МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология здоровья в производственной сфере и образовании
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихология здоровья
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-1- 2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 121
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 121 121 121 121
Часы на контроль 9 9 9 18
Итого 144 144 144 153

Программу составил(и):
д.б.н., профессор каф. общей и прикладной психологии, Кайгородова Н.З.

Рецензент(ы):
к.пс.н., доцент каф. общей и прикладной психологии, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психология здоровья в производственной сфере и образовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 сентября 2015 № 1043 Программа разработана для очной формы обучения.

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., канд.психол.наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., канд.психол.наук, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины «Психология здоровья»: обеспечить понимание здоровья человека как психологического явления, показать значение психологии в изучении факторов здоровья, а также средств и методов его сохранения, укрепления и развития.
Задачи курса:
- ознакомить студентов с основными понятиями, историей становления психологии здоровья;
- показать связь психологии здоровья с другими науками – физиология, эпидемиология, медицинская социология, медицинская антропология.
- познакомить слушателей с основными методологическими подходами и методами психологии здоровья.
- продемонстрировать значение психологических факторов влияющих на формирование и развитие болезней и их профилактику.
- подготовить студентов к самостоятельному исследованию в области психологии здоровья, к оценке влияния различных факторов на здоровье личности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПСК-1: готовностью осуществлять психологическую помощь в случае дезадаптации, различных видов девиаций и зависимости
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.место психологии здоровья в системе наук, изучающих здоровье человека, иметь представление о вкладе в психологию здоровья зарубежных и отечественных ученых; основные методологические и методические подходы психологии здоровья; основные подходы к оценке здоровья и выявлению факторов риска здоровья человека и их коррекции; условия и технологию проведения лабораторных и практических занятий по психологии здоровья.
3.2.Уметь:
3.2.1.характеризовать психологические феномены с позиций здоровья личности; использовать методы оценки здоровья личности и выявления факторов риска здоровья; подготовить проведение лабораторных и практических занятий по психологии здоровья.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.умениями и навыками выявления связи психологии здоровья с другими науками; методами оценки здоровья личности и выявления факторов риска здоровья;методами коррекции здоровья; навыками проведения лабораторных и практических занятий по психологии здоровья.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию здоровья
1.1. ВВедение в психологию здоровья Лекции 1 2 ПСК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Оценка уровня здоровья Практические 1 2 ПК-5 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.3. Понятие здоровья и его компоненты в представлении разных авторов Сам. работа 1 24 ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Факторы здоровья
2.1. Факторы, влияющие на здоровье Лекции 1 2 ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Факторы риска ухудшения здоровья Практические 1 2 ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Определение индивидуальных особенностей, значимых для здоровья Сам. работа 1 24 ПК-5, ПСК-1 Л1.3, Л2.3
2.4. Самоанализ образа жизни Практические 1 2 ПК-5 Л3.1, Л1.2
2.5. Психологические факторы здоровья Сам. работа 1 24 ПК-5, ПСК-1 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
Раздел 3. Модели здоровья и здоровой личности
3.1. Модели здоровья и здоровой личности в психологии Лекции 1 2 ПК-5, ПСК-1 Л3.1, Л1.1
3.2. Оценка сформированности культуры здоровья Практические 1 2 ПК-5 Л1.1
3.3. Модели здоровья и здоровой личности в разных психологических школах Сам. работа 1 25 ПК-5 Л3.1, Л2.3
3.4. Образ жизни и здоровье Сам. работа 1 24 ПК-5 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.5. Экзамен 9 ПК-5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
приложение
5.3. Фонд оценочных средств
приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС по пс. здор. ПЗ-маг.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никифоров Психология здоровья: учеб. пособие http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=search?menu_POISK3=%E7%EE%EE%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF&m, 2002 http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=search?menu_POISK3=%E7%EE%EE%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF&m
Л1.2 под ред. Г. С. Никифорова. Диагностика здоровья. Психологический практикум: практикум СПб. : Речь, 2007 http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=search?menu_POISK3=%E7%EE%EE%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF&m
Л1.3 Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья: методическое пособие СПб. : Речь, 2007.- , 2007 http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=search?menu_POISK3=%E7%EE%EE%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF&m
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. В. Гафаров, В. А. Пак, И. В. Гагулин и др. Психология здоровья населения в России: Новосибирск, 2002 http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=search?menu_POISK3=%E7%EE%EE%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF&m
Л2.2 Думбай В.Н. Физиологические основы валеологии труда и спорта: учеб. пособие Ростов н/Д : ООО ЦВВР, 2000 http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=search?menu_POISK3=%E7%EE%EE%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF&m
Л2.3 Л. Д. Демина, И. А. Ральникова Психологическое здоровье и защитные механизмы личности: учеб. пособие для вузов Барнаул : Изд-во АГУ, 2000 http://elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кайгородова Н.З. Основы физиологии и психологии здоровья: Уч. пособие. АлтГУ, 2011 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/21
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 - Электронно-библиотечная система "Лань"
Э2 - Электронно-библиотечная система "online"
6.3. Перечень программного обеспечения
-Word- 2007
-POWER Point
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭУМК "Психология здоровья"https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=184
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по рациональной организации самостоятельной работы.


