МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическое консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.психол.н., профессор, Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психологическое консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: формирование представлений о психологическом консультировании и психологической терапии как области науки и сфере практической деятельности психолога, направленной на оказание помощи человеку в решении различного рода психологических проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.24

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-11 способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие психологического консультирования, его цели, задачи, принципы, функции, основные ориентиры работы в индивидуальном и групповом контексте, этапы процесса консультирования, технические приемы работы с проблемой, дидактические приёмы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека; информацию о психологических принципах и приемах толерантного отношения к членам коллектива в контексте их социальных, этнических, конфессиональных и культурных различиях; принципы, приемы и методы самоорганизации и самообразования из области теории и практики психологического консультирования;
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать дидактические приёмы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека; применять знания из области теории и практики психологического консультирования к выполнению профессиональной деятельности в коллективе, толерантному отношению к членам коллектива в контексте их социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; применять знания о возможностях и путях самообразования и самоорганизации личности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом использования дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека; приемами ми методами самообразования и самоорганизации личности; опытом саморазвития толерантного отношения к членам учебного коллектива в контексте их социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция как область науки и направление практической деятельности психолога
1.1. Психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция как предмет научного осмысления и направления практической работы психолога Лекции 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие психологического консультирования, психотерапии и психокоррекции.Направления психотерапии и психологического консультирования Практические 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.3. Специфика раскрытия понятий: личность, психологическая проблема, цель помощи с позиций бихевиорально-когнитивного, экзистенциально-гуманистического, психоаналитического и др. направлений. Сам. работа 5 12 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Психологическая характеристика участников консультирования и психотерапии
2.1. Основные составляющие пространства психотерапевтической и консультативной встречи Лекции 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.2. «Консультант», «клиент», «контакт» как базовые элементы пространства встречи.Терапевтический климат встречи. Практические 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.3. Специфика раскрытия понятий: личность, психологическая проблема, цель помощи с позиций бихевиорально-когнитивного, экзистенциально-гуманистического, психоаналитического и др. направлений. Сам. работа 5 10 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Процесс организации и проведения консультативной беседы и психотерапевтической встречи
3.1. Процесс консультативной беседы и психотерапевтической встречи. Лекции 5 4 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.2. Научные редставления о процессе консультирования и психотерапии с точки зрения различных психотерапевтических школ. Сам. работа 5 10 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.3. Знакомство с клиентом и начало беседы.Сбор информации о проблеме клиента. Практические 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.4. Работа с проблемой.Поиск способов решения проблемы и завершение беседы. Практические 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.5. Понятие «сопротивление», «перенос», «контрперенос» в психотерапевтической работе Сам. работа 5 10 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.6. Характер формирования личности в системе «среда-организм-среда». Принцип целостности. «Контактная граница». Фигура потребности и её цикл. Искажение внешнего взаимодействия со средой и нарушение «контактной границы» как невротическое изменение личности. Работа с незавершенными ситуациями. Сам. работа 5 10 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.7. Работа с психологической проблемой через анализ незавершенных ситуаций Практические 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.8. Феноменологический взгляд на процесс терапии Практические 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.9. Понятие феноменологии и принципов ее применения в психотерапевтическом пространстве.Осознавание как цель феноменологического исследования Сам. работа 5 10 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Специальные проблемы психологического консультирования и психотерапии
4.1. Вина, обида, тревога страх, стыд как результат значимых детских впечатлений. Лекции 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.2. Страх: понятие, виды, природа, индикаторы. Выявление социальных страхов при взаимодействии с социумом. Техника работы с проективными и конфлюэнтными страхами. Работа со страхом, как обучение клиента поддерживать самого себя и опираться на собственную силу. Практические 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.3. Тревога в структуре невротической личности.Тревога с точки зрения различных психотерапевтических подходов. Основные отличия тревоги и страха.Уровни физиологического и психологического проявления тревоги. Механизм возникновения тревоги. Стратегии работы с клиентом, проявляющим тревогу. Практические 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.4. Понятие внутрипсихического конфликта. Модель внутрипсихического конфликта: источник, типология. Полярность как универсальный невротический механизм внутрипсихического конфликта. Стратегии работы с внутрипсихическими конфликтами. Сам. работа 5 10 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.5. Вина и стыд. Лекции 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.6. Вина: понятие, механизм формирования. Виды вины. Невротическая вина.Стратегии работы с человеком, испытывающим истинную, невротическую, экзистенциальную вину. Практические 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.7. Психотерапевтическая работа с метафорами, образами, сновидениями Практические 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.8. Стыд как аффект принадлежности и зависимости.Опыт стыда. Стратегии и издержки его преодоления. Работа со стыдом в психотерапевтической практике. Практические 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.9. Телесный процесс в психотерапии.Принципы понимания симптома. Лекции 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие психологического консультирования.
2. Виды, направления оказания консультативной помощи.
3. Место психологического консультирования среди других методов оказания психологической помощи.
4. Индивидуальное психологическое консультирование.
5. Психологическое консультирование семьи.
6. Возрастно-психологическое консультирование.
7. Консультирование организаций.
8. Этические принципы в консультативной работе.
9. Пространственная и временная организация консультативной беседы.
10. Понятие контакта.
11. Эмоциональная составляющая терапевтического климата встрtxb/

Творческие задания и методические указания для выполнения заданий

Уважаемые студенты!
Для успешного освоения учебной дисциплины, связанной с оказанием психологической помощи человеку средствами психологического консультирования и психотерапии необходимо внимательно читать литературу, рекомендуемую для подготовки к семинарским занятиям, активно участвовать в экспериментах, игровых и практических упражнениях, уделять время самоанализу, проработке личных проблем и сложностей, выделять дополнительное время отработке умений, необходимых в консультировании (посредством организации микрогрупп).

Задание 1: Прочитайте ниже предложенный материал, и ответьте на вопрос: Что такое психологическое консультирование ?

Большинство психологов, окончивших факультет психологии, в дальнейшем занимаются одним из видов консультативной работы. Психолог может консультировать политиков, бизнесменов, руководителей, военных, разведчиков, спортсменов и тренеров, педагогов, и родителей, семейные пары, детей и подростков, а также всякого обращающегося к ним человека, желающего решить свою психологическую проблему.
«Консультирование» уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы.
Наиболее широкой сферой применения психологического консультирования является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем.
Консультант-психолог готов прийти на помощь человеку, столкнувшемуся с проблемами, которые не может решить с помощью своих личных ресурсов.
Какие это проблемы :
• (алкогольная, наркотическая, табакокурение)
• Излишняя тревога
• Сильный страх
• Неконтролируемая агрессия
• Переживание вины
• Зависимость Психосоматические расстройства
• Пребывание в депрессии
• Суицидными намерения
• Переживание утраты
• Сексуальные проблемы
• Недостаток уверенности в себе и самоуважения
• Трудности общения
• Трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения)
• Неустроенность личной жизни
• Неурядицы в семье
• Плохая успеваемость в школе
• Мучительные колебания в принятии решений
• Трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений
На современном этапе развития психологии существуют различные взгляды на понимание психологического консультирования.
Варианты определений
Слово "консультация" происходит от латинского "consulto" - совещаться, заботиться.
«Консультация» - это совещание специ¬алистов по какому-нибудь делу, и совет, даваемый специ¬алистом (словарь Ожегов, Шведова, 1995).
Консультироваться = советоваться со спе¬циалистом по какому-нибудь вопросу.
Совет = мнение, высказанное кому-нибудь, по поводу того, как ему поступить, что сделать и т.п.
"Психологическое консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений" (лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США)
"Психологическое консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", цель которого помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера"(Н. Burks и В. Steffire).
"Психологическое консультирование – это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа (Ю.Е. Алешина).

«Психологическое консультирование – специально организованный процесс общения, посредством которого у обратившегося за помощью человека актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации (В.Ю. Меновщиков)

Определения психологического консультирования сходны между собой, и включают несколько основных положений:
1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.
3. Консультирование способствует развитию личности.
4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
5. Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии.

Задание 2: Ознакомьтесь с текстом, и ответьте на вопросы:
1. Основания возникновения психологического консультирования?
2. Критерии различия психологической психотерапии и психологического консультировании?
Психологическое консультирование возникло в 1950 г.
Оно считается относительно новой областью психологической науки и практики.
ПК выделилось из психотерапии в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь.

Психотерапия и психологическое консультирование

Психотерапия возникла в конце 19 – начале 20 века.

"Психотерапия" рассматривается как происходящий от греческого psyche (душа) и therapeia (уход, лечение).

"Психотерапия" – комплексное лечебное, вербальное и невербаль¬ное, воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях (словарь "Психология").

Разли¬чают: клинически ориентированную психотерапию и личностно-ориентированную ПТ.
Клинически ориентированная психотерапия, на¬правлена преимущественно на смягчение или лик¬видацию имеющейся симптоматики (осуществляют врачи-психиатры и врачи-психотерапевты, обязательно медицинское образование, психотерапия осуществляется с применением медикаментозных средств).
Почему так?
Дело в том, что само медицинское образование диктует определенный подход к человеку и его психическому миру. Этот медицинский подход (или установка врача) выражается прежде всего в том, что в человеке, пришедшем к врачу за помощью, последний видит прежде всего пациента и больного. Пациент по определению является пассивным объектом врачебного исследования и лечения.
Задача врача — поставить диагноз и прописать курс лечения, которому пациент обязан неукоснительно следовать.
Диагноз предполагает, что у данного человека есть болезнь, причины заболевания находятся в организме (физиологии, биохимии и т.д.).
Лечебные воздействия также должны быть обращены на организм больного. Пациент остается пассивным объектом лечения, чья основная задача состоит в выполнении рекомендаций врача.

Пример.
Врачи описывают одну из причин фобий как биохимические сдвиги в мозгу, поэтому лечить их надо только лекарствами.
Психологи - как нерешенную психологическую проблему.

Личностно-ориентированная ПТ ставит задачу содействия пациенту в изменении его отношения к социальному ок¬ружению и собственной личности (осуществляют психологи-психотерапевты, медицинское образование не обязательно, необходимо психологическое образование, не применяется медикаментозное лечение).
Психолог не ставит диагноз, симптомы для него только повод для анализа глубинных психологических причин, приведших к их возникновению.
Для него индивид, пришедший за помощью, не больной, а скорее запутавшийся в своих проблемах человек. Он не пациент, а скорее клиент, который равноправен с психологом в решении своих проблем. Более того, его активное участие в их решении совершенно необходимо, поскольку он является субъектом своей жизни и только он может прийти к нужному ему решению и изменить свою жизнь и себя самого в нужную ему сторону.
Позиция врача, заданная его профессиональным подходом, делает пациента в его собственных глазах невинной жертвой коварной болезни.
Человек снимает с себя ответственность за то, что с ним происходит, и за ход лечения.
Психолог, наоборот, подчеркивает ответственность индивида за происхождение его трудностей и страданий, и только такая позиция дает возможность добиться решения проблемы.
Подход психолога в отличие от подхода врача изначально субъективен не в смысле абсолютной произвольности, а в смысле понимания субъективного мира клиента и активного участия субъекта в собственном исцелении.
Психолог в отличие от врача использует исключительно диалогические методы, он воздействует на психику, а не на мозг. Традиционно психотерапия и определяется как лечение методом беседы.
К. Юнг определил психотерапию как лечение души и лечение душой. Однако указания на диалог как основной метод еще недостаточно, а представление о психотерапии как о лечении сразу же относит ее в разряд медицинских дисциплин. Поэтому правильнее всего будет определить психотерапию как решение психологических проблем человека при опоре на его собственные силы и возможности в ходе специально организованного общения
Далее мы будем искать различия ПК именно с личностно-ориентированной психотерапией.
Напомню, что психотерапия к настоящему моменту включат множество направлений работы (свыше 450). Однако, их можно уложить в 3 ведущих : психодинамическая ПТ, когнитивно-бихевиоральная психотерапия, гуманистическая ПТ.
Так, психотерапия является историческим основанием для ПК, поэтому, консультант в своей работе опирается на знания психотерапевтических направлений. Невозможно знать все о психотерапии, но без базовых знаний в этой области консультирование будет поневоле скатываться к чисто житейским разговорам и решениям. Тем, кто недостаточно знаком с психотерапией, необходимо обратиться к соответствующей литературе.
Критерии отличия психотерапии и психологического консультирования
Концепция : здоровье или болезнь.
ПК там, где психолог работает со здоровым началом в человеке, со здоровой частью его души.
Психотерапия – там, где психолог работает с больной частью души.

Направленность в работе с человеком
ПТ ориентирована на глубинную работу.
Работает с бессознательными и иррациональными сторонами психической жизни индивида, глубинными личностными проблемами, лежащими в основе большинства жизненных трудностей человека (глубинные внутриличностные конфликты, страхи, навязчивости, и другие серьезные эмоциональные проблемы)
ПК ориентировано на более поверхностный уровень работы
Консультирование предполагает в основном рациональную работу
с сознательным и заинтересованным клиентом. Носит образовательный характер, предполагает самостоятельное решение проблемы клиентом после консультации
Материал для работы
ПТ:
• Фокусирование на бессознательном. Важны ситуации отдаленного прошлого (опыт детства)
• Фантазии, воспоминания, образы, сновидения;
• Отношения психотерапии и пациента (перенос и контрперенос)
ПК :
• Фокусирование на сознательном
• Рассказ о ситуации достаточно близкого прошлого.
• Актуальные ситуации взаимодействия с людьми
• Планирование будущего

Объект воздействия
ПТ – Пациент (концепция болезни – нуждается в лечении)
ПК – Клиент (отказ от концепции болезни. Нуждается в консультации специалиста)
Преобладающий контингент
ПТ - Люди рефлексивные, способные на длительные отношения (мотивация, деньги). Имеет дело с психической патологией.
ПК - Ориентированное больше на «норму»
Самые разные люди, но с отсутствием риска клинических нарушений
Цели
ПТ более ориентирована на задачи коррекции - личностные и межличностные изменения.
ПК в большей степени предполагает советы и решения,
исходящие от психолога, просвещение, информирование, обучение и разъяснение.
Адаптация к жизни за счет активации личностных ресурсов (выход из трудной жизненной ситуации).
Клиент получает профессиональный анализ проблемы, необходимые сведения и рекомендации практических действий, которые необходимы для ее решения.

Акцент на проблеме или задачи?
Проблема и задача - два разных способа видения одной и той же жизненной трудности:
«Не знаю, куда идти…» - это проблема.
«Надо разобраться, в какую сторону нам двигаться!» - это задача.
Если специалист в первую очередь ищет мешающую клиенту его нутреннюю проблему, устраняет препятствие к развитию или нормальной жизни – это скорее психотерапия.
Вместе с клиентом определяет его позитивную цель, помогает сформировать план и найти возможности его реализовать – это скорее ПК

Словарь.
ПТ - употребляются слова и понятия: «душевная боль», "прикоснуться к ране", «ощущение несостоятельности», «расстроился», «обида», «проблема», "нужна помощь", "осторожность, бережность", «избавиться», "принятие".

ПК : используются формулировки "поставить цель", «решить задачу», «найти лучший способ», "проконтролировать результат", «развить», "преодолеть", "поставить навык", "выработать умение", «желание, интерес».

Широта специализации.
Психотерапия более специализирована.
Во-первых, психотерапевт обычно работает в рамках той или иной терапевтической школы. Либо он психоаналитик, либо гештальттерапевт, либо приверженец гуманистической психотерапии.
Во-вторых, он обычно специализируется в определенной области психологических проблем. Например, он может работать исключительно с алкогольной зависимостью или лечит фобии и т.д.
Психолог-консультант чаще работает как «сельский доктор, который может столкнуться с самыми разными проблемами и должен суметь правильно сориентироваться в непредвиденных случаях. Поэтому психолог-консультант должен быть сведущ во многих областях психологии.

