МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая психология (модуль1)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 25
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 25 25 25 25
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.психол.н., доцент, Волкова Т.Г.;преп, Прайзендорф Е.С.

Рецензент(ы):
канд.психол. наук, доц., Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Общая психология (модуль1)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (уровень специалитета), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1613

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., к.психол.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., к.психол.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование и развитие у студентов целостной системы базовых научных знаний от общепсихологических закономерностях психической деятельности, основных категориях, фундаментальных теориях и концепциях, основных методов психологической науки.

Задачи:
- Познакомить студентов с основными (ведущими ) общепсихологическими направлениями в отечественной и зарубежной психологии;
- Дать представление студентам об основных проблемах современной психологии, интерпретируемых с различных теоретико-методологических позиций;
- Проанализировать структуру современной общей психологии, провести общепсихологический анализ психологических явлений: психических процессов, психологических состояний, психологических свойств личности;
- Познакомить студентов с общепсихологическими закономерностями, особенностями онтогенетического развития человека;
- Рассмотреть базовые проблемы развития психологии на совремнном этапе и в ее будущем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.49

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью выявлять актуальные психологические возможности (психологические ресурсы), необходимые для эффективного выполнения конкретных профессиональных задач
ПК-19 способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования
ПК-20 способностью осуществлять постановку проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические, методологические основания различных подходов в мировой и отечественной психологической науке к изучению, осмыслению и интерпретации различных проявлений психики человека, в том числе - пониманию современной научной картины мира в системе наук о человеке;актуальные психологические возможности, необходимые для выполнения конкретных профессиональных задач;
способы осуществления постановки проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять актуальные психологические ресурсы для эффективности профессиональной деятельности; различать уровни организации исследования (уровни методов и методик); различать и применять основные формы экспериментального контроля; рецензировать экспериментальные психологические исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выявления психологических ресурсов для эффективной профессиональной деятельности; способами осуществления постановки проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в общую психологию.
1.1. Общие представления о психологии как науке Лекции 1 2 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. Становление предмета научной психологии Лекции 1 4 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Структура общей психологии, место психологии в системе наук, связь психологии с другими науками Лекции 1 4 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.4. Проблема метода в психологии и методы современной психологии Лекции 1 4 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.5. Структура современной психологии Практические 1 4 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.6. Представления о предмете психологии в основных научных направлениях Практические 1 4 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.7. Анализ российских психологических школ Практические 1 4 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.8. Проблема понимания понятий «психологический факт» и «психические явления». Практические 1 4 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.9. Анализ методов психологии Практические 1 4 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.10. Сравнительный анализ содержательного развития психологических школ Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева Сам. работа 1 2 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.11. Представления о предмете психологии в основных научных направлениях Сам. работа 1 2 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.12. Проблема метода в психологии и методы современной психологии Сам. работа 1 2 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.13. Сравнительный анализ содержательного развития психологических школ С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева Сам. работа 1 2 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.14. Подобрать и проанализировать примеры психологических фактов и психических явлений в жизни человека Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Мозг и психика
2.1. Мозговая организация психики Лекции 1 2 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.2. Современные представления о психических функциях Практические 1 4 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.3. Теория динамической локализации психических функций по А.Р. Лурия: анализ трех блоков мозга Практические 1 2 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.4. Речь и межполушарная асимметрия Сам. работа 1 2 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.5. Современные представления о психических функциях Сам. работа 1 2 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.6. Теория динамической локализации психических функций по А.Р. Лурия: анализ трех блоков мозга Сам. работа 1 2 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.7. Особенности психики при локальных поражениях головного мозга: понятие симптома и синдрома Сам. работа 1 2 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Психология деятельности
3.1. Общее понятие о психологической деятельности Лекции 1 4 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.2. Структура и виды деятельности Лекции 1 2 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.3. Структура психологической деятельности, анализ ведущих понятий (А.Н. Леонтьев) Практические 1 2 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.4. Психологический анализ видов человеческой деятельности, понятие ведущей деятельности Практические 1 2 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.5. Анализ особенностей развития человеческой деятельности (Л.С. Выготский). Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Практические 1 2 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.6. Особенности понимания психической деятельности в трудах русских физиологов Практические 1 2 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.7. Деятельность и психические процессы: анализ точек зрения Сам. работа 1 2 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.8. Психологический анализ видов человеческой деятельности, понятие ведущей деятельности Сам. работа 1 2 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.9. Особенности понимания психической деятельности в трудах русских физиологов Сам. работа 1 2 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.10. Рефлекс «что такое?» или ориентировочный рефлекс Сам. работа 1 1 ПК-5, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.11. Экзамен 1 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
Курс История психология с использование дистанционных образовательных технологий (Moodle) ссылка:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=148см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
Курс История психология с использование дистанционных образовательных технологий (Moodle) ссылка:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=148
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение
Курс История психология с использование дистанционных образовательных технологий (Moodle) ссылка:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=148

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Нуркова В.В., Березанская Н.Б. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Немов Р. С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Д. Демина Общая психология: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 1. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Под ред. Сосновского Б.А. ПСИХОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Электронно-библиотечная система «Лань» e.lanbook.com
Э2 2. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Курс в Moodle Общая психология (модуль 1) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=149 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.