МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы садоводства, огородничества и озеленения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд. биол. наук, доцент, Смирнов С.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Основы садоводства, огородничества и озеленения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение магистрантами основами садоводства, огородничества и озеленения;
формирование у обучающихся методического опыта в области садоводства, огородничества и озеленения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ПК-2 способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики
ПК-11 готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы абстрактного мышления, анализа и синтеза при решении теоретических и практических задач в области садоводства, огородничества и озеленения;
способы совершенствования и развития своего интеллектуального и общекультурного уровня в области садоводства, огородничества и озеленения;
пути формирования образовательной среды, включающей организацию фенологических наблюдений, экспериментов в области растениеводства, ландшафтного дизайна и оформления интерьера приусадебного участка, составление системы защиты культур от вредных организмов, использование современных технологий садоводства, огородничества и озеленения и др.;
способы использования профессиональных знаний и умений в области садоводства, огородничества и озеленения, анализа результатов процесса их использования в системе школьного и дополнительного эколого-биологического образования;
основы разработки и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения в области садоводства, огородничества и озеленения, анализа результатов процесса их использования в системе школьного и дополнительного эколого-биологического образования.
3.2.Уметь:
3.2.1.пабстрактно мыслить, осуществлять анализ и синтез при решении теоретических и практических задач в области садоводства, огородничества и озеленения;
использовать способы совершенствования и развития своего интеллектуального уровня в области садоводства, огородничества и озеленения;
формировать образовательную среду, включающую организацию фенологических наблюдений, экспериментов в области растениеводства, ландшафтного дизайна и оформления интерьера приусадебного участка, составление системы защиты культур от вредных организмов, использование современных технологий садоводства, огородничества и озеленения и др.;
использовать профессиональные знания и умения в области садоводства, огородничества и озеленения для реализации задач подготовки школьников в системе инновационного эколого-биологического обравования;
разрабатывать и реализовывать методические модели, методики, технологии и приемы обучения в области садоводства, огородничества и озеленения, анализировать результаты процесса их использования в системе школьного дополнительного эколого-биологического образования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.абстрактным мышлением, мыслительными операциями анализа и синтеза при решении теоретических и практических задач в области садоводства, огородничества и озеленения;
способами совершенствования и развития своего интеллектуального и общекультурного уровня области садоводства, огородничества и озеленения;
навыками формирования образовательной среды, включающей организацию фенологических наблюдений, экспериментов в области растениеводства, ландшафтного дизайна и оформления интерьера приусадебного участка, составление системы защиты культур от вредных организмов, использование современных технологий садоводства, огородничества и озеленения и др.;
навыками использования профессиональных знаний и умений организации фенологических наблюдений, экспериментов в области растениеводства, ландшафтного дизайна и оформления интерьера приусадебного участка, составление системы защиты культур от вредных организмов, использование современных технологий садоводства, огородничества и озеленения и др.;
навыками разработки и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения в области садоводства, огородничества и озеленения, анализа результатов процесса их использования в системе школьного дополнительного эколого-биологического образования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы агротехники и биологии растений
1.1. Разнообразие растений. Виды классификаций и свойства растений. Практические 2 2 ОК-1, ПК-11 Л1.3, Л1.1
1.2. Основы ландашафтного дизайна. Практические 2 2 ОК-1, ПК-11 Л1.3
1.3. Экологические группы растений. Анализ экологических групп растений на примере естественной флоры Алтайского края. Сам. работа 2 6 ОК-1, ПК-11 Л1.3, Л1.1
1.4. Биологические группы растений. Классификация растений. Сам. работа 2 6 ОК-1, ПК-11 Л1.3, Л1.1
1.5. Основы минерального питания растений. Сам. работа 2 6 ОК-1, ПК-11 Л1.3, Л1.1
Раздел 2. Методы исследований, применяемые при культивировании растений
2.1. Современные методы агротехники и технологии размножения и селекции растений Практические 2 2 ОК-1, ПК-11 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Методы фенологических наблюдений за растениями. Практические 2 2 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.3. Фенологические наблюдения за растениями и житейский опыт: народные приметы, фольклор. Сам. работа 2 6 ПК-2, ПК-11 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.4. Использование практических навыков по культивированию растений в школьной образовательной деятельности. Практические 2 2 ПК-2, ПК-11 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.5. Способы фиксации растений, создание наглядных пособий. Сам. работа 2 6 ПК-2, ПК-11 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.6. Способы размножения растений. Сам. работа 2 6 ОК-1, ПК-11 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.7. Агротехниеческие приемы возделывания растений. Сам. работа 2 6 ОК-1, ПК-11 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.8. Декоративные растения. Сам. работа 2 6 ОК-1, ПК-11 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.9. Лекарственные растения в культуре. Сам. работа 2 6 ОК-1, ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.10. Древесные растения в культуре в условиях Алтайского края. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-11 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.11. Зачёт Зачет 2 4 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.А. Уткина, А.А. Бетехтина Ботаническое ресурсоведение: Учебное пособие Уральского университета, 2011 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239875
Л1.2 Рындин В.Е. Лекарственные растения. Общая рецептура: Воронежская государственная лесотехническая академия, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143106
Л1.3 Черных Д.В. Особо охраняемые природные территории и основы территориальной охраны природы: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1802
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. М. Силантьева, Н. В. Елесова Типологические особенности флор: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Самылина И. А., Яковлев Г. П. Фармакогнозия: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2013 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.