Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_ПиПДП-3-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 4 | 36 | 4 | 36 |
Сам. работа | 100 | 68 | 100 | 68 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой д.с.н. проф. Каширский Д.В.
1.1. | Цель дисциплины состоит в квалифицированной подготовке психологов по методике и технике проведения психодиагностического обследования и психодиагностического исследования в различных областях психологии; освоению знаний, умений и навыков профессионального пользователя психодиагностического инструментария. Практическая цель состоит в овладении процедурой проведения диагностического обследования индивидов и групп в соответствии со спецификой предмета исследования (диагностика индивидуально-типологических особенностей, личностных черт, способностей и достижений, мотивации, интерперсонального взаимодействия и межличностных отношений, особенностей организации сознания и самосознания, эмоциональных состояний и др.) на основе использования стандартного репертуара методик. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-8 | способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию |
ПК-9 | способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением |
ПК-10 | способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях |
ПК-11 | способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения |
ПК-36 | способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать, обрабатывать и интерпретировать их результаты |
ПК-37 | способностью формулировать выводы по теме научного исследования, готовить отчеты и рекомендации по результатам выполненных исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | тестовые конструкты, инструкции и процедуру тестирования, методические правила работы, документально-методическое сопровождение (литература и методические пособия), тестовые нормы и группы валидизации, варианты адаптации и рестандартизации, данные о валидности и надежности, интеркорреляции с другими тестовыми конструктами, историю разработки и психометрической оценки дифференциальной и прогностической способности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно реализовывать допустимый класс диагностических задач и самостоятельно интерпретировать результаты диагностики на дифференциальном и прогностическом уровне, на основе результатов диагностики соответствующих конструктов и категорий осуществлять комплексную постановку психологического диагноза |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | наиболее универсальными (обязательный кейс) психодиагностическими методиками диагностики интеллекта и изучения познавательных процессов, методиками изучения темперамента и характера, тестами оценки функциональных состояний личности, опросниками личностных черт, методиками изучения мотивационной сферы и направленности личности, методами диагностики межличностных отношений, методами диагностического и проективного подхода к исследованию сознания и самосознания личности, методиками диагностики профессионального самоопределения личности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. практикум по методам психологического тестирования (на примерах обязательного кейса) | ||||||
1.1. | Психодиагностическое обследование и исследование. Психологический диагноз, психологическое заключение. Индивидуальный и групповой психологический профиль. | Практические | 3 | 2 | Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.8, Л2.2, Л2.12, Л2.13, Л2.15, Л1.6, Л2.9, Л2.10, Л2.3, Л2.14, Л2.7, Л2.4, Л2.11, Л2.5 | |
1.2. | Особенности построения и интерпретации индивидуального и группового психологического профиля. | Практические | 3 | 2 | Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.14, Л2.4 | |
1.3. | Особенности построения и интерпретации индивидуального и группового психологического профиля. | Сам. работа | 3 | 2 | ||
1.4. | Диагностика базовых теоретических конструктов в психологии на примере известных психодиагностических методик. Исследования интеркорреляций тестовых конструктов с применением стандартных статистических методов. | Практические | 3 | 2 | Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.14, Л2.4, Л2.5 | |
Раздел 2. практикум. Тесты интеллекта и методики изучения познавательных процессов | ||||||
2.1. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: Тест измерения IQ Айзенка Прогрессивные матрицы Равенна | Практические | 3 | 2 | Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л1.6, Л2.9, Л2.4, Л2.5 | |