Учебный процесс в вузе существенно отличается от того, как он организован в средней школе. Одна из важнейших наших задач - научить студента самостоятельно учиться в дальнейшем всю жизнь. Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу.

Работа на лекции



На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей. Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое "конспектирование" приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора "читать помедленнее". Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и т.п. Целесообразно разработать собственную "маркографию"(значки, символы), сокращения слов. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только основной фонд, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Методические рекомендации к составлению реферата.

Реферат (от лат. refero сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по одной теме.Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний. При написании реферата уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить.Реферат не является простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы.
Этапы работы над рефератом:
1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. 2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3.Составление библиографии.
4.Обработка и систематизация информации.
5.Разработка плана реферата.
6.Написание реферата.
7.Публичное выступление с результатами исследования.
Содержание работы должно отражатьзнание современного состояния проблемы; обоснование выбранной темы; использование известных результатов и фактов; полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; актуальность поставленной проблемы; материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время. Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, a, следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной является следующая структура реферативной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература.

Общие рекомендации к подготовке к семинарскому и практическому занятию

Основной формой подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины. Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем. При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить. При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания. При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы. В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые тестовые задания.Методические рекомендации по подготовке к экзамену.Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса. Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. При подготовке к экзамену руководствуйтесь программой курса и методическими рекомендациями.Экзамен сдается в форме обсуждения вопросов по теории в устной или письменной форме (по желанию студентов) с учетом итогов выполненных студентом тестовых и индивидуальных заданий. Поэтому необходимым условием допуска студента к экзамену является выполнение и защита в срок индивидуального задания. Чтобы преподаватель имел возможность познакомиться с результатом индивидуальной работы, он должен быть сдан не позже, чем за 3 недели до сдачи экзамена.Активность в течение семестра, как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях, способствует успешной сдаче экзамена.Перед экзаменом рекомендуется освежить в памяти свои работы. Подумайте, что может быть наиболее интересным в этих работах, что вы хотели бы обсудить с преподавателем, и какие вопросы может задать преподаватель во время обсуждения. Попытайтесь понять, какое место занимается ваша работа по отношению к теоретическому и прикладному материалу, с которым вы уже познакомились.

Самопроверка



После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.



Консультации



Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Рекомендации по самостоятельной работе с литературой

Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные рекомендации по работе с книгой можно свести к следующим:- составьте перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - при составлении перечня литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время;- систематизируйте этот перечень (отметьте, что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности и т.д.);- обязательно выписывайте все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время);- определите для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;•Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).- если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого необходимо научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать); - еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи (искать аргументы «за» или «против» интересующей идеи).
Существует несколько видов систематизированной записи прочитанного, основные из которых следующие:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.


Методические рекомендации по составлению конспекта:


1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходим