МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по психодиагностике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 38
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 38 38 38 38
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Практикум по психодиагностике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. проф. Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой д.с.н. проф. Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины состоит в квалифицированной подготовке психологов по методике и технике проведения психодиагностического обследования и психодиагностического исследования в различных областях психологии; освоению знаний, умений и навыков профессионального пользователя психодиагностического инструментария.
Практическая цель состоит в овладении процедурой проведения диагностического обследования индивидов и групп в соответствии со спецификой предмета исследования (диагностика индивидуально-типологических особенностей, личностных черт, способностей и достижений, мотивации, интерперсонального взаимодействия и межличностных отношений, особенностей организации сознания и самосознания, эмоциональных состояний и др.) на основе использования стандартного репертуара методик.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-12 способностью работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации
ПК-8 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-36 способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать, обрабатывать и интерпретировать их результаты
ПК-37 способностью формулировать выводы по теме научного исследования, готовить отчеты и рекомендации по результатам выполненных исследований
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.2 способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.тестовые конструкты, инструкции и процедуру тестирования, методические правила работы, документально-методическое сопровождение (литература и методические пособия), тестовые нормы и группы валидизации, варианты адаптации и рестандартизации, данные о валидности и надежности, интеркорреляции с другими тестовыми конструктами, историю разработки и психометрической оценки дифференциальной и прогностической способности
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно реализовывать допустимый класс диагностических задач и самостоятельно интерпретировать результаты диагностики на дифференциальном и прогностическом уровне, на основе результатов диагностики соответствующих конструктов и категорий осуществлять комплексную постановку психологического диагноза
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.наиболее универсальными (обязательный кейс) психодиагностическими методиками диагностики интеллекта и изучения познавательных процессов, методиками изучения темперамента и характера, тестами оценки функциональных состояний личности, опросниками личностных черт, методиками изучения мотивационной сферы и направленности личности, методами диагностики межличностных отношений, методами диагностического и проективного подхода к исследованию сознания и самосознания личности, методиками диагностики профессионального самоопределения личности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. практикум по методам психологического тестирования (на примерах обязательного кейса)
1.1. Психодиагностическое обследование и исследование. Психологический диагноз, психологическое заключение. Индивидуальный и групповой психологический профиль. Практические 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.8, Л2.2, Л2.12, Л2.13, Л2.15, Л1.6, Л2.9, Л2.10, Л2.3, Л2.14, Л2.7, Л2.4, Л2.11, Л2.5
1.2. Особенности построения и интерпретации индивидуального и группового психологического профиля. Практические 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.14, Л2.4
1.3. Особенности построения и интерпретации индивидуального и группового психологического профиля. Сам. работа 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3
1.4. Диагностика базовых теоретических конструктов в психологии на примере известных психодиагностических методик. Исследования интеркорреляций тестовых конструктов с применением стандартных статистических методов. Практические 6 2 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.14, Л2.4, Л2.5
Раздел 2. практикум. Тесты интеллекта и методики изучения познавательных процессов
2.1. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: Тест измерения IQ Айзенка Прогрессивные матрицы Равенна Практические 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л1.6, Л2.9, Л2.4, Л2.5
2.2. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: Тест измерения IQ Айзенка Прогрессивные матрицы Равенна Сам. работа 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3
2.3. Методика ТСИ Р. Амтхауэра Тест Д.Векслера Практические 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л1.6, Л2.9, Л2.4
2.4. Методика ТСИ Р. Амтхауэра Тест Д.Векслера Сам. работа 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3
Раздел 3. практикум. Методики изучения темперамента и характера
3.1. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: Тест-опросник Айзенка (EPI, EPO, PEN) Шкала оценок для измерения реактивности (по Я.Стреляу) Практические 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.3, Л2.7, Л2.4
3.2. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: Тест-опросник Айзенка (EPI, EPO, PEN) Шкала оценок для измерения реактивности (по Я.Стреляу) Сам. работа 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3
3.3. Характерологический опросник К.Леонгарда -Х. Шмишека Тест «Черты характера, темперамент» (ЧХТ)Опросник ПДО (Личко А.Е., Иванов М.Я.)5. Опросник ПДО (Личко А.Е., Иванов М.Я.) Практические 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.3, Л2.7, Л2.4
3.4. Характерологический опросник К.Леонгарда -Х. Шмишека Тест «Черты характера, темперамент» (ЧХТ)Опросник ПДО (Личко А.Е., Иванов М.Я.)5. Опросник ПДО (Личко А.Е., Иванов М.Я.) Сам. работа 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3
Раздел 4. практикум. Диагностика психических состояний личности
4.1. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1 Личностная шкала проявления тревоги Тейлора 2. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л.Ханин) Практические 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.8, Л2.12, Л2.13, Л1.6, Л2.9, Л2.10, Л2.7, Л2.4
4.2. Тест Люшера. Метод цветовых выборов Сам. работа 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.8, Л2.12, Л2.13, Л1.6, Л2.9, Л2.10, Л2.7, Л2.4
Раздел 5. практикум. Психодиагностика личностных черт.
