МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы научно-педагогического исследования
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, доцент, Тырина М.П

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Основы научно-педагогического исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение студентами компетенциями в области теоретико-практических проблем методологии, логики и методики научно-педагогического исследования;
овладение эмпирическими и теоретическими методами научно-педагогического исследования;
подготовка к работе над курсовыми и выпускными квалификационными работами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ПК-1: Способен осуществлять обучение биологии, химии в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общую методологию научного замысла и общую схему организации научно-педагогического исследования;
структурные компоненты теоретического познания (проблема, гипотеза, теория);
этапы научно-исследовательской работы;
методы научно-педагогического исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать тему научно-педагогического исследования;
ставить цели и задачи научно-педагогического исследования;
выделять объект и предмет научно-педагогического исследования;
формулировать гипотезу научно-педагогического исследования;
выбирать вид научно-педагогического исследования в соответствии с проблемой;
анализировать информацию;
осуществлять научный поиск.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками подбора необходимых библиографических публикаций и информационных материалов по теме научно-педагогического исследования;
приемами смысловой обработки научного текста;
навыками выявления проблемных ситуаций в научном тексте;
правилами проведения диагностических процедур исследования личности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научно-педагогическое исследование
1.1. Наука и научное исследование Лекции 9 2 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Наука и научное исследование Сам. работа 9 2 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие метода и методологии научных исследований Лекции 9 4 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Философские и общенаучные методы научного исследования Сам. работа 9 6 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Частные и специальные методы научно-педагогического исследования Практические 9 6 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.6. Соотношение педагогической науки и педагогической практики Сам. работа 9 4 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.7. Метод эксперимента в научно-педагогическом исследовании Практические 9 6 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.8. Метод опроса: интервью Практические 9 2 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.9. Методика педагогического исследования личности Сам. работа 9 4 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.10. Методика педагогического исследования личности Практические 9 4 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Методологический аппарат магистерской диссертации
2.1. Проблема, тема, объект, предмет, гипотеза научно-педагогического исследования Сам. работа 9 4 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Цель, задачи и логика научно-педагогического исследования Сам. работа 9 4 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Актуальность, новизна, понятийный аппарат научно-педагогического исследования Сам. работа 9 4 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.4. Методологическая рефлексия исследователя педагога Сам. работа 9 4 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Научно-исследовательская работа студентов
3.1. Подготовительный этап научно-исследовательской работы Сам. работа 9 6 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.2. Организация процесса поведения исследования Сам. работа 9 6 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.3. Структура магистерской диссертации Сам. работа 9 6 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.4. Стиль научно-педагогического текста Сам. работа 9 4 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.5. Выявление проблемных ситуаций в тексте Сам. работа 9 4 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.6. Приемы смыслового свертывания текста Сам. работа 9 4 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.7. Аннотирование и реферирование научных текстов Сам. работа 9 4 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.8. Научная рецензия Сам. работа 9 6 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.9. Оформление магистерской диссертации Сам. работа 9 6 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.10. Особенности подготовки и защиты магистерской диссертации Сам. работа 9 6 УК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения
Приложение 1.   ФОС _Основы НПИ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Загвязинский В. И. МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/1A607687-7800-4669-8DA0-D5A0251F90CE
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Юдина О. И. Методология педагогического исследования: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=270324
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://biblioclub.ru/
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" https://www.biblio-online.ru/
Э4 Курс в Мудл "Основы научно-педагогического исследования" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3861
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.