Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z37_04_01_ПС-2- 2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 91 | 91 | 91 | 91 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор
1.1. | Цель: углубление представлений о психологическом консультировании как области науки и сфере практической деятельности психолога, направленной на оказание помощи человеку в решении различного рода психологических проблем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-3 | готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
ПК-5 | готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам |
СПК -1 | Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | принципы, приемы и методы самоорганизации и саморазвития, использования творческого потенциала, применяемые в области психологического консультирования; понятие психологического консультирования, его цели, задачи, принципы, функции, основные ориентиры работы в индивидуальном и групповом контексте этапы процесса консультирования; особенности консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять знания о способах самоорганизации и саморазвития, раскрытия ресурсов креативности в отношении собственной личности; проводить консультативную встречу с клиентом по разнообразным психологическим проблемам, в том числе по коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам; применять знания о психологическом консультировании в работе с клиентами по оказанию психологической помощи с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | приемами и самоорганизации и саморазвития, раскрытия ресурсов креативности в отношении собственной личности; приемами психологического консультирования по проблемам коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам; приемами ми методами оказания психологической помощи клиентам с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие вопросы индивидуального психологического консультирования | ||||||
1.1. | Психологическое консультирование как предмет научного осмысления и направление практической работы психолога | Практические | 2 | 1 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Процесс консультативной беседы. | Практические | 2 | 1 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Понятие психологического консультирования. | Практические | 2 | 1 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Фазы консультативной беседы: знакомство с клиентом и начало беседы, сбор информации о проблеме клиента, работа с проблемой, поиск способов решения проблемы, завершение беседы. | Практические | 2 | 1 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Специфика раскрытия понятий: личность, психологическая проблема, цель помощи с позиций бихевиорально-когнитивного, экзистенциально-гуманистического, психоаналитического и др. направлений. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Основные составляющие пространства психотерапевтической и консультативной встречи | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Научные редставления о процессе консультирования и психотерапии с точки зрения различных психотерапевтических школ. | Сам. работа | 2 | 7 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Фазы консультативной беседы: знакомство с клиентом и начало беседы, сбор информации о проблеме клиента, работа с проблемой, поиск способов решения проблемы, завершение беседы. | Сам. работа | 2 | 7 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Специальные проблемы индивидуального психологического консультирования | ||||||
2.1. | Психологическое консультирование клиентов с различными эмоциональными переживаниями. | Сам. работа | 2 | 7 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Индивидуальная консультативная беседа в случае психологических трудностей в организации и выполнении различных видов деятельности. | Сам. работа | 2 | 7 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Консультативная встреча с клиентами, испытывающими трудности в социализации и адаптации. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Способы психологической работы с клиентами, переживающими тревогу, агрессию, вину, стыд, страх. | Практические | 2 | 1 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Техники работы с клиентом, переживающим утрату. | Практические | 2 | 1 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Технические приемы проведения индивидуальной консультации по поводу психологических трудностей в организации и выполнении различных видов деятельности. | Практические | 2 | 1 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Индивидуальное консультирование в случае эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. | Практические | 2 | 1 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Особенности консультирования клиентов, испытывающих трудности в социализации и адаптации. | Практические | 2 | 0 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Тревога в структуре невротической личности.Тревога с точки зрения различных психотерапевтических подходов. Основные отличия тревоги и страха.Уровни физиологического и психологического проявления тревоги. Механизм возникновения тревоги. Стратегии работы с клиентом, проявляющим тревогу. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Понятие внутрипсихического конфликта. Модель внутрипсихического конфликта: источник, типология. Полярность как универсальный невротический механизм внутрипсихического конфликта. Стратегии работы с внутрипсихическими конфликтами. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
2.11. | Страх: понятие, виды, природа, индикаторы. Выявление социальных страхов при взаимодействии с социумом. Техника работы с проективными и конфлюэнтными страхами. Работа со страхом, как обучение клиента поддерживать самого себя и опираться на собственную силу. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
2.12. | Вина: понятие, механизм формирования. Виды вины. Невротическая вина.Стратегии работы с человеком, испытывающим истинную, невротическую, экзистенциальную вину. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
2.13. | Стыд как аффект принадлежности и зависимости.Опыт стыда. Стратегии и издержки его преодоления. Работа со стыдом в психотерапевтической практике. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
2.14. | Агрессия: понятие, природа, способы психологического воздейсвия в индивидуальной психологической беседе. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
2.15. | Технические приемы проведения индивидуальной консультации по поводу психологических трудностей в планировании, выполнении различных видов деятельности, осуществлении выбора, постановке целей, поиске способов реализации целей, урегулировании конфликтов. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
2.16. | Особенности психологического консультирования клиентов с синдромом эмоционального выгорания. | Сам. работа | 2 | 3 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
2.17. | Характер как фактор качества межличнотсных взаимоотношений. Технические приемы, позволяющие консультанту оптимизировать процесс социализации и адаптации клиента. | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
2.18. | Технические приемы оказания психологической помощи человеку с трудностями межличностном общении. | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
2.19. | Экзамен | 2 | 9 | ОК-3, ПК-5, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложения |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. | Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие | М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л.Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко | Психологическое сопровождение деятельности педагога в дополнительном профессиональном образовании: учебно-методическое пособие | Флинта // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС Университетская библиотека on-line | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | ЭБС АлтГУ | elibrary.ru | ||
Э4 | курс в Moodle "Индивидуальное психологическое консультирование" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
см. приложение |