МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психолого-педагогическая диагностика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-12-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 8 8 50
Сам. работа 60 60 99
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 4 72 153

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Смирнова Я.К.

Рецензент(ы):
Любимова Ольга Марковна, к.психол.н., доцент

Рабочая программа дисциплины
Психолого-педагогическая диагностика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Дмитрий Валерьевич, д.психол.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Дмитрий Валерьевич, д.психол.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: реализация диагностических компетенций в области психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, предполагающее проведение диагностического обследования и исследования детей разных возрастов и их родителей, педагогический состав с использованием репертуара стандартизированного инструментария, сформировать навыки написания психолого-педагогического диагностического заключения по вынесенному психодиагностическому диагноз на дифференциальном и прогностическом уровне. Программа курса включает разделы тестологии и психометрики, связанные с системой знаний и умений корректного построения психодиагностического обследования и научного диагностического исследования, а также с количественно-качественной обработкой их результатов.
Настоящий курс, посвящен изучению диагностических методик исследования с целью развития навыков психодиагностического исследования и психодиагностическое обследования сферы психолого-педагогического сопровождения и психолого-педагогической экспертизы. В том числе задачей познакомить студентов с приемами изучения особенностей учебной деятельности и поведения учащихся, имеющих нарушения развития. Познакомить с работой психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и организацией приема детей в специальные учреждения
Задачи курса:
• Дать студентам необходимые теоретические знания и основные практические навыки, необходимые в психолого-педагогической диагностике.
• Раскрыть специфику психолого-педагогической диагностики как особой отрасли теоретического и прикладного знания, показать ее инструментальную роль в практике.
• Обеспечить усвоение принципов психолого-педагогической диагностики и дифференциальной психометрики для реализации задач современной квалиметрии.
• Познакомить с количественными и качественными методами психодиагностического обследования индивидов и групп в образовательном процессе.
• Сформировать умения оценивать качество психодиагностических методик, применимые к психолого-педагогической диагностике.
• Ознакомить с основными классами психодиагностических методик, обучить правилам проведения обследований, способам обработки и интерпретации результатов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-5: способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека
ПК-6: способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- нормативные возрастные новообразования, социальную ситуацию развития и ведущий вид деятельности; специфику психичесого функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов рисков отклонения правила психолого-педагогической диагностики личности;
- основания разработки моделей диагностики, выбор методов сбора первичных данных, их анализ и интерпритацию; требования к психолого-педагогическому заключению по результатам мониторинга личностного развития детей;
- уровневую структуру учебной деятельности; уровни отклонений психического развитяи; причины школьной дезадаптации и неуспеваемости; основные категории специальной психологии и педагогики (дефект, нарушения психофизического развития, дизонтогенез, аномальный ребенок, коррекция, компенсация, социальная адаптация, социальная реабилитация, специальное (коррекционное) образование); организацию работы психолого-медико-педагогической комиссий (ПМПК); основные методы психолоо-педагогическойдиагностики.
3.2.Уметь:
3.2.1.- проводить диагностическое обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов; проводить дифференциальной диагностики для определения типа нормативного и анормального онтогинеза развития; проводить психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития ребёнка, подростков и взрослого проводить психологического обследования детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста с использованием рекомендованного инструментария, включая первичную обработку результатов и умение формулировать психологическое заключение; выявлять потребности, проблемы, конфликтные ситуаций и отклонения в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов; использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов; диагностировать признаки семейной дисфункций и жестокого обращения с детьми и подростками в семье;
- осуществлять психолого-педагогическую диагностику с целью выделения группы риска, осуществлять диагностику лиц с девиантным поведением; диагностировать психологические свойства, состояния человека, характеристики психических процессов и проявлении в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивида и группы; выявит причины и условия девиантного поведения, школьной дезадаптации; оценить и проанализировать риски и ресурсы социальной среды, социальной ситуации развития; диагностировать и идентифицировать проблемы психического, личностного о и социального развития;
- проводить мониторинг и оценку эффективности коррекционной и реабилитационной программы; проводить диагностику педагогического состава для выявления рисков профессиональной деформации, эмоционального выгорания, снижения уровня коммуникативных навыков и психологической культуры. Оценки психологического климата в образовательном учреждении; выявлять психофизические особенности деятельности и затруднения в образовательно-воспитательной работе детей; составлять психолого-педагогическую характеристику с анализом трудностей обучения и результатами индивидуальной коррекционной работы;
готовить материалы для ПМПК.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические задачи; навыками анализа психолого-педагогических условий образовательного процесса;
- навыками экспертной психолого-педагогической деятельности; навыками осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками; навыками проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности;
- навыками составления протокола диагностического обследования, построения психодиагностического заключения и постановки психологического диагноза; правилами и принципами проведения диагностического обследования индивидов и групп в соответствии со спецификой предмета и объекта исследования.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основания психолого-педагогической диагностики.