2.2. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: Тест измерения IQ Айзенка Прогрессивные матрицы Равенна | Сам. работа | 3 | 2 | ||
2.3. | Методика ТСИ Р. Амтхауэра Тест Д.Векслера | Практические | 3 | 4 | Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л1.6, Л2.9, Л2.4 | |
2.4. | Методика ТСИ Р. Амтхауэра Тест Д.Векслера | Сам. работа | 3 | 4 | ||
Раздел 3. практикум. Методики изучения темперамента и характера | ||||||
3.1. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: Тест-опросник Айзенка (EPI, EPO, PEN) Шкала оценок для измерения реактивности (по Я.Стреляу) | Практические | 3 | 2 | Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.3, Л2.7, Л2.4 | |
3.2. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: Тест-опросник Айзенка (EPI, EPO, PEN) Шкала оценок для измерения реактивности (по Я.Стреляу) | Сам. работа | 3 | 4 | ||
3.3. | Характерологический опросник К.Леонгарда -Х. Шмишека Тест «Черты характера, темперамент» (ЧХТ)Опросник ПДО (Личко А.Е., Иванов М.Я.)5. Опросник ПДО (Личко А.Е., Иванов М.Я.) | Практические | 3 | 2 | Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.3, Л2.7, Л2.4 | |
3.4. | Характерологический опросник К.Леонгарда -Х. Шмишека Тест «Черты характера, темперамент» (ЧХТ)Опросник ПДО (Личко А.Е., Иванов М.Я.)5. Опросник ПДО (Личко А.Е., Иванов М.Я.) | Сам. работа | 3 | 2 | ||
Раздел 4. практикум. Диагностика психических состояний личности | ||||||
4.1. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1 Личностная шкала проявления тревоги Тейлора 2. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л.Ханин) | Практические | 3 | 2 | Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.8, Л2.12, Л2.13, Л1.6, Л2.9, Л2.10, Л2.7, Л2.4 | |
4.2. | Тест Люшера. Метод цветовых выборов | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.8, Л2.12, Л2.13, Л1.6, Л2.9, Л2.10, Л2.7, Л2.4 | |
Раздел 5. практикум. Психодиагностика личностных черт. | ||||||
5.1. | Миннесотский многомерный личностный опросник MMPI (модификация: ММИЛ Березина Ф.Б., Мирошникова модификация СМИЛ Собчик Л.Н.) | Практические | 3 | 2 | Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.3, Л2.7, Л2.4 | |
5.2. | Миннесотский многомерный личностный опросник MMPI (модификация: ММИЛ Березина Ф.Б., Мирошникова модификация СМИЛ Собчик Л.Н.) | Сам. работа | 3 | 8 | ||
5.3. | Тест Кэттелла 16-PF Опросник личностной ориентации Э.Шострома (POI) | Практические | 3 | 2 | Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.3, Л2.7, Л2.4 | |
5.4. | Тест Кэттелла 16-PF Опросник личностной ориентации Э.Шострома (POI) | Сам. работа | 3 | 4 | ||
5.5. | Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК Дж.Роттера) | Практические | 3 | 2 | Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.3, Л2.7, Л2.4 | |
5.6. | Тест Кэттелла 16-PF Опросник личностной ориентации Э.Шострома (POI) | Сам. работа | 3 | 0 | ||
5.7. | Опросник Д.Кейрси | Практические | 3 | 2 | Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.3, Л2.7, Л2.4 | |
Раздел 6. практикум. Исследование мотивационной сферы и направленности личности. | ||||||
6.1. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Методика «Направленность личности» (по В.Смейкалу и М.Кучеру) 2. Методы оценки уровня притязания личности у студентов (С.Р.Пантелеев, В.В.Столин; Ф.Хоппе) 3. Методика когнитивной ориентации Д.Б.Роттера (экстернальность, интернальность) 4.Тест индивидуальной мотивации (ТИМ) | Практические | 3 | 2 | Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.3, Л2.7, Л2.4, Л2.5 | |
6.2. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Методика «Направленность личности» (по В.Смейкалу и М.Кучеру) 2. Методы оценки уровня притязания личности у студентов (С.Р.Пантелеев, В.В.Столин; Ф.Хоппе) 3. Методика когнитивной ориентации Д.Б.Роттера (экстернальность, интернальность) 4.Тест индивидуальной мотивации (ТИМ) | Сам. работа | 3 | 8 | ||
Раздел 7. практикум. Диагностика межличностных отношений. | ||||||
7.1. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Тест диагностики интерперсональных отношений Т.Лири: постановка разных типов диагностических задач. 2. Методы социометрических измерений и внешнегрупповой референтометрии | Практические | 3 | 2 | Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.3, Л2.7, Л2.4, Л2.11, Л2.5 | |
Раздел 8. практикум. Диагностика сознания и самосознания. Психосемантические методы. | ||||||
8.1. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Опросник самоотношения В.В.Столина 2. Шкала «Я-концепции» Теннеси | Практические | 3 | 2 | Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.4, Л2.5 | |
8.2. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Тест диагностики интерперсональных отношений Т.Лири: постановка разных типов диагностических задач. 2. Методы социометрических измерений и внешнегрупповой референтометрии | Сам. работа | 3 | 8 | ||
8.3. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Опросник самоотношения В.В.Столина 2. Шкала «Я-концепции» Теннеси | Сам. работа | 3 | 8 | ||
8.4. | Методика иследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева Методика семантического дифференциала Ч.Осгуда, модификации методики СД (А.Г.Шмелева, Е.Ф.Бажина), методика личностного дифференциала (ЛД) А.Г.Шмелева | Практические | 3 | 2 | Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.4, Л2.5 | |
8.5. | Методика иследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева Методика семантического дифференциала Ч.Осгуда, модификации методики СД (А.Г.Шмелева, Е.Ф.Бажина), методика личностного дифференциала (ЛД) А.Г.Шмелева | Сам. работа | 3 | 4 | ||
Раздел 9. практикум. Проективные методы исследования личности. | ||||||
9.1. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: Методика Сонди и метод портретных выборов | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.3, Л2.4, Л2.5 | |
9.2. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Модифицированный тест Голланда 2. ФЛАГ-тест 3. Персплан Шмелева А.Г. | Практические | 3 | 2 | Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.14, Л2.4, Л2.5 | |
9.3. | Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Мотивационный тест Хекхаузена | Сам. работа | 3 | 8 | Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л1.6, Л2.9, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме самостоятельной работы по разделу №1 . Итоговая аттестация (зачет) проводится в форме теоретического коллоквиума по разделам 2-10 . Инновационные формы контроля знаний студентов включают самостоятельные расчетно-графические практические работы по темам: 1. Диагностика базовых теоретических конструктов в психологии на примере известных психодиагностических методик. 2. Исследования интеркорреляций тестовых конструктов с применением стандартных статистических методов. 3. Особенности построения и интерпретации индивидуального и группового психологического профиля 4. Разработка шкалы стандартизированного самоотчёта Ссылка ____________________________________________ на УМК «Основы психодиагностики» в части разделов: Учебно-тематический план для студентов дневной формы обучения Учебно-тематический план для студентов очно-заочной формы обучения Содержание программы (по разделам) Содержание программы (по видам занятий) ВОПРОСЫ КОЛЛОКВИУМА: 1. Теоретические и диагностические конструкты тестов интеллекта и методик изучения познавательных процессов. 2. Теоретические и диагностические конструкты исследования структуры интеллекта. 3. Теоретические и диагностические конструкты исследования эмоционального интеллекта. 4. Методические особенности тестов достижений в современной психометрике. 5. Теоретические и диагностические конструкты изучения темперамента и характера 6. Теоретические и диагностические конструкты изучения психических состояний личности 7. Теоретические и диагностические конструкты измерения личностных черт и диспозиций. 8. Теоретические и диагностические конструкты исследования мотивационной сферы и направленности личности. 9. Теоретические и диагностические конструкты тестовой диагностики межличностных отношений. 10. Особенности диагностических методов исследования сознания и самосознания. 11. Особенности применения психосемантических методов в психодиагностике личности. 12. Возможности и ограничения проективных методов исследования личности. 13. Теоретические и диагностические конструкты диагностики профессионального самоопределения личности. 14. Новые тестовые конструкты в современной психодиагностике – теоретико-методологические границы и методические возможности. 15. Психодиагностика субъектного подхода: диагностические возможности изучения феноменологической активности личности. Методические и нормативные правила документально-методического оформления и сопровождения диагностических методик. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Структура документально-методической характеристики диагностического инструментария: 1. Автор методики. 2. Название методики. 3. Тип методики. 4. Диагностический метод, реализуемый методикой (оъективный, субъективный, проективный), классификация методики в рамках соответствующего диагностического подхода. 5. Историография (где и когда разрабатывалась, исследовательские цели, диагностические задачи и пр. информация об истории создания) 6. Область применения методики, классы диагностических задач. 7. Данные об адаптации или модификации (указать вариант). 8. Теоретический конструкт, на измерение и диагностику которого направлена методика. Теоретико-методологическая интерпретация автора концепции измеряемого свойства (теоретического конструкта). 9. Операционализация теоретического конструкта в диагностических конструктах (указание диагностических шкал, описание и характеристика). 10. Порядок работы с методикой, процедура проведения исследования. 11. Возможность индивидуального и группового тестирования по методике. 12. Инструкция испытуемому, указания по проведению, прочие и особые методические рекомендации по процедуре диагностического обследования. 13. Тестовый материал (бланки, опросные листы, тестовые тетради, рисунки и пр.) 14. Протокол исследования (форма представления). 15. Ключи к методике. 16. Процедура обработки результатов. 17. Тестовые нормы. 18. Данные о (ре)стандартизации в группах валидизации и стандартизации (показатели M, σ в каждой группе). Внутригрупповая и межгрупповая устойчивость тестовых норм. 19. Интерпретация диагностических шкал в рамках тестовых норм (группа «нормы», «низкая» и «высокая» группы для нормативных тестов, характеристика носителей диагностического признака для критериально-ориентированных тестов, количественно-качественная интерпретация диагностических показателей для проективных и рисуночных методик, процентильные кривые для тестов достижений и т.д.) 20. Данные о надежности методики (психометрические показатели). 21. Данные о валидности методики (психометрические показатели). 22. Интеркорреляции диагностических шкал с другими тестовыми конструктами. 23. Ссылки на публикации по экспериментальным исследованиям по методике. 24. Литература по методике. 25. Примеры интерпретации протокола обследования. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гуревич К.М. | Дифференциальная психология и психодиагностика: Учебное пособие | Изд-во Питер, 2008 | |
Л1.2 | Ракович Н.К | Практикум по психодиагностике личности. Дидактические материалы.: Учебное пособие | БГПУ им. М.Танка, 2002 | |
Л1.3 | Практикум по психодиагностике: методические руководства к тестам | Речь, | ||
Л1.4 | Глуханюк Н.С. | Практикум по психодиагностике: Учебное пособие | Московский психолого-социальный институт, 2009 | |
Л1.5 | Глуханюк Н.С., Белова Д.Е.. | Психодиагностика. Практикум: Учебное пособие | Изд-во Акад.проект, серия Gaudeamus, 2009 | |
Л1.6 | Елисеев О.П. | Практикум по психологии личности: Учебноепособие | Питер, | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Анастази А. Урбина С. | Психологическое тестирование: Учебное пособие | Питер, 2009 | |
Л2.2 | Вассерман Л.И. | Потенциал интеллектуального развития: тестовая методика психологической диагностики: Учебное пособие | Речь, 2008 | |
Л2.3 | Собчик Л.Н. | Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики: Учебное пособие | Речь, 2008 | |
Л2.4 | Психодиагностика личности от А до Я. : Учебное пособие | Феникс, 2009 | ||
Л2.5 | Яньшин П.В. | Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности: Учебное пособие | Питер, 2004 | |
Л2.6 | Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В | Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности: Монография | Речь, 2012 | |
Л2.7 | Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова | Психодиагностика толерантности личности: Учебное пособие | Смысл, 2008 | |
Л2.8 | Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю. | Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике: научно-практическое руководство | Речь, 2012 | |
Л2.9 | Никандров В.В., Новочадов В.В. | Метод тестирования в психологии: Учебное пособие | Речь, 2004 | |
Л2.10 | Прохоров А.О. | Практикум по психологии состояний: Учебное пособие | Речь, 2004 | |
Л2.11 | Фетискин Н.П. Миронова Н.И. | Социально-психологическая диагностика личности и группы. Психодиагностический практикум. : Учебное пособие | КГУ, 2001 | |
Л2.12 | Велиева С. | Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебноепособие | Речь, 2007 | |
Л2.13 | Водопьянова Н.В. | Психодиагностика стресса: Учебное пособие | Питер, 2009 | |
Л2.14 | Чикер В.А. | Психологическая диагностика организации и персонала: Учебное пособие | Речь, 2006 | |
Л2.15 | Двинин А.П., Романченко И.А. | Современная психодиагностика: Учебное пособие | Речь, 2012 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://psyjournals.ru/topic/diagnostics/index.shtml Электронный журнал Psyjournals, раздел Психологическая диагностика. | |||
Э2 | • Методические руководства к тестовым методикам: | |||
Э3 | http://www.ozon.ru/context/detail/id/228377/ | |||
Э4 | • http://www.labirint.ru/series/12519/ | |||
Э5 | • www.google.com | |||
Э6 | • www.yandex.ru | |||
Э7 | • http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека on-line | |||
Э8 | • http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система издательства «Лань» | |||
Э9 | • http://www.ht.ru/ | |||
Э10 | • http://www.psy-diagnoz.com | |||
Э11 | • http://www.imaton.com/metodiki/catalog/ | |||
Э12 | • http://www.psytest.ru/ | |||
Э13 | • http://lab.psytest.ru | |||
Э14 | • http://psystudy.ru/ | |||
Э15 | • http://elibrary.ru | |||
Э16 | • http://vch.narod.ru/ | |||
Э17 | • http://www.psytest.ru/ | |||
Э18 | • http://www.psydiag.yaroslavl.ru/ | |||
Э19 | • http://vch.narod.ru/ | |||
Э20 | • http://adalin.mospsy.ru/- | |||
Э21 | • http://testoteka.narod.ru/- | |||
Э22 | • http://www.bitnet.ru/psycho/index.html | |||
Э23 | • http://www.mtu-net.ru/ | |||
Э24 | Курс в Moodle «Практикум по психодиагностике» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MC Exsel, SPSSS Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Психометрический практикум предполагает знакомство с процедурой стандартизации на этапе обработки результатов. Выполнение требуемого объёма работ по переводу первичных показателей во вторичные (стены) для выбранных опросников, когда в качестве сравнительной базы используется выборка студентов, участвовавших в исследованиях (с использованием технологий стандартизации). Проводится анализ, обсуждение и разработка паспортов тестов для составления базы данных. Студенты, в течение данного лабораторного практикума, детально знакомятся с назначением указанных и других опросников, с составом и с содержанием шкал опросников, методическими указаниями по проведению тестирования, инструкциями для испытуемых, технологией подсчёта первичных показателей по прилагаемым к методикам ключам и вариантами обработки с выходом на вторичные показатели. Студенты разрабатывают паспорта тестов. Обращается особое внимание на необходимость унификации имеющихся бланков тестов-опросников, условий проведения опроса, процедуры опроса и соблюдения других требований стандартизации. Текущая аттестация студентов осуществляется на практических занятиях через устные ответы, подготовленные сообщения, экспериментальные и практические задания. Промежуточная аттестация студентов проводится в форме самостоятельной работы по разделу. Итоговая аттестация (зачет) проводится в форме теоретического коллоквиума по разделам, подготовку паспортов тестов из перечня компендиума, создание электронной базы данных, составления диагностического заключения и представление психометрической стандартизированного самоотчёта. Инновационные формы контроля знаний студентов включают самостоятельные расчетно-графические практические работы по темам: 1. Диагностика базовых теоретических конструктов в психологии на примере известных психодиагностических методик. 2. Составление электронной базы данных 3. Исследования интеркорреляций тестовых конструктов с применением стандартных статистических методов. 4. Особенности построения и интерпретации индивидуального и группового психологического профиля 5. Психометрическая разработка шкалы и стандартизированного самоотчёта Задачи экспериментальных/практических работ: 1. Сформировать умения постановки психологического диагноза на симптоматическом, этиологическом и типологическом уровне; 2. Обеспечить навыками проведения процедуры диагностического обследования; 3. Сформировать умения и навыки подготовки диагностического заключения и диагностического протокола; 4. Познакомить с историографией и паспортом универсальных методик диагностики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций (в норме и при психических отклонениях). 5. Формирование навыка психометрической разработки стандартизированного самоотчёта и статистической обработки диагностического материала. 6. 