Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. специальность Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 27.06.2020 г. № 14
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., к.психол.н., доцент
1.1. | формирование у студентов представления об этнопсихологии - междисциплинарной области знания, изучающей психологические особенности человека в единстве общечело¬веческого и культурно-специфического, подготовка студентов к профессиональной деятельности в условиях постоянного межэтнического взаимодействия во всех сферах жизни российского общества; развитие интереса к познанию и деятельности в области этнической и кросс-культурной психологии; формирование компетенций для использования теоретических аспектов этнопсихологии в познавательной деятельности:обучение практическим методам кросс-культурного исследования и решения проблем в данной области; формирование навыков первичного анализа этнокультурной специфики индивидуального и группового поведения людей. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-2 | способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, тендерной, этнической и социальным группам |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - теории и методологию исследований по выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей его принадлежности к этнической группе. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять техники, приёмы, методики и методы по выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей его принадлежности к этнической группе. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - планирования и использования техник и методик по выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей его принадлежности к этнической группе. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в этническую психологию. | ||||||
1.1. | Происхождение этносов, истоки этногенеза; понятие этнического процесса; направление и формы этногенеза. | Лекции | 6 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | История, предмет, объект этнопсихологии. Понятие об этносе. Структура и уровни этнической психологии (эгоцентрический, группоцентрический, универсально – гуманистический). | Практические | 6 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Структура и уровни этнической психологии. Этногенеза Л.Н. Гумилева. Этническая ситуация в России конца ХХ века. | Практические | 6 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Методы этнической психологии | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Происхождение этносов, истоки этногенеза; понятие этнического процесса. Понятие о культуре. Цели и задачи кросс-культурной психологии. Связь культуры и поведения (биологический, культурно-антропологический и психологический подходы). Социальные последствия культуры. | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Психология этноса | ||||||
2.1. | Этноцентризм и способы его уменьшения. Этнодифференцирующие признаки; культурный признак; языковой признак; хозяйственный признак; бытовой признак; семейный признак. | Практические | 6 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Этническая картина мира, сущность и структура этнической идентичности; уровни этнической идентичности (личностно – психологический, социально – психологический). | Лекции | 6 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Статические компоненты психологии этноса. | Практические | 6 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Этнические стереотипы, их функции. | Практические | 6 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Типы этнической идентичности: нормальная идентичность, этноцентрическая идентичность, этнодоминирующая идентичность, этнический фанатизм, этническая индифферентность, этнонигилизм, амбивалентная этничность; примордиализм и конструктивизм. компоненты психологии этноса (этнический характер, этнический темперамент, этнические традиции и обычаи, этническое сознание, структура этнического самосознания народов, этнологическое самосознание, этнические чувства, этнический вкус); понятие инкультурации; формы инкультурации. | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Межэтнические коммуникации | ||||||
3.1. | Понятие и сущность межэтнических коммуникаций | Лекции | 6 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Этнические конфликты : типология этнических конфликтов; стадии развития этнических конфликтов: латентный период, фаза проявления конфликта, период активного течения конфликта, последствия конфликта. | Практические | 6 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Теории этнокультурного взаимодействия (концепция аккультурации, концепции мобилизации, концепции интегрированности, концепции внутреннего колониализма), настоящее и будущее этносов. | Практические | 6 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Формы и способы урегулирования этнических конфликтов; | Практические | 6 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.5. | Понятие «этнический контакт»; факторы межэтнических коммуникаций; формы межэтнических коммуникаций (прибавление, усложнение, убавление, объединение); естественная и насильственная ассимиляция; понятие титульной нации и национального этнического меньшинства; геноцид как форма межэтнических взаимоотношений; апартеид; сегрегация; дискриминация по этническим признакам. Этнические процессы в современном мире (Африка, Азия, США, Западная Европа, Россия); психология межэтнической напряженности. | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Основные черты этнической культуры | ||||||
4.1. | Культура этноса: стереотип и этнический образ культура и ее этнические функции (инструментальная, функция инкультурации, нормативная, сигнификативная, познавательная, коммуникативная). | Лекции | 6 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Защитные механизмы этнической культуры (специфические механизмы, неспецифические механизмы) | Практические | 6 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Основные черты этнической культуры традиционные и архаические культуры; специфика восприятия и мышления в традиционной (архаической) культуре; | Лекции | 6 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.4. | Основные черты традиционной культуры (синкретизм, традиционность); типы ритуалов (отрицательные, положительные, магические, религиозные, кризисные, календарные, ритуалы интенсификации, мужские, женские, смешанные, ритуалы избежания, презентации, ритуалы перехода). | Практические | 6 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.5. | факторы формирования этнической культуры (географический фактор, языковой, религиозный, этнонимический, психический); уровни этнической культуры (традиционно – бытовой, профессиональный); современная мировая культура и этнические культуры. Основные черты этнической культуры традиционные и архаические культуры; специфика восприятия и мышления в традиционной (архаической) культуре; Теория мышления Леви – Брюля; теория мышления Ж. Пиаже; современные теории мышления (Д. Сегалл, М. Херсковиц, С. Скрибнер, М. Коул); концепция традиционного мышления К. Леви – Строса; | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мандель Б. Р. | Этнопсихология: иллюстрированный учебник | Издатель: Директ-Медиа, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275613 (30.01.2018) |
Л1.2 | Почебут Л. Г. | КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Крысько В. Г. | Этническая психология: учеб. пособие для высш. проф. образования | М.: Академия,, 2011. | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | университетская библиотека on-line | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э3 | Курс в Moodle "Этнопсихология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1.Windows 7 Professional; 2.Office 2010 Professional 3.7-Zip 4.AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы зачета. Методические рекомендации к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к зачету. Подготовка к практическим занятиям. В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы. При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |