МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы модульно-рейтинговой технологии обучения в высшей школе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.06.01. Образование и педагогические науки
НаправленностьТеория и методика профессионального образования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_06_01_ТМПО-23-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 8 2 8
Практические 4 10 4 10
Сам. работа 62 50 62 50
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Основы модульно-рейтинговой технологии обучения в высшей школе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №902)

составлена на основании учебного плана:
44.06.01Образование и педагогические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Морозова О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Морозова О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение аспирантами основами модульно-рейтинговой технологии обучения в высшей школе;
формирование опыта использования модульно-рейтинговой технологии обучения в образовательной практике вуза.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
ОПК-1 владением методологией и методами педагогического исследования
ОПК-2 владением культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий
ОПК-3 способностью интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований
ПК-2 способность планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс обучения и воспитания студенческой молодежи
ПК-3 способность вносить вклад собственными оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на национальном или международном уровне, в расширение границ области изучения образования и педагогики высшей школы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологические основы пе-дагогического исследования; уровни методологии;
методы педагогического ис-следования;
структуру и методологию научного познания, принципы и составляющие культуры научного исследования в области педагогических наук;
возможности использования информационных и коммуникационных технологий в педагогических исследованиях;
основные подходы в интерпретации результатов педагогического исследования, оценивании границ их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований;
основы планирования, разработки, реализации и коррекции комплексного процесса обучения и воспитания студенческой молодежи;
пути использования содержания собственных оригинальных исследований в целях расширения границ области изучения образования и педагогики высшей школы;
основы критического анализа и оценки современных научных достижений, генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе междисциплинарных областях.
3.2.Уметь:
3.2.1.содержательно определять уровни методологии для кон-кретного педагогического ис-следования;
использовать методы педаго-гического исследования;
методологией педагогическо-го исследования;
методами педагогического исследования;
проводить исследования фун-даментального и прикладного характера, а также грамотно и аргументированно публично представлять результаты сво-ей деятельности в том числе с использованием современных ИКТ;
при решении исследовательских и практических задач применить основные подходы в интерпретации результатов педагогического исследования, оценивания границ их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований;
осуществлять планирование, разработку, реализацию и коррекцию комплексного процесса обучения и воспитания студенческой молодежи;
вносить вклад собственными оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на национальном или международном уровне, в расширение границ области изучения образования и педагогики высшей школы;
осуществлять критический анализ и оценку современных научных достижений;
генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Знает:
методологические основы педагогического исследования; уровни методологии;
методы педагогического исследования;
структуру и методологию научного познания, принципы и составляющие культуры научного исследования в области педагогических наук;
возможности использования информационных и коммуникационных технологий в педагогических исследованиях;
основные подходы в интерпретации результатов педагогического исследования, оценивании границ их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований;
основы планирования, разработки, реализации и коррекции комплексного процесса обучения и воспитания студенческой молодежи;
пути использования содержания собственных оригинальных исследований в целях расширения границ области изучения образования и педагогики высшей школы;
основы критического анализа и оценки современных научных достижений, генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе междисциплинарных областях.
Умеет:
содержательно определять уровни методологии для конкретного педагогического исследования;
использовать методы педагогического исследования;
методологией педагогического исследования;
методами педагогического исследования;
проводить исследования фундаментального и прикладного характера, а также грамотно и аргументированно публично представлять результаты своей деятельности в том числе с использованием современных ИКТ;
при решении исследовательских и практических задач применить основные подходы в интерпретации результатов педагогического исследования, оценивания границ их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований;
осуществлять планирование, разработку, реализацию и коррекцию комплексного процесса обучения и воспитания студенческой молодежи;
вносить вклад собственными оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на национальном или международном уровне, в расширение границ области изучения образования и педагогики высшей школы;
осуществлять критический анализ и оценку современных научных достижений;
генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
Владеет:
методологией педагогического исследования;
методами педагогического исследования;
культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий;
основными подходами в интерпретации результатов педагогического исследования, оценивания границ их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований;
навыками планирования, разработки, реализации и коррекции комплексного процесса обучения и воспитания студенческой молодежи;
навыками внесения вклада собственными оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на национальном или международном уровне, в расширение границ области изучения образования и педагогики высшей школы;
навыками критического анализа современных научных достижений;
методами оценки современных научных достижений;
способами генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности модульно-рейтинговой технологии обучения
1.1. Психолого-педагогические основы технологии модульно-рейтингового обучения Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Психолого-педагогические основы технологии модульно-рейтингового обучения Практические 5 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Психолого-педагогические основы технологии модульно-рейтингового обучения Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Сущность модульно-рейтингового обучения Практические 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Сущность модульно-рейтингового обучения Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Принципы модульно-рейтингового обучения Лекции 5 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Принципы модульно-рейтингового обучения Сам. работа 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Контроль знаний и умений студентов Практические 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Контроль знаний и умений студентов Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Основы разработки модульно-рейтинговой технологии обучения в высшей школе
2.1. Структура модуля Сам. работа 5 2 ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Операционный модуль Практические 5 1 ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Операционный модуль Сам. работа 5 2 ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Информационный модуль Сам. работа 5 4 ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Методы обучения в модульно-рейтинговой технологии Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Методы обучения в модульно-рейтинговой технологии Практические 5 1 ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Методы обучения в модульно-рейтинговой технологии Сам. работа 5 2 ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Выбор методов для МРТО Сам. работа 5 2 ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.9. Выбор методов для МРТО Практические 5 1 ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.10. Выбор методов для МРТО Сам. работа 5 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.11. Контроль знаний и умений студентов Сам. работа 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.12. Общая методика построения модулей модульных программ Практические 5 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.13. Общая методика построения модулей модульных программ Сам. работа 5 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.14. Поисковые методы обучения Сам. работа 5 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.15. Дидактические средства модульно-рейтингового обучения Лекции 5 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.16. Дидактические средства модульно-рейтингового обучения Сам. работа 5 6 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.17. Классификатор методов и форм организации и контроля обучения Лекции 5 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.18. Классификатор методов и форм организации и контроля обучения Сам. работа 5 6 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.19. Зачет 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мандель Б. Р. Инновационные технологии педагогической деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б.Р. Мандель Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Ю.Г. Татур. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие Москва : Логос, 2006. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для оптимальной организации магистрантами изучения данной дисциплины рекомендуется посещение контактных занятий и активное участие в их работе.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.