Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_03_01_ПС-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 22 | 22 |
Практические | 34 | 34 | 34 | 34 |
Сам. работа | 25 | 25 | 25 | 25 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., доцент, к.пс.н.
1.1. | Формирование и развитие у студентов целостной системы базовых научных знаний от общепсихологических закономерностях психической деятельности, основных категориях, фундаментальных теориях и концепциях, основных методов психологической науки. Задачи: - Познакомить студентов с основными (ведущими ) общепсихологическими направлениями в отечественной и зарубежной психологии; - Дать представление студентам об основных проблемах современной психологии, интерпретируемых с различных теоретико-методологических позиций; - Проанализировать структуру современной общей психологии, провести общепсихологический анализ психологических явлений: психических процессов, психологических состояний, психологических свойств личности; - Познакомить студентов с общепсихологическими закономерностями, особенностями онтогенетического развития человека; - Рассмотреть базовые проблемы развития психологии на совремнном этапе и в ее будущем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.20 |
ОК-7 | способностью к самоорганизации и самообразованию |
ПК-3 | способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - теоретические, методологические основания различных подходов в мировой и отечественной психологической науке к изучению, осмыслению и интерпретации различных проявлений психики человека, в том числе - пониманию современной научной картины мира в системе наук о человеке; - психические явления, категории, понятия, методы изучения и анализа закономерностей становления и развития психики, научные направления в психологической науке; - методы и результаты классических и современных исследований психических процессов, состояний и свойств. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - устанавливать связи между теоретическим и эмпирическим уровнями познания психической активности человека; - осмысливать и применять общепсихологические знания о когнитивной, эмоциональной, мотивационной, рефлексивной, оценочно-притязательной, интерактивной (поведенческой) сферах личности при постановке и разрешении профессиональных задач в области научно-исследовательской и практикоориентированной деятельности; - организовывать, осуществлять и анализировать собственную активность (рефлексивность) в области профессионального самосовершенствования, выбор адекватных траекторий профессионального саморазвития. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - категориальным пакетом научной психологии для выполнения и реализации различных целей (исследовательских, прикладных и практических, преподавательских, профилактических, просветительских (эмпирических) исследований); - основами профессионального психологического мышления анализа различного рода психологических ситуаций с позиций оббей психологии; - информацией об актуальных проблемах и современном состоянии общепсихологических исследований психического мира человека; - методами организации, проведения научно-исследовательской, педагогической, профилактической работой с общепсихологических позиций применять; - применением общепсихологические научные результатов в прикладных и практических областях психологии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в общую психологию. | ||||||
1.1. | Общие представления о психологии как науке | Лекции | 1 | 2 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Становление предмета научной психологии | Лекции | 1 | 4 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Структура общей психологии, место психологии в системе наук, связь психологии с другими науками | Лекции | 1 | 4 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Проблема метода в психологии и методы современной психологии | Лекции | 1 | 4 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Структура современной психологии | Практические | 1 | 4 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
1.6. | Представления о предмете психологии в основных научных направлениях | Практические | 1 | 4 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
1.7. | Анализ российских психологических школ | Практические | 1 | 4 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
1.8. | Проблема понимания понятий «психологический факт» и «психические явления». | Практические | 1 | 4 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
1.9. | Анализ методов психологии | Практические | 1 | 4 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
1.10. | Сравнительный анализ содержательного развития психологических школ Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
1.11. | Представления о предмете психологии в основных научных направлениях | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
1.12. | Проблема метода в психологии и методы современной психологии | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
1.13. | Сравнительный анализ содержательного развития психологических школ С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
1.14. | Подобрать и проанализировать примеры психологических фактов и психических явлений в жизни человека | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Мозг и психика | ||||||
2.1. | Мозговая организация психики | Лекции | 1 | 2 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Современные представления о психических функциях | Практические | 1 | 4 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Теория динамической локализации психических функций по А.Р. Лурия: анализ трех блоков мозга | Практические | 1 | 2 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Речь и межполушарная асимметрия | Сам. работа | 1 | 1 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.5. | Современные представления о психических функциях | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.6. | Теория динамической локализации психических функций по А.Р. Лурия: анализ трех блоков мозга | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.7. | Особенности психики при локальных поражениях головного мозга: понятие симптома и синдрома | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Психология деятельности | ||||||
3.1. | Общее понятие о психологической деятельности | Лекции | 1 | 4 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Структура и виды деятельности | Лекции | 1 | 2 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Структура психологической деятельности, анализ ведущих понятий (А.Н. Леонтьев) | Практические | 1 | 2 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
3.4. | Психологический анализ видов человеческой деятельности, понятие ведущей деятельности | Практические | 1 | 2 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
3.5. | Анализ особенностей развития человеческой деятельности (Л.С. Выготский). Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. | Практические | 1 | 2 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
3.6. | Особенности понимания психической деятельности в трудах русских физиологов | Практические | 1 | 2 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
3.7. | Деятельность и психические процессы: анализ точек зрения | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
3.8. | Психологический анализ видов человеческой деятельности, понятие ведущей деятельности | Сам. работа | 1 | 1 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
3.9. | Особенности понимания психической деятельности в трудах русских физиологов | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
3.10. | Рефлекс «что такое?» или ориентировочный рефлекс | Сам. работа | 1 | 1 | ОК-7, ПК-3 | Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Под ред. Сосновского Б.А. | ПСИХОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. | ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Иванников В.А. | ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.4 | Немов Р. С. | ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Рамендик Д. М. | ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Немов Р.С. | ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 1. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Немов Р.С. | ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 4. РЕЧЬ. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Электронно-библиотечная система «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | 2. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" | biblioclub.ru | ||
Э3 | 3.ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | 4. ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Курс в Moodle Общая психология (модуль 1) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=149 | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
VLS mediaplayer Media Player Classic Microsoft Power Point Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий В процессе выполнения практических заданий, которые предполагают подготовку ответа на вопрос проблемного характера, мотивирующего студента к размышлению по поводу определенной проблемы или содержат требование прокомментировать высказывание того или иного мыслителя, следует придерживаться следующего алгоритма работы: 1. Необходимо определить ключевую проблему, содержащуюся в вопросе, и сформулировать ее суть; 2. Раскрыть свое понимание (интерпретацию высказанной идеи; 3. Обосновать и аргументировать собственную точку зрения по данному вопросу. Критерии оценивания выполненного задания: • соответствие содержания ответа поставленному вопросу; • использование основной и дополнительной литературы в процессе выполнения задания; • творческая, исследовательская переработка теоретического материала; • глубина и точность ответа на поставленный вопрос; • ясность изложения и аргументация ответа; • оперирование в ответе формулировками, понятиями, определениями. Выполнение подобных дидактических задач, содержащих определенную проблемную ситуацию, требующую непосредственного разрешения, активизирует процесс мышления, побуждая к аналитической деятельности, к мобилизации знаний, умения размышлять. Вхождение в процесс поиска решения придает вновь приобретаемому знанию личностный смысл и значение, способствует переводу из мировоззренческого плана восприятия в сферу формирования внутренних убеждений и активизации принципа деятельностного отношения к действительности. Методические указания студентам для подготовки к выполнению письменных работ Выполнение практического задания в виде письменной работы предполагает логически-последовательное, аргументированное, систематизированное, опирающееся на знание соответствующей литературы изложение материала. Это весьма распространенная форма работа, направленная на выполнение определенной учебной задачи не всегда правильно понимается и выполняется студентами, что весьма снижает ее познавательную и образовательную эффективность. Следует иметь в виду, что письменная работа – один из видов научно-исследовательской работы в вузе, в котором должно найти отражение следующее: • уровень изученности темы • навыки работы с литературными источниками; • умение анализировать и представлять различные точки зрения на проблему; • формулировать выводы и предложения по возможному решению проблемы. Основная задача при написании письменной работы – наиболее полно раскрыть выбранную тему. Алгоритм выполнения задания: 1. Найдите и изучите соответствующую литературу по данной теме. Составьте список литературы по теме и проведите изначальный обзор и критический анализ литературных источников. 2. Подготовьте план-конспект последовательного логичного изложения содержания выбранной Вами темы, на основе которого следует составить план письменной работы. Письменная работа обязательно должна иметь следующие структурные единицы: • Титульный лист; • План; • Введение; • Основное содержание работы; • Заключение (подводятся итоги осмысления проблемы); • Список использованной литературы (не менее 10 наименований источников, оформленный в соответствие с установленными требованиями). Общие требования к письменной работе, выступающие основанием для определения критериев оценивания выполненной работы: • информационная полнота, точность и объективность изложения содержания первоисточников и литературы, в которых освещаются ключевые вопросы темы; • соответствие излагаемого содержания теме и проблематике письменной работы; • умение выделять главное в исходных текстах, способность выражать смысл с помощью точных речевых формул, осуществлять языковое сжатие текста, находить экономные лексические и синтаксические способы выражения мысли; использовать языковые клише, характерные для научного стиля, полнота, доступность и ясность изложения структурных компонентов тематического содержания письменной работы; • степень самостоятельности студента при выполнении задания; • достаточное и необходимое использование литературы и источников; • выполнение требований к оформлению письменной работы; • умение связать теоретические положения с различными аспектами социальной, профессиональной, повседневной жизнедеятельности. Методические указания студентам для подготовки к экзамену. Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений. |