МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологическая психология и педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 86
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
докт.биол.наук, профессор каф. общей и прикладной психологии, Кайгородова Н.З.

Рецензент(ы):
д.пед.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Экологическая психология и педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Татьна Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Волкова Татьна Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: ознакомление студентов с основными закономерностями и механизмами формирования экологического сознания личности, принципами и методами педагогического управления этим процессом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности
ОПК-4 способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру
ПК-2 способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Предмет, цели, задачи и методы курса. Основные направления экологической психологии и ее методологических составляющих.Определение экологического сознания и характеристика его компонентов. Типы экологического сознания. Характеристику экологического сознания в процессе социогенеза. Экологическое сознание в процессе онтогенеза. Психологические аспекты формирования экологического сознания человека в процессе социогенеза и онтогенеза.Среда как условие формирования экологического сознания. Современные проблемы формирования экологического сознания в системе образования.Основы проектирования эколого-социально-образовательных сред.
3.2.Уметь:
3.2.1.Дать собственное определение понятиям «экологическая психология», «психологическая экология», «экологический подход в психологии», «психология окружающей среды», «психология экологического сознания», «субъективное отношение к природе», «экоцентрический и антропоцентрический тип экологического сознания». Назвать факторы и причины, которые привели ученых к образованию экологической психологии и педагогике. Определить компоненты экологического сознания и дать им характеристику.Перечислить критерии развития экологического сознания на каждом возрастном этапе. Определять тип экологического сознания с помощью диагностического инструментария.использовать экологический подход в практике психологического консультирования.Проводить психолого-педагогический анализ эколого-социально-образовательной среды на примере какого-либо образовательного учреждения.Разрабатывать эколого-психологические тренинги для различных возрастных групп. Проектировать эколого-социально-образовательную среду с учетом ряда факторов (психологические релизеры, физическое, информационное, практическое, социальное пространство).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками определения основных характеристик субъективного отношения человека к природе,определения предмета исследования в экологической психологии на основе собственных дефиниций и общепринятых в науке. Владеть понятийным аппаратом экологической психологии и педагогики, методами диагностики, формирования и коррекции экологического сознания, навыками проектирования экологосоциально-образовательных сред, способствующих формированию экоцентрического типа экологического сознания человека.Владеть навыками моделирования целенаправленной психолого-педагогической деятельности по Формированию экоцентрического типа сознания в условиях образовательного учреждения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экологическую психологию и педагогику
1.1. Предмет, цели, задачи, методы экологической психологии и педагогики. Определение экологического сознания и характеристика его компонентов. Лекции 2 2 ОК-3, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3
1.2. Представления об окружающей среде в экологической психологии. Сам. работа 2 4 ОК-3, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.3. Особенности восприятия среды человеком Сам. работа 2 4 ОК-3, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3
1.4. Экологическое сознание, его структура Сам. работа 2 4 ОК-3, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.5. Экологическое сознание в процессе онтогенеза. Практические 2 2 ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3
1.6. Экологическое сознание в процессе онтогенеза. Сам. работа 2 4 ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3
1.7. Отношение к природе как предмет психологического исследования Сам. работа 2 4 ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.8. Методы диагностики субъективного отношения к природе Практические 2 2 ОК-3 Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.9. Типология субъективного отношения к природе Сам. работа 2 4 ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.10. Психологическое содержание основных типов субъективного отношения к природе Сам. работа 2 4 ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.11. Механизмы формирования субъективного отношения к природе Сам. работа 2 4 ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.12. Методы формирования экологического сознания. Практические 2 2 ОК-3 Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.13. Роль психологических релизеров в формировании субъективного отношения к природным объектам Сам. работа 2 4 ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.14. Основные направления изучения взаимодействия человека с окружающей средой Сам. работа 2 4 ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.15. Среда как условие формирования экологического сознания. Сам. работа 2 4 ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.16. Методы коррекции экологического сознания. Практические 2 2 ОК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.17. Принципы, методы и формы эколо-гического образования. Сам. работа 2 6 ОК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.18. Современные проблемы формирования экологического сознания в системе образования Сам. работа 2 4 ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Психолого-педагогические технологии, методы диагностики, формирования и коррекции экологического сознания
2.1. Психолого- педагогические закономерности формирования экологической культуры личности Лекции 2 2 ОК-3, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3
2.2. Предмет и задачи экологической педагогики Сам. работа 2 4 ОК-3, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3
2.3. Принципы и методы экологической психопедагогики Сам. работа 2 4 ОК-3, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.4. Экологизация образования в современном мире и в России Сам. работа 2 4 ОК-3, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.5. Тип отношения к природе Практические 2 2 ОК-3, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.6. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы Сам. работа 2 4 ОК-3, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3
2.7. Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений личности Сам. работа 2 4 ОК-3, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.8. Содержание экологического образования в сфере формирования отношения личности к природе Сам. работа 2 4 ОК-3, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.9. Эколого-психологический анализ окружающей среды Практические 2 2 ОК-3, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.10. Принципы и методы экологической терапии Сам. работа 2 4 ОК-3, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.11. Методы экологической терапии Практические 2 2 ОК-3, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.12. Основные направления изучения взаимодействия человека с окружающей средой Сам. работа 2 4 ОК-3, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.13. Зачет 2 4 ОК-3, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приложение










5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Штейнбах Х.Э., Еленский В.И. Психология жизненного пространства: СПб. : Речь, 2004 www.lib.asu.ru
Л1.2 Дерябо С.Д., Ясвин.В.А. Экологическая педагогика и психология: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д : Феникс, 1996 www.lib.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: учеб. пособие для вузов М. : Академия, , 2000 www.lib.asu.ru
Л2.2 под ред. В. Н. Дружинина Психология: учеб. для гуманит. вузов СПб. : Питер, 2002 www.lib.asu.ru
Л2.3 Кайгородова, Н.З. Эколого-психофизиологическая адаптация первоклассников к школе : монография Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.4 М. В. Яценко, Н. З. Кайгородова. . Эколого-психофизиологическое обеспечение умственной дея-: монография Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/



6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭУМК "Экологическая психология и педагогика" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3423
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по рациональной организации самостоятельной работы.


Учебный процесс в вузе существенно отличается от того, как он организован в средней школе. Одна из важнейших наших задач - научить студента самостоятельно учиться в дальнейшем всю жизнь. Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу.

Работа на лекции



На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей. Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое "конспектирование" приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора "читать помедленнее". Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и т.п. Целесообразно разработать собственную "маркографию"(значки, символы), сокращения слов. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только основной фонд, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Методические рекомендации к составлению реферата.

Реферат (от лат. refero сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по одной теме.Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний. При написании реферата уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить.Реферат не является простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы.
Этапы работы над рефератом:
1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. 2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3.Составление библиографии.
4.Обработка и систематизация информации.
5.Разработка плана реферата.
6.Написание реферата.
7.Публичное выступление с результатами исследования.
Содержание работы должно отражатьзнание современного состояния проблемы; обоснование выбранной темы; использование известных результатов и фактов; полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; актуальность поставленной проблемы; материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время. Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, a, следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной является следующая структура реферативной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература.

Общие рекомендации к подготовке к семинарскому и практическому занятию

Основной формой подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины. Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем. При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить. При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания. При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы. В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые тестовые задания.Методические рекомендации по подготовке к экзамену.Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса. Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. При подготовке к экзамену руководствуйтесь программой курса и методическими рекомендациями.Экзамен сдается в форме обсуждения вопросов по теории в устной или письменной форме (по желанию студентов) с учетом итогов выполненных студентом тестовых и индивидуальных заданий. Поэтому необходимым условием допуска студента к экзамену является выполнение и защита в срок индивидуального задания. Чтобы преподаватель имел возможность познакомиться с результатом индивидуальной работы, он должен быть сдан не позже, чем за 3 недели до сдачи экзамена.Активность в течение семестра, как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях, способствует успешной сдаче экзамена.Перед экзаменом рекомендуется освежить в памяти свои работы. Подумайте, что может быть наиболее интересным в этих работах, что вы хотели бы обсудить с преподавателем, и какие вопросы может задать преподаватель во время обсуждения. Попытайтесь понять, какое место занимается ваша работа по отношению к теоретическому и прикладному материалу, с которым вы уже познакомились.

Самопроверка



После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.



Консультации



Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Рекомендации по самостоятельной работе с литературой

Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные рекомендации по работе с книгой можно свести к следующим:- составьте перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - при составлении перечня литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время;- систематизируйте этот перечень (отметьте, что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности и т.д.);- обязательно выписывайте все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время);- определите для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;•Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).- если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого необходимо научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать); - еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи (искать аргументы «за» или «против» интересующей идеи).
Существует несколько видов систематизированной записи прочитанного, основные из которых следующие:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.


Методические рекомендации по составлению конспекта:


1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.