7. Групповой проект направлен на психометрическую разработку с использованием статистического пакета SPSS. Курс содержит определённые формализованные этапы - перечень заданий, которые студенты должны выполнить в ходе разработки стандартизированного смоотчёта. Студент должен предоставить решение всех заданий и при необходимости обосновать правильность своего решения. Психометрическая разработка является сданной. Итоговая форма контроля – групповой проект по расчётно-графическим работам. Групповой проект направлен на психометрическую разработку с использованием статистического пакета SPSS. Курс содержит определённые формализованные этапы - перечень заданий, которые студенты должны выполнить в ходе разработки стандартизированного смоотчёта. Студент должен предоставить решение всех заданий и при необходимости обосновать правильность своего решения. Психометрическая разработка является сданной. Критерии оценки: - оценка «отлично» выставляется студенту, если произведен корректный перевод операционализированного конструкта в диагностические категории, произведена оценка выборочных статистик и нормальности распределения как минимум по 3 критериям, произведено z – преобразование и стандартизация тестового показателя, оценена дискременантная сила пунктов и всего самоотчёта, выделены анкерные вопросы, определена факторная нагрузка пункта, составление самоотчёта из анкерных вопросов, психометричсеки произведён D и G анализ, представлен эмпирический расчёт психометрических показателей валидности (интеркорреляционная и факторная модель, консенсусная валидность) и надёжности (ретестовая и прогностическая надёжность т-балла (корреляционная модель и регрессионная), ретестовая надёжность пунктов теста, внутренняя согласованность (альфа Кронбаха), надёжность полного теста по формуле Рюлона) шкалы и субъективного самоотчёта, найдена ошибка измерения, разработана конструктная валидность на шкале экспертных оценок, проверена гомогенность факторных матриц шкалы субъективаной самооценки и шкалы экспертных оценок, разработан стимульный материал и ключ. - оценка «хорошо» выставляется студенту, если произведен корректный перевод операционализированного конструкта в диагностические категории, произведена оценка выборочных статистик и нормальности распределения как минимум по 3 критериям, произведено z – преобразование и стандартизация, оценена дискременантная сила пунктов и всего самоотчёта, выделены анкерные вопросы, определены факторные нагрузки пунктов, дискременантной силы пунктов и составление самоотчёта из анкерных вопросов, произведён D и G анализ, произведен эмпирический расчёт психометрических показателей валидности (интеркорреляционная и факторная модель, консенсусная валидность) и надёжности (ретестовая и прогностическая надёжность т-балла (корреляционная модель и регрессионная), ретестовая надёжность пунктов теста, внутренняя согласованность (альфа Кронбаха), надёжность полного теста по формуле Рюлона) шкалы и субъективного самоотчёта, найдена ошибка измерения; отработана конструктная валидности на шкале экспертных оценок, разработан стимульный материал и ключ. Допущены ошибки в расчётах и их интерпритации. - оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если произведен корректный перевод операционализированного конструкта в диагностические категории, произведена оценка выборочных статистик и нормальности распределения как минимум по 3 критериям, произведено z – преобразование и стандартизация, оценена дискременантная сила пунктов теста, выделены анкерные вопросы, определены факторные нагрузки пункта, дискременантной силы пунктов и составление самоотчёта из анкерных вопросов, произведен эмпирический расчёт психометрических показателей валидности (интеркорреляционная модель, консенсусная валидность) и надёжности (ретестовая и прогностическая надёжность т-балла (корреляционная модель), ретестовая надёжность пунктов теста, внутренняя согласованность (альфа Кронбаха), надёжность полного теста по формуле Рюлона) шкалы и субъективного самоотчёта, найдена ошибка измерения, отроботана конструктная валидность на шкале экспертных оценок, разработан стимульный материал и ключ. Допущены ошибки в расчётах и их интерпритации. - оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если не предоставил решение и обоснование хотя бы по одному пункту лабораторной работы. - оценка «зачтено» выставляется студенту, если он предоставил решение и обоснование по всем пунктам работы; - оценка «не зачтено» выставляется студенту, если он не предоставил решение и обоснование хотя бы по одному пункту работы. |