МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическое консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 29
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 29 29 29 29
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.психол.н, профессор, Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психологическое консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: формирование представлений о психологическом консультировании как области науки и сфере практической деятельности психолога, направленной на оказание помощи человеку в решении различного рода психологических проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-12 способностью реализовывать психологические методики и технологии, ориентированные на личностный рост, охрану здоровья индивидов и групп
ПК-17 способностью осуществлять консультирование в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие психологического консультирования, его цели, задачи, принципы, функции, основные ориентиры работы в индивидуальном и групповом контексте, этапы процесса консультирования, особенности психологического консультирования в типичных случаях, методики и технологии, ориентированные на личностный рост, охрану здоровья индивидов и групп, приемы и методы психологического консультирования в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста;
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить консультативную беседу, отслеживать ее эффективность в формате запроса клиента, замечать и исправлять ошибки и недочеты в проведении беседы, применять технические приемы в целях удовлетворения запроса клиента и решения проблемы, реализовывать психологические методики и технологии, ориентированные на личностный рост, охрану здоровья индивидов и групп; применять знания психологического консультирования к области интерперсональных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами психологического консультирования по вопросам, связанным с личностным ростом клиента, охраной здоровья индивидов и групп, приемами и методами психологического консультирования в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция как область науки и направление практической деятельности психолога
1.1. Психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция как предмет научного осмысления и направления практической работы психолога Лекции 5 1 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие психологического консультирования, психотерапии и психокоррекции.Направления психотерапии и психологического консультирования Практические 5 6 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.3. Специфика раскрытия понятий: личность, психологическая проблема, цель помощи с позиций бихевиорально-когнитивного, экзистенциально-гуманистического, психоаналитического и др. направлений. Сам. работа 5 5 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.4. Виды психологического консультирования. Лекции 5 2 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.5. Семейное, индивидуальное, возрастно-психологическое, психолого-педагогическое, бизнес консультирование. Практические 5 2 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.6. Психологическое консультирование в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования карьеры, личностного развития. Практические 5 2 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Психологическая характеристика участников консультирования и психотерапии
2.1. Основные составляющие пространства психотерапевтической и консультативной встречи Лекции 5 3 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
2.2. «Консультант», «клиент», «контакт» как базовые элементы пространства встречи.Терапевтический климат встречи. Практические 5 2 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
2.3. Специфика раскрытия понятий: личность, психологическая проблема, цель помощи с позиций бихевиорально-когнитивного, экзистенциально-гуманистического, психоаналитического и др. направлений. Сам. работа 5 8 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Процесс организации и проведения консультативной беседы и психотерапевтической встречи
3.1. Процесс консультативной беседы и психотерапевтической встречи. Лекции 5 3 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
3.2. Научные редставления о процессе консультирования и психотерапии с точки зрения различных психотерапевтических школ. Практические 5 2 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
3.3. Знакомство с клиентом и начало беседы.Сбор информации о проблеме клиента. Лекции 5 2 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
3.4. Работа с проблемой.Поиск способов решения проблемы и завершение беседы. Лекции 5 2 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
3.5. Понятие «сопротивление», «перенос», «контрперенос» в психотерапевтической работе Практические 5 2 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
3.6. Работа с психологической проблемой через анализ незавершенных ситуаций Практические 5 2 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
3.7. Характер формирования личности в системе «среда-организм-среда». Принцип целостности. «Контактная граница». Фигура потребности и её цикл. Искажение внешнего взаимодействия со средой и нарушение «контактной границы» как невротическое изменение личности. Работа с незавершенными ситуациями. Практические 5 2 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
3.8. Феноменологический взгляд на процесс терапии Практические 5 2 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