1.1. Развитие психолого-педагогических методов исследования за рубежом и в России. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей. Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей. Практические 0 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.9, Л2.10, Л2.11, Л2.12, Л2.13, Л2.14, Л2.15, Л2.16, Л2.17, Л2.18, Л2.19, Л2.20, Л2.21, Л2.22, Л2.23, Л2.24, Л2.25
1.2. Требования к протоколу психолого-педагогического диагностического обследования и исследования, построения психодиагностического заключения и постановки психологического диагноза на дифференциальном. Этиологическом и прогностическом уровне. Практические 0 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.9, Л2.10, Л2.11, Л2.12, Л2.13, Л2.14, Л2.15, Л2.16, Л2.17, Л2.18, Л2.19, Л2.20, Л2.21, Л2.22, Л2.23, Л2.24, Л2.25
Раздел 2. Методы психолого-педагогической диагностики.
2.1. Тестирование в психолого-педаогической диагностике. Тесты общих умственных способностей, умственного развития. Тесты специальных способностей в различных областях деятельности. Тесты обученности, успеваемости, академических достижений. Тесты для определения отдельных качеств личности (памяти, мышления, характера и др.). Практические 0 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.9, Л2.10, Л2.11, Л2.12, Л2.13, Л2.14, Л2.15, Л2.16, Л2.17, Л2.18, Л2.19, Л2.20, Л2.21, Л2.22, Л2.23, Л2.24, Л2.25
2.2. Обзор психодиагностических методик: доска Сегена, кубики Кооса, кубики Линка, варианты корректурных проб, таблицы Шульте, классификация, исключение, объяснение сюжетных картинок, установление последовательности и причинно-следственных связей сюжета, пиктограмма, методика запоминания 10 слов, опосредованное запоминание (по А.Н. Леонтьеву), прорессивне матрицы Равена, тест структур интеллекта Амтхаура, тест структуры интеллекта Векслера, тест Луаретты Бендер, проба Пьерона-Рузера, проба «Исключение слов», проба «Последовательность событий», проба «Сравнение понятий», проба «Поиск несоответствий», проба «Соотношение пословиц и фраз», логические построения, доступность опосредования Практические 0 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.9, Л2.10, Л2.11, Л2.12, Л2.13, Л2.14, Л2.15, Л2.16, Л2.17, Л2.18, Л2.19, Л2.20, Л2.21, Л2.22, Л2.23, Л2.24, Л2.25
2.3. Обзор психодиагностических методик: доска Сегена, кубики Кооса, кубики Линка, варианты корректурных проб, таблицы Шульте, классификация, исключение, объяснение сюжетных картинок, установление последовательности и причинно-следственных связей сюжета, пиктограмма, методика запоминания 10 слов, опосредованное запоминание (по А.Н. Леонтьеву), прорессивне матрицы Равена, тест структур интеллекта Амтхаура, тест структуры интеллекта Векслера, тест Луаретты Бендер, проба Пьерона-Рузера, проба «Исключение слов», проба «Последовательность событий», проба «Сравнение понятий», проба «Поиск несоответствий», проба «Соотношение пословиц и фраз», логические построения, доступность опосредования Сам. работа 0 13 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.9, Л2.10, Л2.11, Л2.12, Л2.13, Л2.14, Л2.15, Л2.16, Л2.17, Л2.18, Л2.19, Л2.20, Л2.21, Л2.22, Л2.23, Л2.24, Л2.25
Раздел 3. Направления психолого-педагогической диагностики.
