МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология, логика и методика психолого-педагогического исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-1-2020
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 416
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2
курсовая работа: 4, 6, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 19 17 18 17 18 17 18 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 16 16
Сам. работа 34 34 34 30 34 34 70 70 34 34 106 106 34 34 70 70 416 412
Итого 36 36 36 32 36 36 72 72 36 36 108 108 36 36 72 72 432 428

Программу составил(и):
д.психол.н., профессор, Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
к.психол н., доцент, Лужбина Н.А.

Рабочая программа дисциплины
Методология, логика и методика психолого-педагогического исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Углубление знаний и умений организации и реализации научно-исследовательской деятельности, овладение основными приёмами проектирования, организации и реализации научно-исследовательской работы, формированиех профессионального мировоззрения в области направления подготовки, стимулирование и систематизация самостоятельной исследовательской активности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-35 способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме научного исследования
ПК-36 способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать, обрабатывать и интерпретировать их результаты
ПК-37 способностью формулировать выводы по теме научного исследования, готовить отчеты и рекомендации по результатам выполненных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы анализа и систематизации научной психоло-педагогической информации; информацию о планировании, подготовке, проведении научного исследования, требованиях, предъявляемых к актуальности проблемы исследования, научным атрибутам, гипотезам, эмпирическим результатам, методам и способам математико-статистической обработки с использованием стандартных пакетов программного обеспечения, анализу и интерпретации данных эмпирического исследования; цели, принципы, методы проведения динамической диагностики психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования; планировать научное исследование, формулировать научную проблему, обосновывать ее актуальность, ставить цель, задачи, гипотезы исследования, организовывать и проводить научное исследование, использовать адекватные задачам исследования методы сбора и обработки полученных результатов с использованием стандартных пакетов программного обеспечения, уметь качественно анализировать и интерпретировать данные эмпирического исследования, а также уметь проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.иметь опыт анализа и систематизации научной психолого-педагогической информации в том числе отечественных и зарубежных источников по теме исследования, планирования научного исследования, постановки научной проблемы, обоснования ее актуальности, формулировки цели, задач, гипотез исследования, а также опытом проведения научного исследования, использования методов сбора научной информации и обработки полученных результатов с использованием стандартных пакетов программного обеспечения, уметь качественно анализировать и интерпретировать данные эмпирического исследования, а также владеть опытом организации и проведения динамической диагностики психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основания разработки проекта научного исследования.
1.1. Научное исследование: теория и методология. Практические 1 2 ОПК-1, ПК-35, ПК-36, ПК-37 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Актуальные проблемы совремемнной психологии и педагогики в области девиантного поведения. Практические 2 2 ОПК-1, ПК-35, ПК-36, ПК-37 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Планирование и организация научного исследования. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-35, ПК-36, ПК-37 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Научное исследование: теория и методология. Сам. работа 1 34 ОПК-1, ПК-35, ПК-36, ПК-37 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Актуальные проблемы совремемнной психологии и педагогики в области девиантного поведения. Сам. работа 2 30 ОПК-1, ПК-35, ПК-36, ПК-37 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Планирование и организация научного исследования. Сам. работа 3 26 ОПК-1, ПК-35, ПК-36, ПК-37 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Информационная и библиографическая культура исследователя. Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-35, ПК-36, ПК-37 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Планирование и реализация эмпирического исследования
2.1. Дизайн научного исследования. Практические 4 2 ОПК-1, ПК-35, ПК-36, ПК-37 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Планирование и реализация эмпирического исследования. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-35, ПК-36, ПК-37 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Результаты научного психолого-педагогического исследования: качественный и количественный анализ. Практические 6 2 ОПК-1, ПК-35, ПК-36 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Методология исследования. Научные атрибуты исследования Сам. работа 4 70 ОПК-1, ПК-35, ПК-36, ПК-37 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Эмпирическое исследование: планирование, реализация, обработка и анализ данных. Сам. работа 5 34 ОПК-1, ПК-35, ПК-36, ПК-37 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Эмпирическое исследование: применение информационно-коммуникационных технологий. Сам. работа 6 106 ОПК-1, ПК-35, ПК-36, ПК-37 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Требования к публичному выступлению с научным докладом
3.1. Представление результатов научного исследования Практические 7 2 ПК-35, ПК-36, ПК-37 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Научные презентации Практические 8 2 ОПК-1, ПК-35, ПК-36, ПК-37 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Представление результатов научного исследования Сам. работа 7 34 ОПК-1, ПК-35, ПК-36, ПК-37 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Научные презентации Сам. работа 8 70 ПК-35, ПК-36, ПК-37 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Афанасьев, В. В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.2 Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики: Уч.пособие Аспект-Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Выготский Л. С. Психология развития человека: учебник М.: Смысл, 2005
Л2.2 Утлик Э.П. Психология личности: уч. пособие для студентов вузов Академия, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Курс в Moodle Основы исследовательской деятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых на практических занятиях.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к зачету.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,указывать персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).