3.9. Понятие феноменологии и принципов ее применения в психотерапевтическом пространстве.Осознавание как цель феноменологического исследования Сам. работа 5 8 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Специальные проблемы психологического консультирования и психотерапии
4.1. Вина, обида, тревога страх, стыд как результат значимых детских впечатлений. Сам. работа 5 8 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
4.2. Страх: понятие, виды, природа, индикаторы. Выявление социальных страхов при взаимодействии с социумом. Техника работы с проективными и конфлюэнтными страхами. Работа со страхом, как обучение клиента поддерживать самого себя и опираться на собственную силу. Лекции 5 1 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
4.3. Тревога в структуре невротической личности.Тревога с точки зрения различных психотерапевтических подходов. Основные отличия тревоги и страха.Уровни физиологического и психологического проявления тревоги. Механизм возникновения тревоги. Стратегии работы с клиентом, проявляющим тревогу. Лекции 5 1 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
4.4. Понятие внутрипсихического конфликта. Модель внутрипсихического конфликта: источник, типология. Полярность как универсальный невротический механизм внутрипсихического конфликта. Стратегии работы с внутрипсихическими конфликтами. Практические 5 2 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
4.5. Вина и стыд. Лекции 5 1 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
4.6. Вина: понятие, механизм формирования. Виды вины. Невротическая вина.Стратегии работы с человеком, испытывающим истинную, невротическую, экзистенциальную вину. Практические 5 2 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
4.7. Стыд как аффект принадлежности и зависимости.Опыт стыда. Стратегии и издержки его преодоления. Работа со стыдом в психотерапевтической практике. Лекции 5 1 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
4.8. Психотерапевтическая работа с метафорами, образами, сновидениями Практические 5 1 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
4.9. Телесный процесс в психотерапии.Принципы понимания симптома. Лекции 5 1 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
4.10. Работа с симптомом. Практические 5 1 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
4.11. Приемы и методики психологического консультирования, ориентированные на личностный рост. Практические 5 1 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
4.12. Приемы и методики психологического консультирования в области интерперсональных отношений. Практические 5 1 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
4.13. Приемы и методики психологического консультирования в области профориентационной работы. Практические 5 2 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
4.14. Приемы и методики психологического консультирования в области профессинального развития и планирования карьеры. Практические 5 2 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1
4.15. Экзамен 5 27 ПК-12, ПК-17 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету
1. Понятие психологического консультирования.
2. Виды, направления оказания консультативной помощи.
3. Место психологического консультирования среди других методов оказания психологической помощи.
4. Индивидуальное психологическое консультирование.
5. Психологическое консультирование семьи.
6. Возрастно-психологическое консультирование.
7. Консультирование организаций.
8. Этические принципы в консультативной работе.
9. Пространственная и временная организация консультативной беседы.
10. Понятие контакта.
11. Эмоциональная составляющая терапевтического климата встречи.
12. Понятие «технический прием». Примеры техник и цели их использования в работе.
13. Научные представления о процессе консультирования. Этапы беседы.
14. Цель, основное содержание этапа знакомства с клиентом и начала беседы.
15. Суть этапа сбора информации о проблеме клиента. Основные технические приемы.
16. Работа с проблемой в рамках консультирования.
17. Характеристика этапа принятия решения в контексте заявленной клиентом проблемы.
18. Содержание работы психолога на этапе завершения беседы.
19. Причины и правила перенаправления клиента к другому специалисту.
20. Работа с психологической проблемой через призму анализа незавершенных ситуаций. Механизмы прерывания контакта.
21. Сопротивление клиента в процессе работы с проблемой.
22. Феноменология клиента в процессе консультативной работы.
23. Понятие страха. Стратегии работы со страхом.
24. Тревога. Стратегии работы с клиентом, проявляющим тревогу.
25. Вина: понятие, механизм формирования. Стратегии работы с человеком, испытывающим истинную, невротическую, экзистенциальную вину.
26. Понятие стыда. Стратегии работы со стыдом.
27. Внутрипсихический конфликт. Позиции научного понимания и способы работы.
28. Кризисные состояния. Цель и задачи кризисного консультирования.
29. Горе. Модели процесса переживания горя.
30. Телесные проявления в процессе консультативной работы.
31. Агрессия в консультативной работе. Способы взаимодействия с агрессивным клиентом.
32. Обида. Природа переживания. Стратегии работы с человеком, переживающим обиду.
33. Консультирование по вопросам профориентации.
34. Консультирование по проблемам профессионального развития и планирования карьеры.
35. Консультирование в сфере личностного развития и психологического здоровья.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