5.1. Миннесотский многомерный личностный опросник MMPI (модификация: ММИЛ Березина Ф.Б., Мирошникова модификация СМИЛ Собчик Л.Н.) Практические 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.3, Л2.7, Л2.4
5.2. Миннесотский многомерный личностный опросник MMPI (модификация: ММИЛ Березина Ф.Б., Мирошникова модификация СМИЛ Собчик Л.Н.) Сам. работа 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3
5.3. Тест Кэттелла 16-PF Опросник личностной ориентации Э.Шострома (POI) Практические 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.3, Л2.7, Л2.4
5.4. Тест Кэттелла 16-PF Опросник личностной ориентации Э.Шострома (POI) Сам. работа 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3
5.5. Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК Дж.Роттера) Практические 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.3, Л2.7, Л2.4
5.6. Тест Кэттелла 16-PF Опросник личностной ориентации Э.Шострома (POI) Сам. работа 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3
5.7. Опросник Д.Кейрси Практические 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.3, Л2.7, Л2.4
Раздел 6. практикум. Исследование мотивационной сферы и направленности личности.
6.1. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Методика «Направленность личности» (по В.Смейкалу и М.Кучеру) 2. Методы оценки уровня притязания личности у студентов (С.Р.Пантелеев, В.В.Столин; Ф.Хоппе) 3. Методика когнитивной ориентации Д.Б.Роттера (экстернальность, интернальность) 4.Тест индивидуальной мотивации (ТИМ) Практические 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.3, Л2.7, Л2.4, Л2.5
6.2. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Методика «Направленность личности» (по В.Смейкалу и М.Кучеру) 2. Методы оценки уровня притязания личности у студентов (С.Р.Пантелеев, В.В.Столин; Ф.Хоппе) 3. Методика когнитивной ориентации Д.Б.Роттера (экстернальность, интернальность) 4.Тест индивидуальной мотивации (ТИМ) Сам. работа 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3
Раздел 7. практикум. Диагностика межличностных отношений.
7.1. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Тест диагностики интерперсональных отношений Т.Лири: постановка разных типов диагностических задач. 2. Методы социометрических измерений и внешнегрупповой референтометрии Практические 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.3, Л2.7, Л2.4, Л2.11, Л2.5
Раздел 8. практикум. Диагностика сознания и самосознания. Психосемантические методы.
8.1. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Опросник самоотношения В.В.Столина 2. Шкала «Я-концепции» Теннеси Практические 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.4, Л2.5
8.2. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Тест диагностики интерперсональных отношений Т.Лири: постановка разных типов диагностических задач. 2. Методы социометрических измерений и внешнегрупповой референтометрии Сам. работа 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3
8.3. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Опросник самоотношения В.В.Столина 2. Шкала «Я-концепции» Теннеси Сам. работа 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3
8.4. Методика иследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева Методика семантического дифференциала Ч.Осгуда, модификации методики СД (А.Г.Шмелева, Е.Ф.Бажина), методика личностного дифференциала (ЛД) А.Г.Шмелева Практические 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.4, Л2.5
8.5. Методика иследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева Методика семантического дифференциала Ч.Осгуда, модификации методики СД (А.Г.Шмелева, Е.Ф.Бажина), методика личностного дифференциала (ЛД) А.Г.Шмелева Сам. работа 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3
Раздел 9. практикум. Проективные методы исследования личности.
9.1. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: Методика Сонди и метод портретных выборов Сам. работа 6 4 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.3, Л2.4, Л2.5
9.2. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Модифицированный тест Голланда 2. ФЛАГ-тест 3. Персплан Шмелева А.Г. Практические 6 2 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.14, Л2.4, Л2.5
9.3. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Мотивационный тест Хекхаузена Сам. работа 6 8 ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36, ПК-37, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.3, Л2.4, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме самостоятельной работы по разделу №1 .
Итоговая аттестация (зачет) проводится в форме теоретического коллоквиума по разделам 2-10 .

