методические рекомендации к составлению реферата.

Реферат (от лат. refero сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по одной теме.
Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний. При написании реферата уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить.
Реферат не является простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы.
Этапы работы над рефератом:
1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3.Составление библиографии.
4.Обработка и систематизация информации.
5.Разработка плана реферата.
6.Написание реферата.
7.Публичное выступление с результатами исследования. На семинарском занятии, заседании предметного кружка, студенческой научно-практической конференции.)
Содержание работы должно отражать:
-знание современного состояния проблемы;
-обоснование выбранной темы;
-использование известных результатов и фактов;
-полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
-актуальность поставленной проблемы;
-материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.
Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, a, следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной является следующая структура реферативной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература.

Общие рекомендации к подготовке к семинарскому и
практическому занятию

Основной формой подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины.
Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем.
При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить.
При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания.
При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы.
В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые тестовые задания.

Методические рекомендации по подготовке к экзамену.

Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса.
Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш - отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых.
Можно рекомендовать на этот период следующий режим дня. Подъем в 6:30-7:00, утренний туалет, гимнастика, завтрак (не более часа). В 8:00-8:30 - занятия (для них все должно быть подготовлено еще с вечера). Краткие паузы для отдыха устраивай через каждые 50-55 минут интенсивной работы. После 2-3 часов занятий - получасовой перерыв. После перерыва можно сосредоточенно позаниматься еще 2-2,5 часа.
Сразу же после обеда (1-1,5 часа) заниматься не рекомендуется (труд окажется малопроизводительным). Лучше сделать прогулку, выполнить какую-либо работу, не связанную с подготовкой к экзамену, отдохнуть (если есть потребность, сон - самый лучший вариант). Затем надо опять напряженно позаниматься 2,5-3 часа и 1-2 часа после ужина.
Не засиживайся за полночь. Сохраняй в комнате (общежитии) тишину, чистоту и порядок.
При подготовке к сдаче экзаменов старайся весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к экзамену руководствуйтесь программой курса и методическими рекомендациями.
Экзамен сдается в форме обсуждения вопросов по теории в устной или письменной форме (по желанию студентов) с учетом итогов выполненных студентом тестовых и индивидуальных заданий. Поэтому необходимым условием допуска студента к экзамену является выполнение и защита в срок индивидуального задания. Чтобы преподаватель имел возможность познакомиться с результатом индивидуальной работы, он должен быть сдан не позже, чем за 3 недели до сдачи экзамена.
Активность в течение семестра, как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях, способствует успешной сдаче экзамена.
Перед экзаменом рекомендуется освежить в памяти свои работы. Подумайте, что может быть наиболее интересным в этих работах, что вы хотели бы обсудить с преподавателем, и какие вопросы может задать преподаватель во время обсуждения. Попытайтесь понять, какое место занимается ваша работа по отношению к теоретическому и прикладному материалу, с которым вы уже познакомились.

Самопроверка

После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале. Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.


Консультации

Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Рекомендации по самостоятельной работе с литературой

Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные рекомендации по работе с книгой можно свести к следующим:
- составьте перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- при составлении перечня литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время;
- систематизируйте этот перечень (отметьте, что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности и т.д.);
- обязательно выписывайте все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время);
- определите для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть (естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты с указанием страниц);
- если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого необходимо научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать);
- еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи (искать аргументы «за» или «против» интересующей идеи.
Существует несколько видов систематизированной записи прочитанного, основные из которых следующие:
1.Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2.Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3.Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4.Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5.Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

Методические рекомендации по составлению конспекта:

1.Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2.Выделите главное, составьте план;
3.Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4.Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5.Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.