см. приложения


1. Психологическое консультирование – это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в ………………………………….. .

2. Психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия относятся к методам
а) социально-психологического обучения
б) сбора информации
в) воздействия
г) обработки информации
д) внушения

3. Терапевтическая психология включает:
а) общую психологию
б) психологическое консультирование
в) психотерапию
г) психологический тренинг
д) психологию личности
е) клиническую психологию

4. Основное средство воздействия в консультировании - ……………..

5. Терапевтическая психология - это раздел науки и область …………….

6. Автор термина «терапевтическая психология»
а) Алешина
б) Кочунас
в) Абрамова
г) Гулина
д) Мей

7. Психотерапия в отношении психологического консультирования возникла
а) позднее
б) одновеременно
в) раньше

8. Психологическое консультирование
а) ориентировано на глубинную работу
б) носит образовательных характер
в) поддерживает концепцию болезни
г) допускает рекомендации
д) предполагает самостоятельное решение проблемы клиентом после консультации
е) создает условия для личностных изменений
ж) требует длительной специальной подготовки в области психотерапии

9. Принципы психологического консультирования

а) разграничение личных и профессиональных отношений
б) обязательность совета
в) ориентация на ценности консультанта
г) возможность предложения рекомендаций
д) демонстрация оценочного отношения к клиенту
е) конфиденциальность


10. Среди форм психологического консультирования выделяют …
а) возрастно-психологическое, деловое, педагогическое, семейное
б) индивидуальное и групповое
в) кратковременное и долговременное
г) психотерапию и психокоррекцию

11. Эмпатия – это процесс:
а) сопереживания другому человеку
б) подражания другому человеку
в) сильного эмоционального напряжения
г) воздействия на другого человека

12. Конгруэнтность - это:
а) соответствие вербальных проявлений невербальным.
б) соответствие проявлений психолога проявлениям клиента
в) соответствие внутренних и внешних проявлений
г) отзеркаливание позы клиента

13. Аутентичность –это…
а) полное осознание настоящего момента
б) полная отстраненность от происходящего
в) выбор способа жизни в данный момент
г) ориентация на будущее
д) принятие ответственности за свой выбор

14. Установите соответствие между теоретической ориентацией консультанта и консультативным контактом:
а) Психоаналитическое направление Консультант является активной и директивной стороной; он исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению. Клиент должен активно апробировать новые способы поведения. Вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения
б) Адлерианское направление Консультативный контакт составляет сущность процесса консультирования. Особенно подчеркиваются искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со стороны консультанта и "передача" этих установок клиентам. Усвоенные во время консультативного контакта навыки клиент переносит на другие отношения
в) Терапия поведения Основная задача консультанта — вжиться в экзистенцию клиента и завязать с ним аутентичную связь. Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникальность. Отношение между консультантом и клиентом понимается как контакт "человек — человек", идентичный встрече двух равноценных людей "здесь и теперь". Во время консультативного контакта меняется как консультант, так и клиент
г) Рационально-эмоциональная терапия Консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакций переноса клиента, и установлению более рационального контроля. Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого
д) Ориентированная на клиента терапия Акцентируется разделение ответственности
между консультантом и клиентом,обоюдное доверие и уважение, равноценность позиций, установление общих целей консультирования
е) Экзистенциальная терапия Консультант выполняет роль учителя, а клиент - ученика. Личным отношениям консультанта с клиентом не придается значения. Клиент побуждается к пониманию своих проблем и на основе этого понимания — к изменению своего поведения, основываясь на рациональных предпосылках

15. Психологическое консультирование – …
а) наука о практическом использовании психотехник оказания психологической помощи
б) процесс воздействия консультанта на клиента с целью решения возникшей проблемы
в) специально организованный процесс общения, благодаря которому у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы
г) метод психокоррекции личностных особенностей человека, испытывающего жизненные трудности

16. Исходя из определений психологического консультирования, выделяют его основные «признаки», кроме:
а) психологическое консультирование является одним из видов психологической помощи
б) носит практический процессуальный характер
в) в жизни клиента присутствует психологический дискомфорт, определяемый соматическим и психическим статусом
г) желание клиента решить проблему

17. Психологическое консультирование отличается от других видов психологической помощи:
а) более активной ролью клиента
б) принятием ответственности за результат работы психологом
в) использованием методов психотерапии
г) активной ролью консультанта.