3.1. Экспериментально-психологическое изучение детей с нарушениями психического развития различного генеза. Нормативные новообразования, социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности в онтогинезе развития. Особенности психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах. Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционального развития, сложными нарушениями развития. Диагностика детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста. Практические 0 6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.9, Л2.10, Л2.11, Л2.12, Л2.13, Л2.14, Л2.15, Л2.16, Л2.17, Л2.18, Л2.19, Л2.20, Л2.21, Л2.22, Л2.23, Л2.24, Л2.25
3.2. Диагностика познавательных процессов и структуры учебной деятельности учащихся. Диагностика высших психических функций и интеллектуальных способностей. Диагностика психологических свойств, состояний, характеристики психических процессов и проявлений. Диагностика операций мышления (обобщение, анализ, синтез. классификацию, понимание отвлечённого смысла, абстрагирование, умозаключение, аналогии,выделение существенных признаков, экстрополяция, интрополяция и др.), понятийного мышления, образного мышления, конкретного мышления, практического мышления, вербального/невербального мышления. Диагностика памяти и её содержательных характеристик. Диагностика внимания и его содержательных характеристик. Практические 0 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.9, Л2.10, Л2.11, Л2.12, Л2.13, Л2.14, Л2.15, Л2.16, Л2.17, Л2.18, Л2.19, Л2.20, Л2.21, Л2.22, Л2.23, Л2.24, Л2.25
3.3. Диагностика компонентов готовности к школе и сформированности предпосылок учебной деятельности. Практические 0 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.9, Л2.10, Л2.11, Л2.12, Л2.13, Л2.14, Л2.15, Л2.16, Л2.17, Л2.18, Л2.19, Л2.20, Л2.21, Л2.22, Л2.23, Л2.24, Л2.25
3.4. Качественно-количественный анализ деятельности: особенности аффективно-личностной сферы. Аффективный компонент продуктивности. Качественно-количественный анализ деятельности: особенности работоспособности: функциональное состояние, темп деятельности, динамика работоспособности. Практические 0 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.9, Л2.10, Л2.11, Л2.12, Л2.13, Л2.14, Л2.15, Л2.16, Л2.17, Л2.18, Л2.19, Л2.20, Л2.21, Л2.22, Л2.23, Л2.24, Л2.25
3.5. Диагностика причин школьной неуспеваемости, школьной дезадаптации, сформировнности структуры и предпосылок учебной деятельности и готовности к школьному обучению. Выявление группы риска, педагогически запущенных учащихся, девиантных форм поведения. Социально-педагогическое изучение микросоциальных условий социальной ситуации развития и их влияния на развитие ребенка. Практические 0 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.9, Л2.10, Л2.11, Л2.12, Л2.13, Л2.14, Л2.15, Л2.16, Л2.17, Л2.18, Л2.19, Л2.20, Л2.21, Л2.22, Л2.23, Л2.24, Л2.25
3.6. Диагностика причин школьной неуспеваемости, школьной дезадаптации, сформировнности структуры и предпосылок учебной деятельности и готовности к школьному обучению. Выявление группы риска, педагогически запущенных учащихся, девиантных форм поведения. Социально-педагогическое изучение микросоциальных условий социальной ситуации развития и их влияния на развитие ребенка. Сам. работа 0 10 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.9, Л2.10, Л2.11, Л2.12, Л2.13, Л2.14, Л2.15, Л2.16, Л2.17, Л2.18, Л2.19, Л2.20, Л2.21, Л2.22, Л2.23, Л2.24, Л2.25
3.7. Основные диагностические конструкты изучения социальной среды, интерперсонального взаимодействия, структуру группового взаимодействия, динамики групповых процессов, социальной ситуации развития первичной и референтной группы. Индикаторы девиантного поведения, школьной дезадаптации, рисков и ресурсов социальной среды, социальной ситуации развития; индикаторы отклонения социального развития ребёнка Практические 0 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.9, Л2.10, Л2.11, Л2.12, Л2.13, Л2.14, Л2.15, Л2.16, Л2.17, Л2.18, Л2.19, Л2.20, Л2.21, Л2.22, Л2.23, Л2.24, Л2.25
3.8. Основные диагностические конструкты изучения социальной среды, интерперсонального взаимодействия, структуру группового взаимодействия, динамики групповых процессов, социальной ситуации развития первичной и референтной группы. Индикаторы девиантного поведения, школьной дезадаптации, рисков и ресурсов социальной среды, социальной ситуации развития; индикаторы отклонения социального развития ребёнка Сам. работа 0 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.9, Л2.10, Л2.11, Л2.12, Л2.13, Л2.14, Л2.15, Л2.16, Л2.17, Л2.18, Л2.19, Л2.20, Л2.21, Л2.22, Л2.23, Л2.24, Л2.25
3.9. Диагностика признаков семейной дисфункций и жестокого обращения с детьми и подростками в семье Диагностика семейных отношений. Диагностика детско-родительских отношений, родительских установок, структуры семейных отношений. Диагностика ситуаций семейного насилия. Экспертиза семейных отношений. Практические 0 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.9, Л2.10, Л2.11, Л2.12, Л2.13, Л2.14, Л2.15, Л2.16, Л2.17, Л2.18, Л2.19, Л2.20, Л2.21, Л2.22, Л2.23, Л2.24, Л2.25
3.10. Диагностика признаков семейной дисфункций и жестокого обращения с детьми и подростками в семье Диагностика семейных отношений. Диагностика детско-родительских отношений, родительских установок, структуры семейных отношений. Диагностика ситуаций семейного насилия. Экспертиза семейных отношений. Сам. работа 0 10 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.9, Л2.10, Л2.11, Л2.12, Л2.13, Л2.14, Л2.15, Л2.16, Л2.17, Л2.18, Л2.19, Л2.20, Л2.21, Л2.22, Л2.23, Л2.24, Л2.25
3.11. Профориентационная диагностика и диагностика специальных способностей. Диагностика профессиональных перспектив и возможностей траектории профессионального развития учащихся и педагогического состава. Диагностика одарённости, творческих способностей, специальных способностей. Сам. работа 0 10 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.9, Л2.10, Л2.11, Л2.12, Л2.13, Л2.14, Л2.15, Л2.16, Л2.17, Л2.18, Л2.19, Л2.20, Л2.21, Л2.22, Л2.23, Л2.24, Л2.25
3.12. Диагностика педагогического состава для выявления рисков профессиональной деформации, эмоционального выгорания, снижения уровня коммуникативных навыков и психологической культуры. Оценки психологического климата в образовательном учреждении. выявлять психофизические особенности деятельности и затруднения в образовательно-воспитательной работе Диагностика функциональной работоспособности. Диагностика психических состояний и эмоциональной сферы. Практические 0 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.9, Л2.10, Л2.11, Л2.12, Л2.13, Л2.14, Л2.15, Л2.16, Л2.17, Л2.18, Л2.19, Л2.20, Л2.21, Л2.22, Л2.23, Л2.24, Л2.25
Раздел 4. Психолого-педагогическая экспертиза.
