МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компетентностный подход к деятельности преподавателя вуза

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки45.06.01. Языкознание и литературоведение
НаправленностьРусский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_06_01_Русский язык-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Компетентностный подход к деятельности преподавателя вуза

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.06.01 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №903)

составлена на основании учебного плана:
45.06.01 Языкознание и литературоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., проф. Морозова О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.п.н., проф. Морозова О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Подготовка аспиранта к осуществлению преподавательской деятельности в профессиональном образовании в логике компетентностного подхода.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования
ПК-2 способность интерпретировать результаты филологического исследования, оценивать границы их применимости, перспективы дальнейших исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теорию и методологию компетентностного подхода как ведущей стратегии развития профессиональной деятельности современного преподавателя высшей школы;
- нормативные документы, концепции, теории, задающие компетентностный формат обучения;
- компетенции, которыми должен владеть преподаватель профессиональной школы;
- инновационные обучающие технологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять теорию и методологию компетентностного подхода в практической работе преподавателя;
- выстраивать рабочую программу дисциплину с учетом нормативных документов, концепций, теорий, задающих компетентностный формат обучения;
- реализовывать компетенции преподавателя профессиональной школы;
- использовать интерактивные технологии обучения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- основами компетентностной профессиональной культуры преподавателя высшей школы;
- технологиями оценки, формирования и развития компетенций в сфере профессионального образования;
- основами развертывания гуманитарных практик в учебном процессе вуза.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Компетентностный подход в современных парадигмах образования
1.1. Образовательные прадигмы в высшем образовании Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.3
1.2. Компетентность и компетенция: трактовка, соотношение Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.3
1.3. Профессиональное образование в современных парадигмах Сам. работа 2 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Педагогическая технология в компетентностном образовании
2.1. Педагогическая технология в профессиональном образовании Лекции 2 4 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Педагогическая технология в профессиональном образовании Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.3. Стратегии понимания в высшей школе Практические 2 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.4. Стратегии понимания в высшей школе Сам. работа 2 8 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.5. Постановка и решение профессиональных задач Практические 2 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.6. Постановка и решение профессиональных задач Сам. работа 2 8 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.7. Творческая мастерская «Час ученичества» Практические 2 4 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.8. Творческая мастерская «Час ученичества» Сам. работа 2 8 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Учебное занятие в вузе в контексте компетентностного подхода
3.1. Цели и типология, формы, структура учебных занятий в вузе с позиции компетентностного подхода Сам. работа 2 6 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.2. Цели и типология, формы, структура учебных занятий в вузе с позиции компетентностного подхода Лекции 2 4 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.3. Виды современной лекции в контексте компетентностного подхода Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.4. учебное занятие в вузе как общение Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Коммуникативная компетентность студента
4.1. Формирование коммуникативной компетентности студентов Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
4.2. Моделирование учебных ситуаций в диалоге Практические 2 2 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
4.3. Моделирование учебных ситуаций в диалоге Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету:
1) Какова история становления компетентностного подхода?
2) Какое существуют основные концептуально-теоретические положения, раскрывающие сущность компетентностного подхода?
3) Какие Вы знаете базовые понятия компетентностного подхода и их трактовку?
4) Какие ВЫ заете принципы компетентностного подхода?
5) Что такое ФГОС и ФГТ?
6) В чем заключается сущность понятие и каковы дидактические особенности компетентностно-ориентированной образовательной программы?
7) Как осуществляется планирование результатов компетентностно-ориентированной образовательной программы?
8) Каковы подходы к классификации компетенций?
9) Как осуществляется выбор методов обучения для формирования компетенций обучающихся?
10) В чем заключается диагностика и оценка сформированности компетенций как задача компетентностно-ориентированной образовательной программы?
11) Каковы задачи педагогической деятельности в контексте проектирования и реализации компетентностно-ориентированной образовательной программы?
12) Какова роль преподавателя вуза как субъекта компетентностно-ориентированной образовательной деятельности?
13) Как можно определить компетенцию и компетентность как ключевые понятия компетентностного подхода в образовании?
14) В чем заключается взаимосвязь компетентности со знаниями, умениями и навыками?
15) Какие Вы знаете профессиональные и социальные компетентности?
16) Какие возможны основные этапы реализации компетентностного подхода?
17) Как осуществляется изменение технологий и методов обучения при использовании компетентностного подхода?
18) В чем сущность технологии самостоятельной работы обучающихся при компетентностном подходе?
19) Как осуществляется отбор компетенций на основе специфики учебной дисциплины?
20) Как Вы понимаете компетентностный подход в обучении на основе кейс-метода?
21) Как можно использовать проектные технологии в обучении?
22) Как происходит подготовка преподавателя высшей школы к учебным занятиям в соответствии с требованиями компетентностного подхода?
23) Как понимается компетентносный подход в современных парадигмах образования?
24) Как вы понимаете «компетенцию» и «компетентность»? Как они соотносятся?
25) Какими педагогическими компетенциями должен обладать преподаватель, чтобы успешно реализовать компетентностный подход?
26) В чем сущность образовательной среды вуза?
27) Каким может быть реализация компетентностного подхода в образовательной среде ВО?
28) Что необходимо учитывать при проектировании образовательной среды?
29) Какие цели обучения определяют типологию учебных занятий на основе компетентностного подхода в ВО?
30) Как компетентностный подход реализуется в различных активных формах взаимодействия на лекции, практическом занятии со студентами?
31) Применение каких инновационных образовательных технологий способствует эффективной реализации компетентностного подхода?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1) Требования к реализации компетентностного подхода в направлении подготовки «Физика и атрономия» ФГОС ВО
2) Эссе «Мои педагогические ценности в контексте парадигм образования»
3) Коммуникативные компетенции преподавателя высшей школы
4) Портрет современного преподавателя высшей школы
5) Компетентностный подход как теоретико-методологическая основа реализации целей Болонского процесса.
6) Принципы компетентностного подхода как отражение основных положений Болонской декларации.
7) Особенности целевых ориентиров компетентностного подхода в образовании: специфика образовательных результатов.
8) Сравнительный анализ понятий «компетенция» и «компетентность» (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской и др.).
9) Подходы к классификации компетенций.
10) Трактовка понятия «образовательный результат» в компетентностном подходе.
11) Специфика компетентностно-ориентированной образовательной программы.
12) Субъекты проектирования компетентностно-ориентированной образовательной программы.
13) Особенности целеполагания (планирования образовательных результатов) при проектировании компетентностно-ориентированной образовательной программы.
14) Специфика технологического обеспечения компетентностно-ориентированной образовательной программы.
15) Диагностика и оценка компетентностно-ориентированной образовательной программы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 П. И. Образцов, А. И. Уман, М. Я. Виленский Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе : : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D88A7D29-C5B1-4642-9672-9D2D0EB39E44.
Л1.2 Т. В. Манянина Коммуникативная компетентность в педагогическом общении (в аспекте психологической культуры педагога) : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 78 шт., 2007
Л1.3 Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова Компетентностный подход в образовании : учебное пособие Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.Д. Самойлов Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма: учебник М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в MOODLE "Компетентностный подход в деятельности преподавателя" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ и следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.