МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Индивидуальное психологическое консультирование
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихология здоровья
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-1- 2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 125
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 0 4 0
Практические 6 10 6 10
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д-р психол.н., профессор, Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Е.А. Ипполитова

Рабочая программа дисциплины
Индивидуальное психологическое консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. НАПРАВЛЕНИЕ 37.04.01 «ПСИХОЛОГИЯ» степень (квалификация) – МАГИСТР ПСИХОЛОГИИ. Утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 1043 Программа разработана для очной формы обучения.

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: углубление представлений о психологическом консультировании как области науки и сфере практической деятельности психолога, направленной на оказание помощи человеку в решении различного рода психологических проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПСК-1: готовностью осуществлять психологическую помощь в случае дезадаптации, различных видов девиаций и зависимости
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы, приемы и методы самоорганизации и саморазвития, использования творческого потенциала, применяемые в области психологического консультирования; понятие психологического консультирования, его цели, задачи, принципы, функции, основные ориентиры работы в индивидуальном и групповом контексте этапы процесса консультирования; особенности консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания о способах самоорганизации и саморазвития, раскрытия ресурсов креативности в отношении собственной личности; проводить консультативную встречу с клиентом по разнообразным психологическим проблемам, в том числе по коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам; применять знания о психологическом консультировании в работе с клиентами по оказанию психологической помощи с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами и самоорганизации и саморазвития, раскрытия ресурсов креативности в отношении собственной личности; приемами психологического консультирования по проблемам коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам; приемами ми методами оказания психологической помощи клиентам с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие вопросы индивидуального психологического консультирования
1.1. Психологическое консультирование как предмет научного осмысления и направление практической работы психолога Практические 1 2 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Процесс консультативной беседы. Практические 1 1 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие психологического консультирования. Практические 1 1 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Фазы консультативной беседы: знакомство с клиентом и начало беседы, сбор информации о проблеме клиента, работа с проблемой, поиск способов решения проблемы, завершение беседы. Практические 1 1 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
1.5. Специфика раскрытия понятий: личность, психологическая проблема, цель помощи с позиций бихевиорально-когнитивного, экзистенциально-гуманистического, психоаналитического и др. направлений. Сам. работа 1 6 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
1.6. Основные составляющие пространства психотерапевтической и консультативной встречи Сам. работа 1 12 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
1.7. Научные редставления о процессе консультирования и психотерапии с точки зрения различных психотерапевтических школ. Сам. работа 1 12 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
1.8. Фазы консультативной беседы: знакомство с клиентом и начало беседы, сбор информации о проблеме клиента, работа с проблемой, поиск способов решения проблемы, завершение беседы. Сам. работа 1 12 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Специальные проблемы индивидуального психологического консультирования
2.1. Психологическое консультирование клиентов с различными эмоциональными переживаниями. Сам. работа 1 12 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Индивидуальная консультативная беседа в случае психологических трудностей в организации и выполнении различных видов деятельности. Сам. работа 1 12 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Консультативная встреча с клиентами, испытывающими трудности в социализации и адаптации. Сам. работа 1 12 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Способы психологической работы с клиентами, переживающими тревогу, агрессию, вину, стыд, страх. Практические 1 1 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
2.5. Техники работы с клиентом, переживающим утрату. Практические 1 1 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
2.6. Технические приемы проведения индивидуальной консультации по поводу психологических трудностей в организации и выполнении различных видов деятельности. Практические 1 1 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
2.7. Индивидуальное консультирование в случае эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Практические 1 1 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
2.8. Особенности консультирования клиентов, испытывающих трудности в социализации и адаптации. Практические 1 1 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
2.9. Тревога в структуре невротической личности.Тревога с точки зрения различных психотерапевтических подходов. Основные отличия тревоги и страха.Уровни физиологического и психологического проявления тревоги. Механизм возникновения тревоги. Стратегии работы с клиентом, проявляющим тревогу. Сам. работа 1 8 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
2.10. Понятие внутрипсихического конфликта. Модель внутрипсихического конфликта: источник, типология. Полярность как универсальный невротический механизм внутрипсихического конфликта. Стратегии работы с внутрипсихическими конфликтами. Сам. работа 1 6 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
2.11. Страх: понятие, виды, природа, индикаторы. Выявление социальных страхов при взаимодействии с социумом. Техника работы с проективными и конфлюэнтными страхами. Работа со страхом, как обучение клиента поддерживать самого себя и опираться на собственную силу. Сам. работа 1 6 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
2.12. Вина: понятие, механизм формирования. Виды вины. Невротическая вина.Стратегии работы с человеком, испытывающим истинную, невротическую, экзистенциальную вину. Сам. работа 1 6 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
2.13. Стыд как аффект принадлежности и зависимости.Опыт стыда. Стратегии и издержки его преодоления. Работа со стыдом в психотерапевтической практике. Сам. работа 1 6 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
2.14. Агрессия: понятие, природа, способы психологического воздейсвия в индивидуальной психологической беседе. Сам. работа 1 4 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
2.15. Технические приемы проведения индивидуальной консультации по поводу психологических трудностей в планировании, выполнении различных видов деятельности, осуществлении выбора, постановке целей, поиске способов реализации целей, урегулировании конфликтов. Сам. работа 1 4 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
2.16. Особенности психологического консультирования клиентов с синдромом эмоционального выгорания. Сам. работа 1 3 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
2.17. Характер как фактор качества межличнотсных взаимоотношений. Технические приемы, позволяющие консультанту оптимизировать процесс социализации и адаптации клиента. Сам. работа 1 2 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
2.18. Технические приемы оказания психологической помощи человеку с трудностями межличностном общении. Сам. работа 1 2 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1
2.19. Экзамен 1 9 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. Приложения
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложения
5.3. Фонд оценочных средств

см. Приложения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117055
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л.Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко Психологическое сопровождение деятельности педагога в дополнительном профессиональном образовании: учебно-методическое пособие Флинта // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279821
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС Университетская библиотека on-line http://www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». http://e.lanbook.com
Э3 ЭБС АлтГУ http://elibrary.ru
Э4 курс в Moodle "Индивидуальное психологическое консультирование" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=259
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см. приложение