4.1. Экспертиза личностного и социального развития ребёнка, подростков и взрослого. Экспертиза конфликтных и экстренных случаев. Практические 0 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.9, Л2.10, Л2.11, Л2.12, Л2.13, Л2.14, Л2.15, Л2.16, Л2.17, Л2.18, Л2.19, Л2.20, Л2.21, Л2.22, Л2.23, Л2.24, Л2.25
4.2. Экспертиза личностного и социального развития ребёнка, подростков и взрослого. Экспертиза конфликтных и экстренных случаев. Сам. работа 0 20 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.9, Л2.10, Л2.11, Л2.12, Л2.13, Л2.14, Л2.15, Л2.16, Л2.17, Л2.18, Л2.19, Л2.20, Л2.21, Л2.22, Л2.23, Л2.24, Л2.25
4.3. Мониторинг и оценка эффективности коррекционной и реабилитационной программы Практические 0 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.9, Л2.10, Л2.11, Л2.12, Л2.13, Л2.14, Л2.15, Л2.16, Л2.17, Л2.18, Л2.19, Л2.20, Л2.21, Л2.22, Л2.23, Л2.24, Л2.25
4.4. Мониторинг и оценка эффективности коррекционной и реабилитационной программы Сам. работа 0 12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.9, Л2.10, Л2.11, Л2.12, Л2.13, Л2.14, Л2.15, Л2.16, Л2.17, Л2.18, Л2.19, Л2.20, Л2.21, Л2.22, Л2.23, Л2.24, Л2.25
Раздел 5. Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях.
5.1. Требования к заключениям ПМПК. Практические 0 6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.9, Л2.10, Л2.11, Л2.12, Л2.13, Л2.14, Л2.15, Л2.16, Л2.17, Л2.18, Л2.19, Л2.20, Л2.21, Л2.22, Л2.23, Л2.24, Л2.25
5.2. Требования к заключениям ПМПК. Сам. работа 0 20 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.9, Л2.10, Л2.11, Л2.12, Л2.13, Л2.14, Л2.15, Л2.16, Л2.17, Л2.18, Л2.19, Л2.20, Л2.21, Л2.22, Л2.23, Л2.24, Л2.25

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Теоретико-методологические основания психолого-педагогической диагностики.
2. Развитие психолого-педагогических методов исследования за рубежом и в России.
3. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей. Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей.
4. Требования к протоколу психолого-педагогического диагностического обследования и исследования, построения психодиагностического заключения и постановки психологического диагноза на дифференциальном, этиологическом и прогностическом уровне.
5. Методы психолого-педагогической диагностики. Тестирование в психолого-педаогической диагностике.
6. Тесты общих умственных способностей, умственного развития.
7. Тесты специальных способностей в различных областях деятельности.
8. Тесты обученности, успеваемости, академических достижений.
9. Методы психолого-педагогической диагностики. Экспериментально-психологическое изучение детей с нарушениями развития.
10. Нейропсихологическое изучение детей с нарушениями развития. Структура дифференциального исследования. Дифференциально-диагностические критерии Ж.Эскироля и Э.Сегена.
11. Методы психолого-педагогической диагностики. Доска Сегена.
12. Методы психолого-педагогической диагностики. Кубики Коса.
13. Кубики Линка.
14. Методы психолого-педагогической диагностики. Варианты корректурных проб.
15. Методы психолого-педагогической диагностики. Таблицы Шульте.
16. Методы психолого-педагогической диагностики. Классификация, исключение, объяснение сюжетных картинок, установление Последовательности и причинно-следственных связей сюжета.
17. Методы психолого-педагогической диагностики. Пиктограмма.
18. Методика запоминания 10 слов, опосредованное запоминание (по А.Н. Леонтьеву).
19. Методы психолого-педагогической диагностики. Прогрессивные матрицы Равенна.
20. Тест структур интеллекта Амтхаура.
21. Тест структуры интеллекта Векслера.
