МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История психологии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-12-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.психол.н, доцент, Волкова Т.Г.

Рецензент(ы):
к.психол.н, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
История психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.психол.н., доцент Волкова Т.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой к.психол.н., доцент Волкова Т.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - целями освоения дисциплины «История психологии» являются: сформировать у студентов целостное представление об истории развития психологического знания, генезисе и становлении представлений о психической реальности с античности и до настоящего времени, об основных принципах развития и структурирования психологического знания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные принципы и подходы к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем; основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции, развития России, её место и роль в современном мире.
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; применять знания для формирования гражданской позиции и развития патриотизма.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеет опытом анализа мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем; владеет опытом анализа закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Историческое развитие психологии
1.1. Основные этапы развития знаний о психическом Лекции 2 2 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.2. Психология Европейской Античности Сам. работа 2 6 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.3. Психология Европейского и Ближневосточного Средневековья Сам. работа 2 6 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.4. Психология Ренессанса и Нового Времени Сам. работа 2 2 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.5. Психофизическая, психофизиологическая и психотехнические проблемы Сам. работа 2 4 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.6. Психология Дальнего Востока: Индия и Китай Сам. работа 2 6 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.7. Экспериментальная психология в Германии (В. Вундт, Г. Эббингаус, Э. Крепелин и др.) Сам. работа 2 4 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.8. Экспериментальная психология в Англии (Ф. Гальтон, Д. Кеттел и др.) Сам. работа 2 8 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.9. Экспериментальная психология во Франции (А. Бине, Т. Рибо и др.) Сам. работа 2 2 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.10. Экспериментальная психология в США (У. Джемс, С. Холл, Э. Торндайк и др.) Сам. работа 2 2 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.11. Экспериментальная психология в России (Н.Н. Ланге, В.М. Бехтерев и др.) Сам. работа 2 2 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.12. Первый открытый кризис: Внешние источники и причины кризиса научной психологии Практические 2 4 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.13. Первый открытый кризис: Внутренние источники и причины кризиса научной психологии Сам. работа 2 4 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.14. Возникновение направлений и школ в психологии: Структурализм; Вюрцбургская школа; Функционализм Сам. работа 2 4 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.15. Русский путь в науке о поведении И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский, К.Н. Корнилов и др. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.16. Школы и направления в психологии от Первого кризиса до Второй мировой войны: Бихевиоризм (в том числе и социальный) Сам. работа 2 3 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.17. Школы и направления в психологии от Первого кризиса до Второй мировой войны: Гештальт-психология (в том числе и теория «поля» К. Левина) Сам. работа 2 2 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.18. Школы и направления в психологии от Первого кризиса до Второй мировой войны: Генетическая психология Ж. Пиаже Сам. работа 2 4 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.19. Школы и направления в психологии от Первого кризиса до Второй мировой войны: Психоанализ (глубинная психология) З. Фрейда Практические 2 6 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.20. Школы и направления в психологии от Первого кризиса до Второй мировой войны: Теория персонализма В. Штерна Сам. работа 2 10 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.21. Третий перелом в психологии: конец 20 - начало 21 века. Место психологии в сообществе: социальная релевантность науки. Сам. работа 2 2 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.22. Современные психологические направления Лекции 2 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.23. Развитие психологии в Росиии Сам. работа 2 10 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.24. Экзамен 2 9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к экзамену:
1. Предмет, задачи и источники истории психологии. Социальные факторы развития науки.
2. Основные принципы и методы истории психологии.
3. Периодизация истории психологии.
4. Подходы к пониманию логики развития научных взглядов (теория Великих людей, концепция духа времени).
5. Разработка психологических проблем в период античности.
6. Учение о душе Демокрита.
7. Проблема материального субстрата психических явлений (Гиппократ, Алкмеон, Гален).
8. Идеалистическое представление о душе (Пифагор, Платон).
9. Материалистический подход к рассмотрению души (Аристотель).
10. Разработка психологических проблем в школе стоиков и эпикурейцев.
11. Развитие психологии в средние века.
12. Психологические учения 17 века: Ф. Бэкон.
13. Психологические учения 17 века: Р. Декарт
14. Психологические учения 17 века: Спиноза
15. Психологические учения 17 века: Лейбниц
16. Психологические учения 17 века: Т. Гоббс.
17. Психологические учения 17 века: Дж. Локк.
18. Психологические учения 18 века. Учение об ассоциации Д. Гартли
19. Идеалистическое направление ассоцианизма (Беркли, Юм).
20. Психологические учения первой половины 19 века (Дж. Милль, Дж.С. Милль).
21. Естественнонаучные предпосылки оформления психологии в самостоятельную науку.
22. Теория элементов сознания В.Вундта, Титченера.
23. Теория актов сознания Брентано.
24. Теория непрерывного потока сознания У.Джеймса.
25. Вюрцбургская школа.
26. Описательная психология В. Дильтея.
27. Кризис интроспективной психологии сознания.
28. Функциональная психология.
29. Гормическая психология (Мак-Дугалл).
30. Объективная психология А.Пьерона.
31. Гештальтпсихология.
32. Динамическая теория личности К.Левина.
33. Бихевиоризм.
34. Необихевиоризм.
35. Генетическая психология Ж.Пиаже.
36. Классический психоанализ З.Фрейда.
37. Индивидуальная психология А.Адлер
38. Аналитическая психология К.-Г. Юнг
39. Эпигенетическая концепция Э.Эриксона.
40. Теория Э.Фромма («Бегство от свободы»).
41. Основные положения теории К. Хорни.
42. Гуманистическая психология (Г. Олпорт, А. Маслоу, К.Роджерс, Р.Мэй).
43. Логотерапия В.Франкла.
44. Когнитивная психология.
45. Развитие психологии в России в предреволюционный период.
46. программа построения научной психологии И.М. Сеченова.
47. Этапы развития психологических взглядов Бехтерева: объективная психология; рефлексология. Роль Бехтерева в развитии русской экспериментальной психологии.
48. Развитие психологии в России в 20-30 годы.
49. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского.
50. Проблема деятельности в трудах С. Л. Рубинштейна.
51. Психология в годы Великой Отечественной войны.
52. Психология и физиология: дискуссии после Великой Отечественной войны.
53. Развитие психологической науки в период со второй половины 60-х и до конца 80-х годов.
54. Специфика российской психологии конца XX века.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств

См. приложение

Курс в Moodle история психологии" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=148

Вопросы к экзамену:
1. Предмет, задачи и источники истории психологии. Социальные факторы развития науки.
2. Основные принципы и методы истории психологии.
3. Периодизация истории психологии.
4. Подходы к пониманию логики развития научных взглядов (теория Великих людей, концепция духа времени).
5. Разработка психологических проблем в период античности.
6. Учение о душе Демокрита.
7. Проблема материального субстрата психических явлений (Гиппократ, Алкмеон, Гален).
8. Идеалистическое представление о душе (Пифагор, Платон).
9. Материалистический подход к рассмотрению души (Аристотель).
10. Разработка психологических проблем в школе стоиков и эпикурейцев.
11. Развитие психологии в средние века.
12. Психологические учения 17 века: Ф. Бэкон.
13. Психологические учения 17 века: Р. Декарт
14. Психологические учения 17 века: Спиноза
15. Психологические учения 17 века: Лейбниц
16. Психологические учения 17 века: Т. Гоббс.
17. Психологические учения 17 века: Дж. Локк.
18. Психологические учения 18 века. Учение об ассоциации Д. Гартли
19. Идеалистическое направление ассоцианизма (Беркли, Юм).
20. Психологические учения первой половины 19 века (Дж. Милль, Дж.С. Милль).
21. Естественнонаучные предпосылки оформления психологии в самостоятельную науку.
22. Теория элементов сознания В.Вундта, Титченера.
23. Теория актов сознания Брентано.
24. Теория непрерывного потока сознания У.Джеймса.
25. Вюрцбургская школа.
26. Описательная психология В. Дильтея.
27. Кризис интроспективной психологии сознания.
28. Функциональная психология.
29. Гормическая психология (Мак-Дугалл).
30. Объективная психология А.Пьерона.
31. Гештальтпсихология.
32. Динамическая теория личности К.Левина.
33. Бихевиоризм.
34. Необихевиоризм.
35. Генетическая психология Ж.Пиаже.
36. Классический психоанализ З.Фрейда.
37. Индивидуальная психология А.Адлер
38. Аналитическая психология К.-Г. Юнг
39. Эпигенетическая концепция Э.Эриксона.
40. Теория Э.Фромма («Бегство от свободы»).
41. Основные положения теории К. Хорни.
42. Гуманистическая психология (Г. Олпорт, А. Маслоу, К.Роджерс, Р.Мэй).
43. Логотерапия В.Франкла.
44. Когнитивная психология.
45. Развитие психологии в России в предреволюционный период.
46. программа построения научной психологии И.М. Сеченова.
47. Этапы развития психологических взглядов Бехтерева: объективная психология; рефлексология. Роль Бехтерева в развитии русской экспериментальной психологии.
48. Развитие психологии в России в 20-30 годы.
49. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского.
50. Проблема деятельности в трудах С. Л. Рубинштейна.
51. Психология в годы Великой Отечественной войны.
52. Психология и физиология: дискуссии после Великой Отечественной войны.
53. Развитие психологической науки в период со второй половины 60-х и до конца 80-х годов.
54. Специфика российской психологии конца XX века.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильин Г.Л. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/AC3BFD4C-DF29-468A-A991-B4D139D39D14
Л1.2 Векилова С.А., Безгодова С.А. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/E2C18A8D-A3F8-46EA-8D61-6EAC45755935
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сарычев С.В., Логвинов И.Н. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/BFD1C3FD-9E3E-40FB-904A-B7C5925C1034
Л2.2 Сарычев С.В., Логвинов И.Н. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/137A39D3-0A81-40BA-BB53-914E02CF35AC
Л2.3 Багадирова С. К., Леонтьева А. В. История психологии: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=232086
Л2.4 Сухих А. В., Корытченкова Н. И. История психологии: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=232745
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
Э2 Курс в Moodle история психологии" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=148 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=148
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

Курс в Moodle история психологии" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=148

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
В процессе выполнения практических заданий, которые предполагают подготовку ответа на вопрос проблемного характера, мотивирующего студента к размышлению по поводу определенной проблемы или содержат требование прокомментировать высказывание того или иного мыслителя, следует придерживаться следующего алгоритма работы:
1. Необходимо определить ключевую проблему, содержащуюся в вопросе, и сформулировать ее суть;
2. Раскрыть свое понимание (интерпретацию высказанной идеи;
3. Обосновать и аргументировать собственную точку зрения по данному вопросу.
Критерии оценивания выполненного задания:
• соответствие содержания ответа поставленному вопросу;
• использование основной и дополнительной литературы в процессе выполнения задания;
• творческая, исследовательская переработка теоретического материала;
• глубина и точность ответа на поставленный вопрос;
• ясность изложения и аргументация ответа;
• оперирование в ответе формулировками, понятиями, определениями.
Выполнение подобных дидактических задач, содержащих определенную проблемную ситуацию, требующую непосредственного разрешения, активизирует процесс мышления, побуждая к аналитической деятельности, к мобилизации знаний, умения размышлять. Вхождение в процесс поиска решения придает вновь приобретаемому знанию личностный смысл и значение, способствует переводу из мировоззренческого плана восприятия в сферу формирования внутренних убеждений и активизации принципа деятельностного отношения к действительности.
Методические указания студентам для подготовки к выполнению письменных работ
Выполнение практического задания в виде письменной работы предполагает логически-последовательное, аргументированное, систематизированное, опирающееся на знание соответствующей литературы изложение материала. Это весьма распространенная форма работа, направленная на выполнение определенной учебной задачи не всегда правильно понимается и выполняется студентами, что весьма снижает ее познавательную и образовательную эффективность.
Следует иметь в виду, что письменная работа – один из видов научно-исследовательской работы в вузе, в котором должно найти отражение следующее:
• уровень изученности темы
• навыки работы с литературными источниками;
• умение анализировать и представлять различные точки зрения на проблему;
• формулировать выводы и предложения по возможному решению проблемы.
Основная задача при написании письменной работы – наиболее полно раскрыть выбранную тему. Алгоритм выполнения задания:
1. Найдите и изучите соответствующую литературу по данной теме. Составьте список литературы по теме и проведите изначальный обзор и критический анализ литературных источников.
2. Подготовьте план-конспект последовательного логичного изложения содержания выбранной Вами темы, на основе которого следует составить план письменной работы.
Письменная работа обязательно должна иметь следующие структурные единицы:
• Титульный лист;
• План;
• Введение;
• Основное содержание работы;
• Заключение (подводятся итоги осмысления проблемы);
• Список использованной литературы (не менее 10 наименований источников, оформленный в соответствие с установленными требованиями).
Общие требования к письменной работе, выступающие основанием для определения критериев оценивания выполненной работы:
• информационная полнота, точность и объективность изложения содержания первоисточников и литературы, в которых освещаются ключевые вопросы темы;
• соответствие излагаемого содержания теме и проблематике письменной работы;
• умение выделять главное в исходных текстах, способность выражать смысл с помощью точных речевых формул, осуществлять языковое сжатие текста, находить экономные лексические и синтаксические способы выражения мысли; использовать языковые клише, характерные для научного стиля, полнота, доступность и ясность изложения структурных компонентов тематического содержания письменной работы;
• степень самостоятельности студента при выполнении задания;
• достаточное и необходимое использование литературы и источников;
• выполнение требований к оформлению письменной работы;
• умение связать теоретические положения с различными аспектами социальной, профессиональной, повседневной жизнедеятельности.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.

Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.