МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 РЕГИОНОВЕДЕНИЕ РОССИИ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1415)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний теоретических основ современной педагогической науки;
формирование умений, необходимых для эффективной организации педагогического процесса;
развитие профессионально-педагогического мышления;
формирование способности осмысливать педагогическую действительность, принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания и обучения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.предмет педагогики и задачи современной педагогической науки;
принципы и критерии отбора содержания образования;
современные технологии, формы и методы организации педагогического процесса.
пути использования педагогического знания в преподавании обществознания и отдельных дисциплин религиоведческого знания


3.2.Уметь:
3.2.1.осмысленно оперировать педагогическими категориями;
выявлять противоречия педагогического процесса, выбирать наиболее точные критерии оценки его эффективности;
преподавать курс обществознания, а также отдельные дисциплины религиоведческого знания в общеобразовательных организациях, логично и последовательно представлять освоенное знание в ходе лекции, урока, других форм педагогической деятельности.




3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами и приемами воспитания и обучения;
способностью принимать решения в рамках своей профессиональной компетенции;
навыками использования знаний основ педагогики в преподавании обществознания в общеобразовательных и образовательных организациях.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
1.1. Педагогическая деятельность Лекции 5 2 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Личностно-профессиональное развитие будущего учителя Сам. работа 5 1 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Личносно-профессиональное развитие будущего учитиля Сам. работа 5 2 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Общие основы педагогики
2.1. Предмет педагогики и задачи современной педагогической науки Лекции 5 2 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Педагогика в системе наук о человеке Сам. работа 5 1 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Методологические основы педагогики Практические 5 1 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Логика и методы научно-педагогического исследования Сам. работа 5 2 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Лекции 5 2 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Сам. работа 5 2 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Проблема цели воспитания педагогики Лекции 5 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
2.8. Проблема цели воспитания педагогики Сам. работа 5 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
2.9. Целостный педагогический процесс Практические 5 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Теория воспитания
3.1. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Лекции 5 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
3.2. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Сам. работа 5 1 ОК-7 Л1.1, Л1.2
3.3. Принципы воспитания Лекции 5 1 ОК-7 Л1.1, Л1.2
3.4. Принципы воспитания Сам. работа 5 1 ОК-7 Л1.1, Л1.2
3.5. Современные концепции воспитания Практические 5 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
3.6. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Лекции 5 1 ОК-7 Л1.1, Л1.2
3.7. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Сам. работа 5 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
3.8. Содержание воспитания Лекции 5 1 ОК-7 Л1.1, Л1.2
3.9. Содержание воспитания Практические 5 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
3.10. Содержание воспитания Сам. работа 5 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
3.11. Особенности воспитательной работы со школьниками, имеющими отклонения в поведении Сам. работа 5 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
3.12. Формирование мировоззрения учащихся современной школы Сам. работа 5 2 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.13. Коллектив и личность в условиях гуманизации школы Практические 5 1 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.14. Коллектив и личность в условиях гуманизации школы Сам. работа 5 2 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Дидактика
4.1. Сущность процесса обучения Лекции 5 1 ОК-7 Л1.1, Л1.2
4.2. Современные дидактические концепции Сам. работа 5 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
4.3. Принципы обучения Лекции 5 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
4.4. Принципы обучения Практические 5 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
4.5. Обновление содержания школьного образования Сам. работа 5 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
4.6. Общая характеристика методов обучения Лекции 5 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
4.7. Общая характеристика методов обучения Практические 5 3 ОК-7 Л1.1, Л1.2
4.8. Методы проблемного обучения Сам. работа 5 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
4.9. Методы стимуляции учебно-познавательной деятельности школьников Сам. работа 5 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
4.10. Контроль и оценка в обучении школьников Сам. работа 5 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
4.11. Формы организации обучения в школе Лекции 5 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
4.12. Формы организации обучения в школе Сам. работа 5 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
4.13. Урок в современной школе Практические 5 3 ОК-7 Л1.1, Л1.2
4.14. Формы организации обучения (помимо урока) Сам. работа 5 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Учитель современной школы. Требования к личности учителя.