22. Тест Луаретты Бендер.
23. Проба Пьерона-Рузера.
24. Проба «Исключение слов».
25. Проба «Последовательность событий», проба «Сравнение понятий», проба «Поиск несоответствий», проба «Соотношение пословиц и фраз».
26. проба логические построения, доступность опосредования.
27. Экспериментально-психологическое изучение детей с нарушениями психического развития различного генеза.
28. Нормативные новообразования, социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности в онтогинезе развития.
29. Особенности психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах.
30. Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционального развития, сложными нарушениями развития.
31. Диагностика детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста.
32. Диагностика познавательных процессов и структуры учебной деятельности учащихся.
33. Диагностика высших психических функций и интеллектуальных способностей.
34. Диагностика психологических свойств, состояний, характеристики психических процессов и проявлений.
35. Диагностика операций мышления (обобщение, анализ, синтез. классификацию, понимание отвлечённого смысла, абстрагирование, умозаключение, аналогии,выделение существенных признаков, экстрополяция, интрополяция и др.), понятийного мышления, образного мышления, конкретного мышления, практического мышления, вербального/невербального мышления.
36. Диагностика памяти и её содержательных характеристик.
37. Диагностика внимания и его содержательных характеристик.
38. Диагностика ориентировочной и информационной основы деятельности.
39. Диагностика структурных компонентов и целенаправленности учебных действий.
40. Качественно-количественный анализ деятельности: особенности аффективно-личностной сферы. Аффективный компонент продуктивности.
41. Кчественно-количественный анализ деятельности: особенности работоспособности: функциональное состояние, темп деятельности, динамика работоспособности.
42. Диагностика компонентов готовности к школе и сформированности предпосылок учебной деятельности.
43. Диагностика причин школьной неуспеваемости, школьной дезадаптации
44. Диагностика сформировнности структуры и предпосылок учебной деятельности и готовности к школьному обучению.
45. Выявление группы риска, педагогически запущенных учащихся, девиантных форм поведения.
46. Социально-педагогическое изучение микросоциальных условий социальной ситуации развития и их влияния на развитие ребенка.
47. Основные диагностические конструкты изучения социальной среды, интерперсонального взаимодействия, структуру группового взаимодействия, динамики групповых процессов, социальной ситуации развития первичной и референтной группы.
48. Индикаторы девиантного поведения, школьной дезадаптации, рисков и ресурсов социальной среды, социальной ситуации развития; индикаторы отклонения социального развития ребёнка.
49. Диагностика структуры взаимодействия и межличностных отношений.
50. Диагностика социально-психологической структуры и динамических процессов интерперсональных отношений в классе и внутришкольном коллективе.
51. Диагностика конфликтных зон и ресурсных зон поддержания благоприятного психологического климата и организационной культуры в классе и школьного коллектива.
52. Диагностика интерперсональных отношений, способов поведения в конфликтных ситуациях, коммуникативных и организаторских способностей, совладающего поведения, эмоционального контроля, уровня психологической культуры учащихся, педагогического коллектива и родителей учащихся.
53. Диагностика признаков семейной дисфункций и жестокого обращения с детьми и подростками в семье Диагностика семейных отношений.
54. Диагностика детско-родительских отношений, родительских установок, структуры семейных отношений.
55. Диагностика ситуаций семейного насилия. Экспертиза семейных отношений.
56. Профориентационная диагностика и диагностика специальных способностей.
57. Диагностика профессиональных перспектив и возможностей траектории профессионального развития учащихся и педагогического состава.
58. Диагностика одарённости, творческих способностей, специальных способностей.
59. Диагностика педагогического состава для выявления рисков профессиональной деформации, эмоционального выгорания, снижения уровня коммуникативных навыков и психологической культуры.
60. Оценки психологического климата в образовательном учреждении. выявлять психофизические особенности деятельности и затруднения в образовательно-воспитательной работе.
61. Диагностика функциональной работоспособности. Диагностика психических состояний и эмоциональной сферы.
62. Психолого-педагогическая экспертиза. Специфика предмета. Направления деятельности.
63. Психолого-педагогическая экспертиза и диагностическая деятельность педагога-психолога в комиссиях разного уровня.
64. Экспертиза личностного и социального развития ребёнка, подростков и взрослого.
65. Экспертиза конфликтных и экстренных случаев в учебном процессе.
66. Мониторинг и оценка эффективности коррекционной и реабилитационной программы.
67. Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях.
68. Методы диагностики, применяемые в ПМПК.
69. Требования к заключениям ПМПК ребёнка дошкольного возраста.
70. Требования к заключениям ПМПК ребёнка школьного возраста.