Инновационные формы контроля знаний студентов включают самостоятельные расчетно-графические практические работы по темам:
1. Диагностика базовых теоретических конструктов в психологии на примере известных психодиагностических методик.
2. Исследования интеркорреляций тестовых конструктов с применением стандартных статистических методов.
3. Особенности построения и интерпретации индивидуального и группового психологического профиля
4. Разработка шкалы стандартизированного самоотчёта


Ссылка ____________________________________________
на УМК «Основы психодиагностики» в части разделов:
Учебно-тематический план для студентов дневной формы обучения
Учебно-тематический план для студентов очно-заочной формы обучения
Содержание программы (по разделам)
Содержание программы (по видам занятий)

ВОПРОСЫ КОЛЛОКВИУМА:
1. Теоретические и диагностические конструкты тестов интеллекта и методик изучения познавательных процессов.
2. Теоретические и диагностические конструкты исследования структуры интеллекта.
3. Теоретические и диагностические конструкты исследования эмоционального интеллекта.
4. Методические особенности тестов достижений в современной психометрике.
5. Теоретические и диагностические конструкты изучения темперамента и характера
6. Теоретические и диагностические конструкты изучения психических состояний личности
7. Теоретические и диагностические конструкты измерения личностных черт и диспозиций.
8. Теоретические и диагностические конструкты исследования мотивационной сферы и направленности личности.
9. Теоретические и диагностические конструкты тестовой диагностики межличностных отношений.
10. Особенности диагностических методов исследования сознания и самосознания.
11. Особенности применения психосемантических методов в психодиагностике личности.
12. Возможности и ограничения проективных методов исследования личности.
13. Теоретические и диагностические конструкты диагностики профессионального самоопределения личности.
14. Новые тестовые конструкты в современной психодиагностике – теоретико-методологические границы и методические возможности.
15. Психодиагностика субъектного подхода: диагностические возможности изучения феноменологической активности личности.
Методические и нормативные правила документально-методического оформления и сопровождения диагностических методик.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Структура документально-методической характеристики диагностического инструментария:
1. Автор методики.
2. Название методики.
3. Тип методики.
4. Диагностический метод, реализуемый методикой (оъективный, субъективный, проективный), классификация методики в рамках соответствующего диагностического подхода.
5. Историография (где и когда разрабатывалась, исследовательские цели, диагностические задачи и пр. информация об истории создания)
6. Область применения методики, классы диагностических задач.
7. Данные об адаптации или модификации (указать вариант).
8. Теоретический конструкт, на измерение и диагностику которого направлена методика. Теоретико-методологическая интерпретация автора концепции измеряемого свойства (теоретического конструкта).
9. Операционализация теоретического конструкта в диагностических конструктах (указание диагностических шкал, описание и характеристика).
10. Порядок работы с методикой, процедура проведения исследования.
11. Возможность индивидуального и группового тестирования по методике.
12. Инструкция испытуемому, указания по проведению, прочие и особые методические рекомендации по процедуре диагностического обследования.
13. Тестовый материал (бланки, опросные листы, тестовые тетради, рисунки и пр.)
14. Протокол исследования (форма представления).
15. Ключи к методике.
16. Процедура обработки результатов.
17. Тестовые нормы.
18. Данные о (ре)стандартизации в группах валидизации и стандартизации (показатели M, σ в каждой группе). Внутригрупповая и межгрупповая устойчивость тестовых норм.
19. Интерпретация диагностических шкал в рамках тестовых норм (группа «нормы», «низкая» и «высокая» группы для нормативных тестов, характеристика носителей диагностического признака для критериально-ориентированных тестов, количественно-качественная интерпретация диагностических показателей для проективных и рисуночных методик, процентильные кривые для тестов достижений и т.д.)
20. Данные о надежности методики (психометрические показатели).
21. Данные о валидности методики (психометрические показатели).
22. Интеркорреляции диагностических шкал с другими тестовыми конструктами.
23. Ссылки на публикации по экспериментальным исследованиям по методике.
24. Литература по методике.
25. Примеры интерпретации протокола обследования.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика: Учебное пособие Изд-во Питер, 2008
Л1.2 Ракович Н.К Практикум по психодиагностике личности. Дидактические материалы.: Учебное пособие БГПУ им. М.Танка, 2002
Л1.3 Практикум по психодиагностике: методические руководства к тестам Речь,
Л1.4 Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: Учебное пособие Московский психолого-социальный институт, 2009
Л1.5 Глуханюк Н.С., Белова Д.Е.. Психодиагностика. Практикум: Учебное пособие Изд-во Акад.проект, серия Gaudeamus, 2009
Л1.6 Елисеев О.П. Практикум по психологии личности: Учебноепособие Питер,
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анастази А. Урбина С. Психологическое тестирование: Учебное пособие Питер, 2009
Л2.2 Вассерман Л.И. Потенциал интеллектуального развития: тестовая методика психологической диагностики: Учебное пособие Речь, 2008
Л2.3 Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики: Учебное пособие Речь, 2008
Л2.4 Психодиагностика личности от А до Я. : Учебное пособие Феникс, 2009
Л2.5 Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности: Учебное пособие Питер, 2004
Л2.6 Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности: Монография Речь, 2012
Л2.7 Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова Психодиагностика толерантности личности: Учебное пособие Смысл, 2008
Л2.8 Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю. Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике: научно-практическое руководство Речь, 2012
Л2.9 Никандров В.В., Новочадов В.В. Метод тестирования в психологии: Учебное пособие Речь, 2004
Л2.10 Прохоров А.О. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие Речь, 2004
Л2.11 Фетискин Н.П. Миронова Н.И. Социально-психологическая диагностика личности и группы. Психодиагностический практикум. : Учебное пособие КГУ, 2001
Л2.12 Велиева С. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебноепособие Речь, 2007
Л2.13 Водопьянова Н.В. Психодиагностика стресса: Учебное пособие Питер, 2009
Л2.14 Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала: Учебное пособие Речь, 2006
Л2.15 Двинин А.П., Романченко И.А. Современная психодиагностика: Учебное пособие Речь, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://psyjournals.ru/topic/diagnostics/index.shtml Электронный журнал Psyjournals, раздел Психологическая диагностика.
Э2 • Методические руководства к тестовым методикам:
Э3 http://www.ozon.ru/context/detail/id/228377/
Э4 • http://www.labirint.ru/series/12519/
Э5 • www.google.com
Э6 • www.yandex.ru
Э7 • http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека on-line
Э8 • http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система издательства «Лань»
Э9 • http://www.ht.ru/
Э10 • http://www.psy-diagnoz.com
Э11 • http://www.imaton.com/metodiki/catalog/
Э12 • http://www.psytest.ru/
Э13 • http://lab.psytest.ru
Э14 • http://psystudy.ru/
Э15 • http://elibrary.ru
Э16 • http://vch.narod.ru/
Э17 • http://www.psytest.ru/
Э18 • http://www.psydiag.yaroslavl.ru/
Э19 • http://vch.narod.ru/
Э20 • http://adalin.mospsy.ru/-
Э21 • http://testoteka.narod.ru/-
Э22 • http://www.bitnet.ru/psycho/index.html
Э23 • http://www.mtu-net.ru/
Э24 Курс в Moodle «Практикум по психодиагностике» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MC Exsel, SPSSS
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Психометрический практикум предполагает знакомство с процедурой стандартизации на этапе обработки результатов. Выполнение требуемого объёма работ по переводу первичных показателей во вторичные (стены) для выбранных опросников, когда в качестве сравнительной базы используется выборка студентов, участвовавших в исследованиях (с использованием технологий стандартизации).
Проводится анализ, обсуждение и разработка паспортов тестов для составления базы данных.
Студенты, в течение данного лабораторного практикума, детально знакомятся с назначением указанных и других опросников, с составом и с содержанием шкал опросников, методическими указаниями по проведению тестирования, инструкциями для испытуемых, технологией подсчёта первичных показателей по прилагаемым к методикам ключам и вариантами обработки с выходом на вторичные показатели. Студенты разрабатывают паспорта тестов.
Обращается особое внимание на необходимость унификации имеющихся бланков тестов-опросников, условий проведения опроса, процедуры опроса и соблюдения других требований стандартизации.


Текущая аттестация студентов осуществляется на практических занятиях через устные ответы, подготовленные сообщения, экспериментальные и практические задания.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме самостоятельной работы по разделу.
Итоговая аттестация (зачет) проводится в форме теоретического коллоквиума по разделам, подготовку паспортов тестов из перечня компендиума, создание электронной базы данных, составления диагностического заключения и представление психометрической стандартизированного самоотчёта.

Инновационные формы контроля знаний студентов включают самостоятельные расчетно-графические практические работы по темам:
1. Диагностика базовых теоретических конструктов в психологии на примере известных психодиагностических методик.
2. Составление электронной базы данных
3. Исследования интеркорреляций тестовых конструктов с применением стандартных статистических методов.