Длительность
Психотерапия более длительна.
Она делится на долгосрочную (от 1 00 до 400 сеансов) и краткосрочную (от 1 0 до 30 встреч).
Консультирование обычно занимает одну-две встречи или до десяти встреч.

Подготовка специалистов
ПТ :
• Специальная подготовка в области определенного психотерапевтического направления
• Личная психотерапия
• Работа под супервидением
• Медицинские знания
ПК
• Психологический диплом
• Специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования, которая может и не быть особенно длительной.
Часто эффективность психотерапевта определяется количеством личных проблем, которые он решил и тем самым преобразовал свою личность.
Поэтому обучение терапевта —это прежде всего развитие его
личности, проработка его недостатков, а не просто приобретение
навыков и знаний.
Психотерапевтическая проработка самого психотерапевта совершенно необходима еще и потому, что она предохраняет его от сгорания личности в процессе терапии. Ему необходимо время от времени посещать других терапевтов и вести регулярную работу над собой.
Терапевт остается человеком и имеет свои, порой скрытые проблемы, но в ходе терапии эти проблемы входят в резонанс с переживаниями клиента и сказываются на последнем иногда весьма сильно.
Поэтому, как шутят некоторые терапевты: Психотерапия —это исцеление психотерапевта, а исцеление клиента —это побочный результат. В

Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос:
Каковы общие требования к профессиональной роли психолога – консультанта и психолога-психотерапевта?
Психолог-консультант и психолог-психотерапевт должны решать 4 типа задач : Этические, Технологические, Межличностные, Внутриличностные.
Этические
Знать и соблюдать этический кодекс.
Технологические
1. Консультант должен обладать определенными знаниями, общетеоретическим пониманием психотерапии и консультирования.
2. Владеть техниками и стратегиями консультативной и психотерапевтической работы
Межличностные задачи
1. Умение устанавливать эмоциональный контакт с клиентом («рабочий анализ»; теплая атмосфера + апелляция к зрелой части личности клиента («мы с Вами вдвоем против трудности» - отграничение симптома от личности)
2. Умение добиваться того, чтобы клиент принимал на себя свою роль в психотерапевтическом процессе и не терять свою роль.
Внутриличностные
1. Способность аутентично чувствовать себя с клиентом.
2. Умение конструктивно использовать свои эмоциональные проекции на клиента: понимать, что в личности клиента заставляет нас переживать так или иначе чувства.
3. Доверие к себе как консультанту (умение отделить свой уровень компетентности от того, что говорят клиенты)
Задание 4: Прочитайте предложенный материал и ответьте на вопрос:
Каковы сходства и различия психологического консультирования и психокоррекции?
Отдельной темой обсуждения является различие терминов “психокоррекция” и “психотерапия”.
Психокоррекция, как явству¬ет из данного термина, направлена на коррекцию (или исправление) тех или иных расстройств, нормализацию психической деятельности.
Психокоррекция - это совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека.
По мнению А.С. Спиваковской, психокоррекция предназначена как для здоровых людей, но имеющих проблемы, так и людей, находящихся в пограничном состоянии, т.е. людей с дезадаптивнным поведением и формирующимся невротическим реагированием.

Проблема состоит в том, что в России в начале 30-х годов 20 в. было
прервано нормальное развитие психотерапии как научно-практического направления психологии (психотерапия была разрешена в СССР только в 1975 г. приказом по Минздраву [7], естественно, она была разрешена только для медиков).
Поэтому до настоящего времени для большинства населения нашей страны слово психотерапевт прочно ассоциировалось с образом врача в белом халате, с диагнозом болезни, исследованием организма, лечением и т.д.
На самом деле это слово должно было бы вызывать другой ряд ассоциаций: интеллигент, добрый и веселый собеседник, мудрец и знаток человеческих душ, полный любви к людям, которому можно рассказать о самом сокровенном, с кем можно вести доверительные беседы о самом глубинном и важном, от кого можно получить помощь в понимании самого себя, с кем вместе можно найти наилучшее решение психологической проблемы и т. д.
Представляется, что возникшее в отечественной психологии разделение этих понятий связано скорее не с особенностями работы, а с укоренившимся и узаконенным положением о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование. Это ограничение, с нашей точки зрения, является искусственным, поскольку психотерапия подразумевает немедикаментозное, то есть пси¬хо¬ло¬гическое воздействие. К тому же термин “психотерапия” (psycho¬terapy) является международным и в большинстве стран мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами. Однако традиция использования термина “психокоррекция” по отношению к психологической работе в нашей стране уже сложилась, и нам придется использовать его наряду с термином “психотерапия”, который является общепринятым в мировом сообществе.
Задание 5: Познакомьтесь с текстом и ответьте на вопрос:
Какие виды психологической помощи адекватны в случае различных состояний психики?
Условные понятия такие как хорошая норма (нормальный здоровый человек), погра¬ничная норма (начальное отклонение в психике), болезнь (патологические психические явления), можно соотнести с видами психологической помощи :


СОСТОЯНИЕ ПСИХИКИ
ВИД ПОМОЩИ

Болезнь
Психиатрия. Медицинская психотерапия

Пограничная норма
Психологическая психотерапия. Коррекция

Хорошая норма
Консультирование. Обучение. Развитие


Таким образом, выбор консультирования как формы психологической помощи зависит от меры ответственно¬сти, которую может вынести сам клиент. Это в свою оче¬редь предполагает адекватную ориентацию клиента по отношению к проблемной и консультативной ситуациям, соответствующее эмоциональное состояние и уровень интеллектуального развития, позволяющий выбрать вари¬анты решения проблемной ситуации, то есть, как прави¬ло, нахождение клиента в условных границах "нормы психического здоровья".

Задание 6: прочитайте текст и ответьте на вопрос:
Место психологического консультирования в системе психологического знания:

Сейчас обозначен раздел психологической науки, который называется «Терапевтическая психология». (М. Гулина).
Терапевтическая психология как раздел науки направлена на изучение структуры и закономерностей процесса оказания психологической помощи человеку силами консультирования и психотерапии.
Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процес¬са оказания психологической помощи (консультирования).
Психологическое консультирование, а также психотерапия и психокорреция также представляют область психологической практики.
Здесь их можно категоризировать как методы психологического воздействия (наряду с тренингом) :

Задание 7: Прочитайте материал, приведенный ниже и ответьте на вопрос:
Формы и виды психологического консультирования?

Формы психологического консультирования (Фролова)

Выделяют индивидуальную и групповую формы психологического консультирования. Семейное консультирование является частной формой группового психологического консультирования.

Виды психологического консультирования
Виды выделяют, опираясь на различные критерии.
* По количеству встреч выделяют однократное и многократное
* По характеру мотивации выделяют консультирование по личному обращению (по желанию самого обратившегося) и консультирование в результате вызова или направления.

* По критерию использования психодиагностического инструментария – консультирование без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием.
* По критерию совмещения с другими методами психологической помощи выделяют изолированное и комбинированное психологическое консультирование (например, совмещенное с социально-психологическим тренингом в промежутках между консультациями).
* По характеру используемых средств общения в процессе консультирования можно выделить очное и телефонное консультирование.
* По характеру решаемых задач различают возрастно-психологическое консультирование, психолого-педагогическое консультирование, межличностное психологическое консультирование, семейное консультирование, профессиональное консультирование, деловое психологическое консультирование, кризисное консультирование, психологическое консультирование по проблемам самочувствия и состояния здоровья.

Задание 8: Прочитайте статью 1 (из Приложения). Ответьте на вопрос: какая личная проблема (проблемы) человека могли бы стать предметом обсуждения в индивидуальной консультации?
Задание 9: Прочитайте статью 5 (из Приложения). Ответьте на вопросы:
Какая личная проблема (проблемы) человека могли бы стать предметом обсуждения в индивидуальной консультации?
Поразмышляйте, как бы Вы, будучи психологом-консультантом, обозначили бы эту проблему человеку в индивидуальной беседе?
Задание 10: Прочитайте статью 6 (из Приложения). Ответьте на вопросы:
Какая личная проблема (проблемы) человека могли бы стать предметом обсуждения в индивидуальной консультации?
Составьте примерный план беседы с человеком по результатам проведенного исследования с целью обозначения его проблемных зон.
Задание 11: Прочитайте статью 8 (из Приложения). Ответьте на вопросы:
Какая личная проблема (проблемы) человека могли бы стать предметом обсуждения в индивидуальной консультации?
Поразмышляйте, как бы Вы, будучи психологом-консультантом, обозначили бы эту проблему человеку в индивидуальной беседе?
Задание 12: Прочитайте статью 3 (из Приложения). Ответьте на вопросы:
Какая личная проблема (проблемы) человека могли бы стать предметом обсуждения в индивидуальной беседе?
Опишите стратегии работы с проблемой в контексте психологического консультирования и психологической психотерапию.
Задание 13:
1. Ознакомьтесь с практическими заданиями (из «Упражнения»).
2. Выберите любое из упражнений, направленных на работу по оптимизации будущего.
3. Проанализируйте сильные и слабые стороны выбранного упражнения для: 1. Индивидуальной работы. 2. Групповой работы.
4. Приготовьте выбранное упражнение для проведения в учебной группе на семинаре.
Задание 14. Ведите дневник самоанализа.
Самоанализ содержит два плана: внутренний и внешний.
Внутренний план включает осознание личностных изменений и профессионального совершенствования в процессе данного спецкурса. Внешний содержит ваши наблюдения за собственными изменениями в межличностных отношениях.
Заведите отдельную тетрадь. Отмечайте дату занятия, его форму (семинар или лекция), записывайте отрефлексированные перемены.



12. Понятие «технический прием». Примеры техник и цели их использования в работе.
13. Научные представления о процессе консультирования. Этапы беседы.
14. Цель, основное содержание этапа знакомства с клиентом и начала беседы.
15. Суть этапа сбора информации о проблеме клиента. Основные технические приемы.
16. Работа с проблемой в рамках консультирования.
17. Характеристика этапа принятия решения в контексте заявленной клиентом проблемы.
18. Содержание работы психолога на этапе завершения беседы.
19. Причины и правила перенаправления клиента к другому специалисту.
20. Работа с психологической проблемой через призму анализа незавершенных ситуаций. Механизмы прерывания контакта.
21. Сопротивление клиента в процессе работы с проблемой.
22. Феноменология клиента в процессе консультативной работы.
23. Понятие страха. Стратегии работы со страхом.
24. Тревога. Стратегии работы с клиентом, проявляющим тревогу.
25. Вина: понятие, механизм формирования. Стратегии работы с человеком, испытывающим истинную, невротическую, экзистенциальную вину.
26. Понятие стыда. Стратегии работы со стыдом.
27. Внутрипсихический конфликт. Позиции научного понимания и способы работы.
28. Кризисные состояния. Цель и задачи кризисного консультирования.
29. Горе. Модели процесса переживания горя.
30. Телесные проявления в процессе консультативной работы.
31. Агрессия в консультативной работе. Способы взаимодействия с агрессивным клиентом.
32. Обида. Природа переживания. Стратегии работы с человеком, переживающим обиду.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] СПб.[и др.]: Питер, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 https://studfiles.net/preview/1728268/
Э4 Курс в Moodle "Основы консультативной психологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы.
При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации по рекомендованной в РПД основной и дополнительной литературе. Практические занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических знаний в практической деятельности.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы по данной дисциплине, овладевать необходимой информацией, готовиться к выполнению тестов, практических заданий и экзамену.

Самостоятельная работа по дисциплине осуществляется в целях закрепления, систематизации знаний, предусматривает работу с конспектами лекций, над учебным материалом, его систематизацию и анализ (составление таблиц, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др.)

Целью СРС является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю будущей специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности, развитие самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней.
Задачи СРС:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретической подготовки;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений;
- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на практических занятиях, при
написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Методологическую основу СРС составляет деятельностный подход, при котором цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т.е. на реальные ситуации, в которых студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.

Планируемые результаты грамотно организованной СРС предполагают: усвоение знаний, формирование профессиональных умений, навыков и компетенций будущего специалиста; закрепление знания теоретического материала практическим путем;
воспитание потребности в самообразовании; максимальное развитие познавательных и творческих способностей личности;
побуждение к научно-исследовательской работе; повышение качества и интенсификации образовательного процесса;
формирование интереса к избранной профессии и овладению ее особенностями; осуществление дифференцированного подхода в обучении:
применение полученных знаний и практических навыков для анализа ситуации и выработки правильного решения, для формирования собственной позиции, теории, модели.

Виды и формы самостоятельной работы

Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме.
Это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал).
Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.
Роль студента: изучить информацию по теме; выбрать оптимальную форму таблицы; информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы; пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
логичность структуры таблицы;
правильный отбор информации;
наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
соответствие оформления требованиям;
работа сдана в срок.

Составление и решение ситуационных задач (кейсов)
Это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем. Решение ситуационных задач – чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы, ее решения. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.
Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности. Продумывая систему проблемных вопросов, студент должен опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять вопросы уже 26 содержащиеся в прежних заданиях по теме.
Проблемные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу и предполагают третий (применение) и четвертый (творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы ее решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ.
В динамике обучения сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессиональной деятельностью на начальном этапе. Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно.
Роль студента:
изучить учебную информацию по теме;
провести системно – структурированный анализ содержания темы;
выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем;
дать обстоятельную характеристику условий задачи;
критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности);
выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она на стандартная);
оформить и сдать на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания задачи теме;
содержание задачи носит проблемный характер;
решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого подходов;
продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности;
задача представлена на контроль в срок.

Формирование информационного блока
Это такой вид самостоятельной работы, который требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, и оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих теоретические вопросы изучаемой проблемы (определение, структура, виды), а также практические ее аспекты (методики изучения, значение для усвоения последующих тем, профессиональная значимость). Умение формировать информацию по теме в блоки развивает у студентов широкое видение вопросов, научное мышление, приучает к основательности в изучении проблем. Качественно изготовленные информационные блоки могут служить дидактическим материалом для изучения темы в процессе самоподготовки как самим студентом, так и его сокурсниками.
Информационный блок может включать таблицы, схемы, рисунки, методики исследования, выводы. Задание по составлению информационных блоков как вида внеаудиторной самостоятельной работы, планирующейся обычно после изучения темы в рамках семестра, когда она хорошо осмыслена.
Оформляется письменно, ее объем не более двух страниц, контроль выполнения может быть произведен на практическом занятии путем оценки эффективности его использования для выполнения заданий.
Роль студента:
изучить материал источника, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
подобрать и записать основные определения и понятия;
дать краткую характеристику объекту изучения;
использовать элементы наглядности, выделить главную информацию в схемах, таблицах, рисунках;
сделать выводы, обозначить важность объекта изучения в образовательном или профессиональном плане.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
соответствие оформления требованиям;
аккуратность и грамотность изложения;
работа представлена в срок.

Создание материалов-презентаций
Это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материаловпрезентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Одной из форм задания может быть реферат-презентация. Данная форма выполнения самостоятельной работы отличается от написания реферата и доклада тем, что студент результаты своего исследования представляет в виде презентации. Серией слайдов он передаёт содержание темы своего исследования, её главную проблему и социальную значимость. Слайды позволяют значительно структурировать содержание материала и, одновременно, заостряют внимание на логике его изложения. Происходит постановка проблемы, определяются цели и задачи, формулируются вероятные подходы её разрешения. Слайды презентации должны содержать логические схемы реферируемого материала.
Студент при выполнении работы может использовать картографический материал, диаграммы, графики, звуковое сопровождение, фотографии, рисунки и другое. Каждый слайд должен быть аннотирован, то есть он должен сопровождаться краткими пояснениями того, что он иллюстрирует. Во время презентации студент имеет возможность делать комментарии, устно дополнять материал слайдов. После проведения демонстрации слайдов реферата студент должен дать личную оценку социальной значимости изученной проблемной ситуации и ответить на заданные вопросы.
Роль студента:
изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
представить характеристику элементов в краткой форме;
выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
работа представлена в срок.