5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
-подбор стимульного материала экспериментальной психолого-педагогической диагностики
-составление кейса методик на каждое направления психолого-педагогической диагностики
-составления экспертного психолого-педагогического заключения учащегося дошкольного возраста
-составления экспертного психолого-педагогического заключения диагностики социальной ситуации развития ребёнка и рнисков воспроизводства девиантного поведения

5.3. Фонд оценочных средств
Контрольные вопросы и задания

1. Теоретико-методологические основания психолого-педагогической диагностики.
2. Развитие психолого-педагогических методов исследования за рубежом и в России.
3. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей. Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей.
4. Требования к протоколу психолого-педагогического диагностического обследования и исследования, построения психодиагностического заключения и постановки психологического диагноза на дифференциальном, этиологическом и прогностическом уровне.
5. Методы психолого-педагогической диагностики. Тестирование в психолого-педаогической диагностике.
6. Тесты общих умственных способностей, умственного развития.
7. Тесты специальных способностей в различных областях деятельности.
8. Тесты обученности, успеваемости, академических достижений.
9. Методы психолого-педагогической диагностики. Экспериментально-психологическое изучение детей с нарушениями развития.
10. Нейропсихологическое изучение детей с нарушениями развития. Структура дифференциального исследования. Дифференциально-диагностические критерии Ж.Эскироля и Э.Сегена.
11. Методы психолого-педагогической диагностики. Доска Сегена.
12. Методы психолого-педагогической диагностики. Кубики Коса.
13. Кубики Линка.
14. Методы психолого-педагогической диагностики. Варианты корректурных проб.
15. Методы психолого-педагогической диагностики. Таблицы Шульте.
16. Методы психолого-педагогической диагностики. Классификация, исключение, объяснение сюжетных картинок, установление Последовательности и причинно-следственных связей сюжета.
17. Методы психолого-педагогической диагностики. Пиктограмма.
18. Методика запоминания 10 слов, опосредованное запоминание (по А.Н. Леонтьеву).
19. Методы психолого-педагогической диагностики. Прогрессивные матрицы Равенна.
20. Тест структур интеллекта Амтхаура.
21. Тест структуры интеллекта Векслера.
22. Тест Луаретты Бендер.
23. Проба Пьерона-Рузера.
24. Проба «Исключение слов».
25. Проба «Последовательность событий», проба «Сравнение понятий», проба «Поиск несоответствий», проба «Соотношение пословиц и фраз».
26. проба логические построения, доступность опосредования.
27. Экспериментально-психологическое изучение детей с нарушениями психического развития различного генеза.
28. Нормативные новообразования, социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности в онтогинезе развития.
29. Особенности психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах.
30. Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционального развития, сложными нарушениями развития.
31. Диагностика детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста.
32. Диагностика познавательных процессов и структуры учебной деятельности учащихся.
33. Диагностика высших психических функций и интеллектуальных способностей.
34. Диагностика психологических свойств, состояний, характеристики психических процессов и проявлений.
35. Диагностика операций мышления (обобщение, анализ, синтез. классификацию, понимание отвлечённого смысла, абстрагирование, умозаключение, аналогии,выделение существенных признаков, экстрополяция, интрополяция и др.), понятийного мышления, образного мышления, конкретного мышления, практического мышления, вербального/невербального мышления.
36. Диагностика памяти и её содержательных характеристик.
37. Диагностика внимания и его содержательных характеристик.
38. Диагностика ориентировочной и информационной основы деятельности.
39. Диагностика структурных компонентов и целенаправленности учебных действий.
40. Качественно-количественный анализ деятельности: особенности аффективно-личностной сферы. Аффективный компонент продуктивности.
41. Кчественно-количественный анализ деятельности: особенности работоспособности: функциональное состояние, темп деятельности, динамика работоспособности.
42. Диагностика компонентов готовности к школе и сформированности предпосылок учебной деятельности.
43. Диагностика причин школьной неуспеваемости, школьной дезадаптации
44. Диагностика сформировнности структуры и предпосылок учебной деятельности и готовности к школьному обучению.
45. Выявление группы риска, педагогически запущенных учащихся, девиантных форм поведения.
46. Социально-педагогическое изучение микросоциальных условий социальной ситуации развития и их влияния на развитие ребенка.
47. Основные диагностические конструкты изучения социальной среды, интерперсонального взаимодействия, структуру группового взаимодействия, динамики групповых процессов, социальной ситуации развития первичной и референтной группы.
48. Индикаторы девиантного поведения, школьной дезадаптации, рисков и ресурсов социальной среды, социальной ситуации развития; индикаторы отклонения социального развития ребёнка.
49. Диагностика структуры взаимодействия и межличностных отношений.
50. Диагностика социально-психологической структуры и динамических процессов интерперсональных отношений в классе и внутришкольном коллективе.
51. Диагностика конфликтных зон и ресурсных зон поддержания благоприятного психологического климата и организационной культуры в классе и школьного коллектива.
