МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблемы общей психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.06.01. Психологические науки
НаправленностьОбщая психология, психология личности, история психологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_06_01_Общ_ псих-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 55
контроль 9
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 12 4 12
Практические 4 16 4 16
Сам. работа 55 27 55 27
Часы на контроль 9 17 9 17
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Проблемы общей психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по специальности 020400 "ПСИХОЛОГИЯ". Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии ( 030301.65 по ОК 009- 2003 ), утвержден 17.03.2000, номер государственной регистрации 235 гум/сп Программа разработана для очной формы обучения.

составлена на основании учебного плана:
37.06.01 Психологические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Д.В., д.пс.н., проф


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Каширский Д.В., д.пс.н., проф


1. Цели освоения дисциплины

1.1. формирование и развитие способности к квалифицированному применению методологических принципов и методов научной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-2 способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
УК-3 готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
ОПК-1 способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
ПК-2 способностью к исследованию закономерностей функционирования и развития психики человека, деятельности, общения, самосознания, личности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знать основные методологические принципы и методы исследовательской деятельности;
владеть навыками проектирования исследовательской деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.–​ уметь формулировать решаемую проблему, определять объект и предмет исследования, ставить исследовательские задачи и разрабатывать план их решения;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.–​ навыками анализа результатов научного исследования, и их оформления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Фундаментальные проблемы психологии Лекции 3 4 Л1.3, Л1.5, Л2.1, Л1.7
1.2. Проблема предмета психологического исследования Лекции 3 2 Л1.6, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.3. Проблема объективного метода в психологии Лекции 3 2 Л1.4, Л2.3
1.4. Психофизическая и психофизиологическая проблемы Лекции 3 2 Л1.9
1.5. Проблема соотношения биологического и социального Лекции 3 2 Л2.5, Л1.9
1.6. Проблема предмета психологического исследования Практические 3 2 Л2.2, Л1.2
1.7. Проблема объективного метода в психологии Практические 3 2 Л1.5
1.8. Психофизическая и психофизиологическая проблемы Практические 3 2
1.9. Проблема соотношения биологического и социального Практические 3 4 Л2.5, Л1.9
1.10. Проблема целостности в психологии Практические 3 2 Л1.4, Л1.3
1.11. Проблема единиц анализа психики и личности Практические 3 2 Л1.6
1.12. Проблема сознания в психологии Практические 3 2 Л1.6
1.13. Экзамен 3 17 Л1.5
1.14. Проблема общей психологии (общей теории, методологии) (в смысле Л.С.Выготского) Сам. работа 3 27 Л1.8

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену:
1. Проблема предмета психологического исследования.
2. Проблема объективного метода в психологии.
3. Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии.
4. Проблема единиц анализа психики.
5. Проблема биологического и социального.
6. Проблема общей психологии (в смысле Л.С. Выготского).
7. Проблема целостности в психологии.
8. Проблема периодизации психического развития в психологии.
9. Проблема соотношения обучения и развития.
10. Проблема личности в психологии.
11. Проблема сознания в психологии.
12. Проблема деятельности.
13. Проблема соотношения психологической теории и психологической практики.
14. Проблема ценностей в психологии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В каких областях практики, по Вашему мнению, качество принимаемых решений существенно снижается без учета психологических закономерностей?
Почему работа психолога-практика должна опираться на общепсихологические знания?
Как, по Вашему мнению, соотносятся принцип детерминизма и свободы человеческого поступка?
Как Вы относитесь к "популярной" психологии?
Почему Б.М. Кедров считал, что психология представляет собой "связующее звено" между социальными, естественными и философскими науками?
Является ли современная психология экспериментальной наукой?
В чем особенности генетико-моделирующего (формирующего) эксперимента по сравнению с констатирующим?
Почему метод интроспекции был подвергнут жесткой критике? Должен ли психолог игнорировать интроспекцию как научный метод?
Какие проблемы, поставленные мыслителями Античности, на Ваш взгляд, не потеряли своего значения для современной психологии?
Почему психологию называют "полипарадигмальной" наукой? Можно ли примерить парадигмы различных направлений психологии?
Что, по Вашему мнению, объединяет теории столь различных авторов, как З. Фрейд, А. Адлер и К.Г. Юнг, в общее направление психоанализа?
Почему возникла поведенческая психология и каков вклад данного направления в развитие психологической мысли?
Что привело к когнитивной революции в психологии?
В чем различия между "натуральными" и "высшими" психическими функциями? Каково соотношение между ними в психике взрослого культурного человека?
В чем превосходство культурной психики над натуральной?
В чем заключался манифест гуманистической психологии как психологии "третьей силы"?
Чем различаются представления о природе человека, лежащие в основе различных направлений современной психологии?
Могут ли обладать психикой существа, которые не располагают нервной системой?
С какими задачами могут справляться животные, находящиеся на стадии перцептивной психики?
Как понимать выражение "язык животных" и в какой степени животные могут обладать речью?
Почему первобытному человеку стало необходимо сознание?
Каким образом концепция Н.А. Бернштейна интегрирует представления об условном рефлексе, оперантном научении, научении через наблюдение, инсайтном научении и научении через рассуждении?
Можно ли установить взаимосвязь между объемом мозга и интеллектом человека?
В чем заключается суть психофизиологической проблемы и каковы подходы к ее решению?
В чем заключается проблема личности в психологии?
В чем заключается проблема сознания в психологии?
Каково соотношение темперамента и характера в структуре личности?
Каково соотношение задатков и способностей в структуре личности?
Что имел ввиду З. Фрейд, говоря о защитном характере поведения человека?
В чем основные отличия между психосексуальными стадиями развития личности, по З. Фрейду, и психосоциальными стадиями развития личности, по Э. Эриксону?
Как А. Маслоу описывает самоактуализирующиеся личности? Видите ли Вы вокруг себя людей, которых можно назвать самоактуализирующимися?
Как Вы понимаете выражение "личность рождается в деятельности"?
Какую роль в жизни человека играют свойства его темперамента?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Выполнение научно-исследовательской работы

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Анастази А. Урбина С Психологическое тестирование: Учебник Питер, 2009
Л1.2 Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике: Учебник Питер, 2007
Л1.3 Ф. Е. Василюк Методологический анализ в психологии: учеб. пособие для вузов М.: Смысл, 2003
Л1.4 под ред. В. И. Купцова Философия и методология науки: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 1996
Л1.5 А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский Психология: [учеб. для вузов] М.: Академия, 2009
Л1.6 Т. Д. Марцинковская История психологии: учебник М.: Академия, 2009
Л1.7 Шанина Г.Е Психологическая диагностика: Учебник УРСС, 2010
Л1.8 Поздняков С.В Тестирование в психологической диагностике : Учебник ТЦ Сфера , 2008
Л1.9 Ждан А.Н. История психологии от Античности до наших дней: учеб. для психол. спец. вузов М.: Трикста, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. Г. Маклаков Общая психология: учеб. пособие для вузов СПб.: Питер, 2011
Л2.2 Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики: Уч.пособие Аспект-Пресс, 2011
Л2.3 В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская Психология: учебник М.: Юрайт, 2011
Л2.4 Бодалев А.А, Столин В.В Общая психодиагностика: Учебник Речь, 2006
Л2.5 А. Р. Лурия Основы нейропсихологии: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
интернет-ресурсы, мультимедийный проектор
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины