МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы модульно-рейтинговой технологии обучения в высшей школе
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.06.01. Образование и педагогические науки
НаправленностьТеория и методика профессионального образования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_06_01_ТМПО-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 50
контроль 4
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 50 50 50 50
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Основы модульно-рейтинговой технологии обучения в высшей школе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №902)

составлена на основании учебного плана:
44.06.01 Образование и педагогические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Морозова О.П.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Морозова О.П.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение аспирантами основами модульно-рейтинговой технологии обучения в высшей школе;
формирование опыта использования модульно-рейтинговой технологии обучения в образовательной практике вуза.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: владением методологией и методами педагогического исследования
ОПК-2: владением культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий
ОПК-3: способностью интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований
ПК-2: способность планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс обучения и воспитания студенческой молодежи
ПК-3: способность вносить вклад собственными оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на национальном или международном уровне, в расширение границ области изучения образования и педагогики высшей школы
УК-1: способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологические основы пе-дагогического исследования; уровни методологии;
методы педагогического ис-следования;
структуру и методологию научного познания, принципы и составляющие культуры научного исследования в области педагогических наук;
возможности использования информационных и коммуникационных технологий в педагогических исследованиях;
основные подходы в интерпретации результатов педагогического исследования, оценивании границ их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований;
основы планирования, разработки, реализации и коррекции комплексного процесса обучения и воспитания студенческой молодежи;
пути использования содержания собственных оригинальных исследований в целях расширения границ области изучения образования и педагогики высшей школы;
основы критического анализа и оценки современных научных достижений, генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе междисциплинарных областях.
3.2.Уметь:
3.2.1.содержательно определять уровни методологии для кон-кретного педагогического ис-следования;
использовать методы педаго-гического исследования;
методологией педагогическо-го исследования;
методами педагогического исследования;
проводить исследования фун-даментального и прикладного характера, а также грамотно и аргументированно публично представлять результаты сво-ей деятельности в том числе с использованием современных ИКТ;
при решении исследовательских и практических задач применить основные подходы в интерпретации результатов педагогического исследования, оценивания границ их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований;
осуществлять планирование, разработку, реализацию и коррекцию комплексного процесса обучения и воспитания студенческой молодежи;
вносить вклад собственными оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на национальном или международном уровне, в расширение границ области изучения образования и педагогики высшей школы;
осуществлять критический анализ и оценку современных научных достижений;
генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Знает:
методологические основы педагогического исследования; уровни методологии;
методы педагогического исследования;
структуру и методологию научного познания, принципы и составляющие культуры научного исследования в области педагогических наук;
возможности использования информационных и коммуникационных технологий в педагогических исследованиях;
основные подходы в интерпретации результатов педагогического исследования, оценивании границ их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований;
основы планирования, разработки, реализации и коррекции комплексного процесса обучения и воспитания студенческой молодежи;
пути использования содержания собственных оригинальных исследований в целях расширения границ области изучения образования и педагогики высшей школы;
основы критического анализа и оценки современных научных достижений, генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе междисциплинарных областях.
Умеет:
содержательно определять уровни методологии для конкретного педагогического исследования;
использовать методы педагогического исследования;
методологией педагогического исследования;
методами педагогического исследования;
проводить исследования фундаментального и прикладного характера, а также грамотно и аргументированно публично представлять результаты своей деятельности в том числе с использованием современных ИКТ;
при решении исследовательских и практических задач применить основные подходы в интерпретации результатов педагогического исследования, оценивания границ их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований;
осуществлять планирование, разработку, реализацию и коррекцию комплексного процесса обучения и воспитания студенческой молодежи;
вносить вклад собственными оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на национальном или международном уровне, в расширение границ области изучения образования и педагогики высшей школы;
осуществлять критический анализ и оценку современных научных достижений;
генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
Владеет:
методологией педагогического исследования;
методами педагогического исследования;
культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий;
основными подходами в интерпретации результатов педагогического исследования, оценивания границ их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований;
навыками планирования, разработки, реализации и коррекции комплексного процесса обучения и воспитания студенческой молодежи;
навыками внесения вклада собственными оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на национальном или международном уровне, в расширение границ области изучения образования и педагогики высшей школы;
навыками критического анализа современных научных достижений;
методами оценки современных научных достижений;
способами генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности модульно-рейтинговой технологии обучения
1.1. Психолого-педагогические основы технологии модульно-рейтингового обучения Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Психолого-педагогические основы технологии модульно-рейтингового обучения Практические 5 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Психолого-педагогические основы технологии модульно-рейтингового обучения Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Сущность модульно-рейтингового обучения Практические 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Сущность модульно-рейтингового обучения Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Принципы модульно-рейтингового обучения Лекции 5 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Принципы модульно-рейтингового обучения Сам. работа 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Контроль знаний и умений студентов Практические 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Контроль знаний и умений студентов Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Основы разработки модульно-рейтинговой технологии обучения в высшей школе
2.1. Структура модуля Сам. работа 5 2 ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Операционный модуль Практические 5 1 ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Операционный модуль Сам. работа 5 2 ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Информационный модуль Сам. работа 5 4 ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Методы обучения в модульно-рейтинговой технологии Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Методы обучения в модульно-рейтинговой технологии Практические 5 1 ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Методы обучения в модульно-рейтинговой технологии Сам. работа 5 2 ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Выбор методов для МРТО Сам. работа 5 2 ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.9. Выбор методов для МРТО Практические 5 1 ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.10. Выбор методов для МРТО Сам. работа 5 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.11. Контроль знаний и умений студентов Сам. работа 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.12. Общая методика построения модулей модульных программ Практические 5 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.13. Общая методика построения модулей модульных программ Сам. работа 5 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.14. Поисковые методы обучения Сам. работа 5 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.15. Дидактические средства модульно-рейтингового обучения Лекции 5 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.16. Дидактические средства модульно-рейтингового обучения Сам. работа 5 6 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.17. Классификатор методов и форм организации и контроля обучения Лекции 5 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.18. Классификатор методов и форм организации и контроля обучения Сам. работа 5 6 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.19. Зачет 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мандель Б. Р. Инновационные технологии педагогической деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=429392
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б.Р. Мандель Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455509
Л2.2 Ю.Г. Татур. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие Москва : Логос, 2006. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84742
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8112
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для оптимальной организации магистрантами изучения данной дисциплины рекомендуется посещение контактных занятий и активное участие в их работе.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.