52. Диагностика интерперсональных отношений, способов поведения в конфликтных ситуациях, коммуникативных и организаторских способностей, совладающего поведения, эмоционального контроля, уровня психологической культуры учащихся, педагогического коллектива и родителей учащихся.
53. Диагностика признаков семейной дисфункций и жестокого обращения с детьми и подростками в семье Диагностика семейных отношений.
54. Диагностика детско-родительских отношений, родительских установок, структуры семейных отношений.
55. Диагностика ситуаций семейного насилия. Экспертиза семейных отношений.
56. Профориентационная диагностика и диагностика специальных способностей.
57. Диагностика профессиональных перспектив и возможностей траектории профессионального развития учащихся и педагогического состава.
58. Диагностика одарённости, творческих способностей, специальных способностей.
59. Диагностика педагогического состава для выявления рисков профессиональной деформации, эмоционального выгорания, снижения уровня коммуникативных навыков и психологической культуры.
60. Оценки психологического климата в образовательном учреждении. выявлять психофизические особенности деятельности и затруднения в образовательно-воспитательной работе.
61. Диагностика функциональной работоспособности. Диагностика психических состояний и эмоциональной сферы.
62. Психолого-педагогическая экспертиза. Специфика предмета. Направления деятельности.
63. Психолого-педагогическая экспертиза и диагностическая деятельность педагога-психолога в комиссиях разного уровня.
64. Экспертиза личностного и социального развития ребёнка, подростков и взрослого.
65. Экспертиза конфликтных и экстренных случаев в учебном процессе.
66. Мониторинг и оценка эффективности коррекционной и реабилитационной программы.
67. Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях.
68. Методы диагностики, применяемые в ПМПК.
69. Требования к заключениям ПМПК ребёнка дошкольного возраста.
70. Требования к заключениям ПМПК ребёнка школьного возраста.




Темы письменных работ
-подбор стимульного материала экспериментальной психолого-педагогической диагностики
-составление кейса методик на каждое направления психолого-педагогической диагностики
-составления экспертного психолого-педагогического заключения учащегося дошкольного возраста
-составления экспертного психолого-педагогического заключения диагностики социальной ситуации развития ребёнка и рнисков воспроизводства девиантного поведения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Артемьева Т.В. Психолого – педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: : Краткий конспект лекций Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013
Л1.2 Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога: уебник Ростов н/Д: Феникс, 2007
Л1.3 Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А. Психолого-педагогическая диагностика : учебник Издательский центр «Академия», 2014
Л1.4 Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков: учебник . СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010
Л1.5 Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебник НПО МОДЭК Москва-Воронеж, 2010
Л1.6 Выготский Л.С. Основы дефектологии: учебник СПб.: Лань, 2003
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Богоявленский Д.Н. Психология усвоения знаний в школе : учебник Москва, 2002
Л2.2 Бурлачук Л.Ф. Акцентуации личности: что диагностируем? : статья Вопросы психологии.-2006.-N2, 2006
Л2.3 Валеев Г.Х Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебник Стерлитамак: Стерлитамакский гос. пед. ин-т, 2002
Л2.4 Выготский Л.С. Собрание сочинений: 6 т: монография Москва, 1984
Л2.5 Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: учебник Москва, 1993
Л2.6 Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. Диагностика умственного развития дошкольников: учебник М.: Педагогика, 1978
Л2.7 Дружинин В.Н., Воронин А.Н. Диагностика познавательных способностей в различных экспериментальных ситуациях : статья Эмоциональная регуляция учебной деятельности. М., 1988
Л2.8 Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов М.: Просвещение: Владос, 1995
Л2.9 Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей: учебник Москва, 2002
Л2.10 Лаврова Г.Н. Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3 лет: учебное пособие Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004
Л2.11 Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей: учебник М.: Педагогика, 182
Л2.12 Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития: учебник М.: Издательство «Книголюб», 2007
Л2.13 Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методиках психологического исследования школьников : Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981
Л2.14 Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей : учебник Науч. – исслед. ин-т дефектологии Акад.пед.наук СССР. – М.: Педагогика, 1989
Л2.15 Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей: учебник М.: Линка-Пресс, 1997
Л2.16 Марцинковская Т.Д. Ребенок с отклонением в развитии. Ранняя диагностика и коррекция: учебник Москва, 1992
Л2.17 Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики в патопсихологии и опыт применения их в клинике: практическое руководство М.: Апрель-Пресс, издат-во Института Психотерапии, 2004
Л2.18 Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст: учебник СПб.: Речь, 2005
Л2.19 Под ред. А.В. Семенович Схема нейропсихологического обследования детей : учебник Москва, 1998
Л2.20 Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. : учебник Н. Новгород, 1994
Л2.21 Урунтаева Г.Л.,Афонькина Ю.Л. Практикум по дошкольной психологии: учебник Москва, 2005
Л2.22 Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого – педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями: учебник Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А.Шолохова», 2011
Л2.23 Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей: учебник Москва, 1998
Л2.24 Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: учебник Москва, 2014
Л2.25 Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: учебник Москва, 1981
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://psyjournals.ru/topic/diagnostics/index.shtml Электронный журнал Psyjournals, раздел Психологическая диагностика.