2.Предмет и задачи педагогики в условиях обновления школы.
3.Методологические основы педагогики.
4.Логика и методы научно-педагогического исследования.
5.Проблема развития, социального формирования и воспитания личности.
6.Проблема цели воспитания в педагогике.
7.Понятие о целостном педагогическом процессе. Общность и специфика обучения и воспитания в ЦПП.
8.Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
9.Система образования в России и ее совершенствование в современных условиях.
10.Сущность и содержание воспитания в целостном педагогическом процессе.
11.Закономерности и принципы воспитания.
12.Общая характеристика методов воспитания.
13.Методы формирования сознания личности.
14.Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения школьников.
15.Методы стимулирования деятельности и поведения школьников.
16.Умственное воспитание учащихся в ЦПП.
17.Нравственное воспитание школьников в ЦПП.
18.Гражданское воспитание школьников в ЦПП.
19.Трудовое воспитание учащихся в ЦПП.
20.Интерсоциальное воспитание школьников в ЦПП (по статье Н.М. Таланчук. Идеалы и реальность интерсоциального воспитания // Хрестоматия по педагогике. Ч II. – Барнаул, 1999.).
21.Эстетическое воспитание учащихся современной школы.
22.Физическое воспитание школьников в ЦПП.
23.Детский коллектив в условиях гуманизации и демократизации школы.
24.Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными школьниками.
25.Формирование мировоззрения учащихся современной школы.
26.Сущность процесса обучения.
27.Принципы обучения в современной школе.
28.Общая характеристика методов обучения.
29.Методы организации учебно-познавательной деятельности школьников.
30.Сущность и методы проблемного обучения.
31.Методы стимуляции учебно-познавательной деятельности школьников.
32.Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения.
33.Обновление содержания школьного образования.
34.Урок в современной школе.
35.Формы организации обучения (помимо урока).
36.Средства обучения в современной школе. Применение ЭВМ в учебном процессе.,
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Роль и значение преподавателя в воспитании учащихся.
2. Педагогическая этика.
3. Педагогические конфликты и их профилактика.
4. Трудовое воспитание детей и подростков.
5. Система воспитания по нравственному воспитанию учащихся.
6. Система работы по эстетическому воспитанию учащихся.
7. Правовое воспитание учащихся.
8. Экологическое воспитание учащихся.
9. Система работы по физическому воспитанию учащихся.
10. Половое воспитание учащихся и подготовка к семейной жизни.
11. Патриотическое воспитание учащихся.
12. Самовоспитание и педагогическое руководство им.
13. Теории и технологии обучения.
14. Методика индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе.
15. Педагогическая запущенность подростка: истоки, виды и пути её преодоления.
16. Роль родителей и педагогов в профилактике наркомании.
17. Методы преодоления трудновоспитуемости.
18. Воспитание девушек.
19. Нравственное воспитание в семье.
20. Психолого-педагогические основы проблемного обучения.
21. Пути и способы повышения эффективности урока.
22. Профориентация и нравственные проблемы.
23. В.А. Сухомлинский о гармоническом развитии личности.
24. Методика нравственного воспитания подростков.
25. Интеграция учебных дисциплин в процессе обучения.
26. Активные методы обучения.
27. Методика В.Ф. Шаталова и ее применение в профессиональном обучении.
28. Педагогика новаторства (предпосылки, общие идеи, психологическое обоснование).
29. Актерское и преподавательское мастерство в свете учения К.С. Станиславского.
30. Слагаемые педагогического мастерства педагога профессионального обучения.
31. Технология проектного обучения.
32. Игровые технологии.
33. Воспитание в современной профессиональной школе.
34. Семейные конфликты и их профилактика.
35. Профилактика отклоняющегося поведения.
36. Целеполпгание как способ сотрудничества учителя и учащихся в целостном педагогическом процессе.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.М. Столяренко Общая педагогика : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. Педагогика: учебник М. : Академия, 2011, 10 шт.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Педагогика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.