4. Особенности построения и интерпретации индивидуального и группового психологического профиля
5. Психометрическая разработка шкалы и стандартизированного самоотчёта
Задачи экспериментальных/практических работ:
1. Сформировать умения постановки психологического диагноза на симптоматическом, этиологическом и типологическом уровне;
2. Обеспечить навыками проведения процедуры диагностического обследования;
3. Сформировать умения и навыки подготовки диагностического заключения и диагностического протокола;
4. Познакомить с историографией и паспортом универсальных методик диагностики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций (в норме и при психических отклонениях).
5. Формирование навыка психометрической разработки стандартизированного самоотчёта и статистической обработки диагностического материала.
6.
7. Групповой проект направлен на психометрическую разработку с использованием статистического пакета SPSS. Курс содержит определённые формализованные этапы - перечень заданий, которые студенты должны выполнить в ходе разработки стандартизированного смоотчёта. Студент должен предоставить решение всех заданий и при необходимости обосновать правильность своего решения. Психометрическая разработка является сданной.

Итоговая форма контроля – групповой проект по расчётно-графическим работам. Групповой проект направлен на психометрическую разработку с использованием статистического пакета SPSS. Курс содержит определённые формализованные этапы - перечень заданий, которые студенты должны выполнить в ходе разработки стандартизированного смоотчёта. Студент должен предоставить решение всех заданий и при необходимости обосновать правильность своего решения. Психометрическая разработка является сданной.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если произведен корректный перевод операционализированного конструкта в диагностические категории, произведена оценка выборочных статистик и нормальности распределения как минимум по 3 критериям, произведено z – преобразование и стандартизация тестового показателя, оценена дискременантная сила пунктов и всего самоотчёта, выделены анкерные вопросы, определена факторная нагрузка пункта, составление самоотчёта из анкерных вопросов, психометричсеки произведён D и G анализ, представлен эмпирический расчёт психометрических показателей валидности (интеркорреляционная и факторная модель, консенсусная валидность) и надёжности (ретестовая и прогностическая надёжность т-балла (корреляционная модель и регрессионная), ретестовая надёжность пунктов теста, внутренняя согласованность (альфа Кронбаха), надёжность полного теста по формуле Рюлона) шкалы и субъективного самоотчёта, найдена ошибка измерения, разработана конструктная валидность на шкале экспертных оценок, проверена гомогенность факторных матриц шкалы субъективаной самооценки и шкалы экспертных оценок, разработан стимульный материал и ключ.
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если произведен корректный перевод операционализированного конструкта в диагностические категории, произведена оценка выборочных статистик и нормальности распределения как минимум по 3 критериям, произведено z – преобразование и стандартизация, оценена дискременантная сила пунктов и всего самоотчёта, выделены анкерные вопросы, определены факторные нагрузки пунктов, дискременантной силы пунктов и составление самоотчёта из анкерных вопросов, произведён D и G анализ, произведен эмпирический расчёт психометрических показателей валидности (интеркорреляционная и факторная модель, консенсусная валидность) и надёжности (ретестовая и прогностическая надёжность т-балла (корреляционная модель и регрессионная), ретестовая надёжность пунктов теста, внутренняя согласованность (альфа Кронбаха), надёжность полного теста по формуле Рюлона) шкалы и субъективного самоотчёта, найдена ошибка измерения; отработана конструктная валидности на шкале экспертных оценок, разработан стимульный материал и ключ. Допущены ошибки в расчётах и их интерпритации.
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если произведен корректный перевод операционализированного конструкта в диагностические категории, произведена оценка выборочных статистик и нормальности распределения как минимум по 3 критериям, произведено z – преобразование и стандартизация, оценена дискременантная сила пунктов теста, выделены анкерные вопросы, определены факторные нагрузки пункта, дискременантной силы пунктов и составление самоотчёта из анкерных вопросов, произведен эмпирический расчёт психометрических показателей валидности (интеркорреляционная модель, консенсусная валидность) и надёжности (ретестовая и прогностическая надёжность т-балла (корреляционная модель), ретестовая надёжность пунктов теста, внутренняя согласованность (альфа Кронбаха), надёжность полного теста по формуле Рюлона) шкалы и субъективного самоотчёта, найдена ошибка измерения, отроботана конструктная валидность на шкале экспертных оценок, разработан стимульный материал и ключ. Допущены ошибки в расчётах и их интерпритации.
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если не предоставил решение и обоснование хотя бы по одному пункту лабораторной работы.

- оценка «зачтено» выставляется студенту, если он предоставил решение и обоснование по всем пунктам работы;
- оценка «не зачтено» выставляется студенту, если он не предоставил решение и обоснование хотя бы по одному пункту работы.