МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы исследовательской деятельности - 2

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-4-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 272
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 3
курсовая работа: 2, 3

Распределение часов по курсам

Курс 2 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 0 0 8 8
Практические 0 0 4 4 4 4
Сам. работа 172 172 100 100 272 272
Часы на контроль 0 0 4 4 4 4
Итого 180 180 108 108 288 288

Программу составил(и):
канд. психол. наук, доцент, Волкова Т.Г.

Рецензент(ы):
канд. наук, доц., Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Основы исследовательской деятельности - 2

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г.., кан. психол. наук, проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г.., кан. психол. наук, проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Углубление знаний и умений организации и реализации научно-исследовательской деятельности, овладение основными приёмами проектирования, организации и реализации научно-исследовательской работы, формированиех профессионального мировоззрения в области направления подготовки, стимулирование и систематизация самостоятельной исследовательской активности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-6 способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.информацию о планировании, подготовке, проведении научного исследования, требованиях, предъявляемых к актуальности исследования, практическому значению, научным атрибутам, эмпирическим результатам, методам и способам математико-статистической обработки, интерпретации данных эмпирического исследования, формах представления научных результатов в виде научного доклада, научной публикации.
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать, организовывать и проводить научное исследование, учитывая актуальность проблемы, использовать адекватные задачам исследования методы сбора и обработки полученных результатов, уметь качественно интерпретировать данные эмпирического исследования, внедрять результаты исследования в практику психологической работы, транслировать полученные результаты в выступлениях на научных мероприятиях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами, методами, средствами и способами организации и реализации научного исследования, представления результатов, оформления, визуализиации, интерпретации полученных данных, способами и приемами психодиагностики, экспертизы, психокоррекции и восстановительного обучения в процессе проведения научного исследования и внедрения его результатов в психологическую практику.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основания разработки проекта научного исследования.
1.1. Научное исследование: теория и методология. Лекции 2 8 ОПК-1, ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Научное исследование: теория и методология. Сам. работа 2 172 ОПК-1, ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Планирование и реализация эмпирического исследования
2.1. Эмпирическое исследование: планирование и реализация Практические 3 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.1, Л1.2
2.2. Эмпирическое исследование: планирование и реализация Сам. работа 3 50 ОПК-1, ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Требования к публичному выступлению с научным докладом
3.1. Научные презентации Практические 3 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.2
3.2. Научные презентации Сам. работа 3 50 ОПК-1, ПК-6 Л2.2
3.3. Зачет с оценкой 3 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д : Феникс, 2008 www.lib.asu.ru
Л1.2 Ф. Е. Василюк Методологический анализ в психологии: учеб. пособие для вузов М. : Смысл, 2003 www.lib.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. Г. Суркова Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2008 www.lib.asu.ru
Л2.2 Кондакова Ю.В. Устное публичное выступление: Екатеринбург : Архитектон, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань»
Э3 Курс в Moodle "Основы исследовательской деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- Word- 2007
- POWER Point 2010
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭУМК "Основы исследовательской деятельности - 2"https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4880
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе самостоятельной работы и подготовки домашних заданий придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
1. Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий.
2. Сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию.
3. Тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
4. Запоминайте фамилии ведущих психологов и даты.
5. Осмысливайте цели, процедуры, основные итоги эмпирических исследований и экспериментов.
6. Структурируйте материал, взятый из разных научных источников.
7. Изучать первоисточники.
8. При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников
9. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.

При подготовке доклада по НИР студенту рекомендуется:
Составить план выступления;
При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
Время доклада 10 минут;
После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
Приветствуется использование электронной презентации;