МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая психология (модуль 1)
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-12-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 123 87 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 144 108 144

Программу составил(и):
к.пс.н., доцент, Волкова Т.Г.;преп, Прайзендорф Е.С.

Рецензент(ы):
канд. наук, доц., Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Общая психология (модуль 1)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 946

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г. к.психол.н.,доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г. к.психол.н.,доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование и развитие у студентов целостной системы базовых научных знаний от общепсихологических закономерностях психической деятельности, основных категориях, фундаментальных теориях и концепциях, основных методов психологической науки.

Задачи:
- Познакомить студентов с основными (ведущими ) общепсихологическими направлениями в отечественной и зарубежной психологии;
- Дать представление студентам об основных проблемах современной психологии, интерпретируемых с различных теоретико-методологических позиций;
- Проанализировать структуру современной общей психологии, провести общепсихологический анализ психологических явлений: психических процессов, психологических состояний, психологических свойств личности;
- Познакомить студентов с общепсихологическими закономерностями, особенностями онтогенетического развития человека;
- Рассмотреть базовые проблемы развития психологии на совремнном этапе и в ее будущем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.19

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-3: способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические, методологические основания различных подходов в мировой и отечественной психологической науке к изучению, осмыслению и интерпретации различных проявлений психики человека, в том числе - пониманию современной научной картины мира в системе наук о человеке;
- психические явления, категории, понятия, методы изучения и анализа закономерностей становления и развития психики, научные направления в психологической науке;
- методы и результаты классических и современных исследований психических процессов, состояний и свойств.
3.2.Уметь:
3.2.1.- устанавливать связи между теоретическим и эмпирическим уровнями познания психической активности человека;
- осмысливать и применять общепсихологические знания о когнитивной, эмоциональной, мотивационной, рефлексивной, оценочно-притязательной, интерактивной (поведенческой) сферах личности при постановке и разрешении профессиональных задач в области научно-исследовательской и практикоориентированной деятельности;
- организовывать, осуществлять и анализировать собственную активность (рефлексивность) в области профессионального самосовершенствования, выбор адекватных траекторий профессионального саморазвития.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- категориальным пакетом научной психологии для выполнения и реализации различных целей (исследовательских, прикладных и практических, преподавательских, профилактических, просветительских (эмпирических) исследований);
- основами профессионального психологического мышления анализа различного рода психологических ситуаций с позиций оббей психологии;
- информацией об актуальных проблемах и современном состоянии общепсихологических исследований психического мира человека;
- методами организации, проведения научно-исследовательской, педагогической, профилактической работой с общепсихологических позиций применять;
- применением общепсихологические научные результатов в прикладных и практических областях психологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в общую психологию.
1.1. Общие представления о психологии как науке Лекции 1 2 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.2. Становление предмета научной психологии Сам. работа 1 5 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.3. Структура общей психологии, место психологии в системе наук, связь психологии с другими науками Сам. работа 1 5 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.4. Проблема метода в психологии и методы современной психологии Сам. работа 1 5 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.5. Структура современной психологии Сам. работа 1 5 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.6. Представления о предмете психологии в основных научных направлениях Сам. работа 1 5 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.7. Анализ российских психологических школ Практические 1 2 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.8. Проблема понимания понятий «психологический факт» и «психические явления». Сам. работа 1 5 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.9. Анализ методов психологии Сам. работа 1 5 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.10. Сравнительный анализ содержательного развития психологических школ Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева Сам. работа 1 5 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.11. Представления о предмете психологии в основных научных направлениях Сам. работа 1 5 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.12. Проблема метода в психологии и методы современной психологии Сам. работа 1 5 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.13. Сравнительный анализ содержательного развития психологических школ С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева Сам. работа 1 4 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.14. Подобрать и проанализировать примеры психологических фактов и психических явлений в жизни человека Сам. работа 1 4 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 2. Мозг и психика
2.1. Мозговая организация психики Лекции 1 2 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.2. Современные представления о психических функциях Практические 1 2 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.3. Теория динамической локализации психических функций по А.Р. Лурия: анализ трех блоков мозга Сам. работа 1 5 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.4. Речь и межполушарная асимметрия Сам. работа 1 5 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.5. Современные представления о психических функциях Сам. работа 1 5 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.6. Теория динамической локализации психических функций по А.Р. Лурия: анализ трех блоков мозга Сам. работа 1 5 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.7. Особенности психики при локальных поражениях головного мозга: понятие симптома и синдрома Сам. работа 1 5 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 3. Психология деятельности
3.1. Общее понятие о психологической деятельности Сам. работа 1 5 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.2. Структура и виды деятельности Сам. работа 1 5 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.3. Структура психологической деятельности, анализ ведущих понятий (А.Н. Леонтьев) Практические 1 2 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.4. Психологический анализ видов человеческой деятельности, понятие ведущей деятельности Сам. работа 1 5 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.5. Анализ особенностей развития человеческой деятельности (Л.С. Выготский). Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Практические 1 2 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.6. Особенности понимания психической деятельности в трудах русских физиологов Сам. работа 1 5 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.7. Деятельность и психические процессы: анализ точек зрения Сам. работа 1 5 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.8. Психологический анализ видов человеческой деятельности, понятие ведущей деятельности Сам. работа 1 5 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.9. Особенности понимания психической деятельности в трудах русских физиологов Сам. работа 1 5 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.10. Рефлекс «что такое?» или ориентировочный рефлекс Сам. работа 1 5 ОК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.11. Экзамен 1 9 ОК-7, ПК-3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
см.приложение
Курс Общая психология (модуль 1) с использование дистанционных образовательных технологий (Moodle)
ссылка https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=149
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Курс Общая психология (модуль 1) с использование дистанционных образовательных технологий (Moodle)
ссылка https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=149
Приложения
Приложение 1.   ОП 370301 ОК7, ПК3.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Немов Р. С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/409995
Л1.2 Иванников В.А. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/2E78622A-9035-4720-A4A9-2071AEB50307
Л1.3 Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/DD8AF70A-93A8-4BEF-AB94-CD25D5840550
Л1.4 Под ред. Сосновского Б.А. ПСИХОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/0DAB78E8-B87B-4092-937B-B5D835062151
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 1. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/98900A5A-622C-452B-B59E-0261249CB30D
Л2.2 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 4. РЕЧЬ. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C2CAC416-7D34-42FD-82F9-A5E7DC9ACE1D
Л2.3 Рамендик Д. М. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/246A13BC-61FE-4449-B76C-94171D28E3E9
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Электронно-библиотечная система «Лань» https://e.lanbook.com/
Э2 2. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" https://biblioclub.ru/
Э3 3.ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 4. ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э5 Курс в Moodle Общая психология (модуль 1) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=149 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=149
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.