Э2 Методические руководства к тестовым методикам: http://www.ozon.ru/context/detail/id/228377/
Э3 http://www.labirint.ru/series/12519
Э4 http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека on-line
Э5 http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система издательства «Лань
Э6 http://www.ht.ru/
Э7 http://www.psy-diagnoz.com
Э8 http://www.imaton.com/metodiki/catalog/
Э9 http://www.psytest.ru/
Э10 http://lab.psytest.ru
Э11 http://psystudy.ru/
Э12 http://elibrary.ru
Э13 http://vch.narod.ru/
Э14 http://www.psytest.ru/
Э15 http://www.psydiag.yaroslavl.ru/
Э16 Курс в Moodle «Психолого-педагогическая диагностика» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2025
Э17 http://www.mtu-net.ru/
Э18 http://www.bitnet.ru/psycho/index.html
Э19 http://testoteka.narod.ru/-
Э20 http://adalin.mospsy.ru/-
Э21 http://vch.narod.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
MC Exsel, SPSSS, мультимейдиный проектор
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://psyjournals.ru/topic/diagnostics/index.shtml Электронный журнал Psyjournals, раздел Психологическая диагностика.
Методические руководства к тестовым методикам:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/228377/
http://www.labirint.ru/series/12519
http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека on-line
http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система издательства «Лань
http://www.ht.ru/
http://www.psy-diagnoz.com
http://www.imaton.com/metodiki/catalog/
http://www.psytest.ru/
http://lab.psytest.ru
http://psystudy.ru/
http://elibrary.ru
http://vch.narod.ru/
http://www.psytest.ru/
http://www.psydiag.yaroslavl.ru/

http://vch.narod.ru/

http://adalin.mospsy.ru/-
http://testoteka.narod.ru/-
http://www.bitnet.ru/psycho/index.html
http://www.mtu-net.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студенту:
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к семинарским занятиям следует особый акцент делать на самостоятельное изучение основной литературы, однако это не означает, что студентом может быть полностью проигнорирована дополнительная литература.
3. При подборе стимульного материала к психодиагностическим методикам использовать литературу и источники из списка со стандартизированными инструментарием. На практических занятиях овладеть навыками применения психодиагностического инструментария.
4. При составлении психолого-педагогического и экспертного заключения использовать бланки из приложения 1.
5. Изучить нормативную документацию, входящую в оценочные средства (смотри специальную папку).
6. При анализе психолого-педагогических методик следует использовать следующий методические и нормативные правила документально-методического оформления и сопровождения диагностических методик:
1. Автор методики.
2. Название методики.
3. Тип методики.
4. Диагностический метод, реализуемый методикой (оъективный, субъективный, проективный), классификация методики в рамках соответствующего диагностического подхода.
5. Историография (где и когда разрабатывалась, исследовательские цели, диагностические задачи и пр. информация об истории создания)
6. Область применения методики, классы диагностических задач.
7. Данные об адаптации или модификации (указать вариант).
8. Теоретический конструкт, на измерение и диагностику которого направлена методика. Теоретико-методологическая интерпретация автора концепции измеряемого свойства (теоретического конструкта).
9. Операционализация теоретического конструкта в диагностических конструктах (указание диагностических шкал, описание и характеристика).
10. Порядок работы с методикой, процедура проведения исследования.
11. Возможность индивидуального и группового тестирования по методике.
12. Инструкция испытуемому, указания по проведению, прочие и особые методические рекомендации по процедуре диагностического обследования.
13. Тестовый материал (бланки, опросные листы, тестовые тетради, рисунки и пр.)
14. Протокол исследования (форма представления).
15. Ключи к методике.
16. Процедура обработки результатов.
17. Тестовые нормы.
18. Данные о (ре)стандартизации в группах валидизации и стандартизации (показатели M, σ в каждой группе). Внутригрупповая и межгрупповая устойчивость тестовых норм.
19. Интерпретация диагностических шкал в рамках тестовых норм (группа «нормы», «низкая» и «высокая» группы для нормативных тестов, характеристика носителей диагностического признака для критериально-ориентированных тестов, количественно-качественная интерпретация диагностических показателей для проективных и рисуночных методик, процентильные кривые для тестов достижений и т.д.)
20. Данные о надежности методики (психометрические показатели).
21. Данные о валидности методики (психометрические показатели).
22. Интеркорреляции диагностических шкал с другими тестовыми конструктами.
23. Ссылки на публикации по экспериментальным исследованиям по методике.
24. Литература по методике.
25. Примеры интерпретации протокола обследования.

Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение семинарских и практических занятий.