18. Процесс психологического консультирования отличен от психотерапии и обучения, прежде всего, …
а) ориентацией в основном на реконструкцию личности, изменение или устранение ее определенных глубинных особенностей, лежащих в основе большинства жизненных трудностей
б) фиксацией внимания на ситуации и личностных ресурсах, наиболее сильных сторонах личности человека, обратившегося за помощью
в) ориентацией на передачу знаний от консультанта клиенту, а не на отношения между ними.

19. Цель психологического консультирования - …
а) создание в ходе специального общения психологически благоприятных условий для актуализации внутренних (скрытых) ресурсов обратившегося
б) получение совета консультанта в трудной жизненной ситуации
в) обучение клиента психологическим приемам влияния и саморегуляции
г) изменение личностных особенностей клиента, затрудняющих его адаптацию

20. Психологическое консультирование призвано выполнять следующие функции:
а) просветительскую;
б) оказание психологической помощи;
в) коррекционную;
г) содействие эффективному личностному развитию и функционированию, реализации потенциала граждан;
д) фасилитативную;
е) проведение исследований в области консультирования;
ж) коммуникативную.

21. Психолог-консультант:
а) работает с обращающимися к нему людьми;
б) имеет дело главным образом с такими проблема¬ми, как самоубийства или наркомания;
в) помогает организациям находить нужные ответы на проблемы, касающиеся людей;
г) верны все ответы.

22. Обозов Н. выделяет следующие типы клиентов:
а) неуверенный в себе клиент
подвергающий все сомнению и уверенный в
своей правоте

б) знающий клиент взвешивает все «за» и «против»
в) уверенный в себе клиент подтверждает правильность своего решения
у психолога

23. Принцип конфиденциальности предполагает:
а) неразглашение информации ни при каких обстоятельствах
б) сообщение информации о клиенте заинтересованным лицам с учетом этических принципов
в) учет психологических факторов риска
г) ограничение доступа к информации при определенных показаниях

24. Принцип соблюдения личностных границ предполагает:
а) привлечение личного опыта консультанта
б) обеспечение безопасности клиента и консультанта
в) выражение личного отношения
г) оценочные суждения.

25. Основные принципы индивидуального консультирования:
а)равная ответственность клиента и психолога за результат
б) групповаяподдержка
в) индивидуальности
г) межличностной направленности
д) конфиденциальности

26. Эффективной позицией взаимодействующих в консультировании является:
а) на равных
б) сверху вниз
в) снизу вверх
г) ни один ответ не верен

27. Согласно гуманистическим теориям самореали¬зация тесно связана:
а) с самоуважением
б) с переоценкой собственного «Я»
в) с комплексом превосходства
г) со способностью любить

28. Представители гештальт-терапии:
а) Ф. Перлз
б) Э.Берн
в)П. Гудман
г) А. Адлер

29. Представитель феноменологического подхода
а) Э. Гуссерль
б) Р. Мей
в) М.Мерло-Понти
г) М. Шелер

30. Какое утверждение верно характеризует предпочтительность того или иного методического подхода в психологическом консультировании:
а) психологическое консультирование — прерогатива гуманистического подхода
б) наиболее эффективно когнитивно-бихевиоральное психологическое консультирование
в) любое психологическое консультирование строится на базе психодинамической теории
г) выбор методического подхода зависит от теоретической ориентации консультанта и предпочтений клиента.

Тестовые задания
1. Указание на то, что клиент хо¬тел бы, но не может изменить.
а) гипотеза
б) проблема
в) запрос.
2. Технический прием, в основе которого лежит умение слушать собеседника, не вмешиваясь в его речь и выражая при этом интерес, называется ..............................
3. Цели применения приема «отражение чувств»
а) систематизировать мысли клиента
б) помочь клиенту разобраться в своих чувствах
в) структурировать беседу
г) помочь клиенту полнее и глубже испытать свои чувства
4. Для получения конкретной информации, подтверждения или отрицания, консультантом используются ………………………..вопросы
5. Конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации
а) жалоба
б) проблема
в) запрос
6. По мнению Ю.Е. Алешиной, высказывания консультанта в процессе беседы должны быть
а) максимально развернутыми
б) носить рекомендательный характер
в) краткими и точными
г) ярким и разнообразными
7. В процессе консультирования с целью подведения итогов и приведения фрагментов беседы в смысловое единство используется прием ……………….
8. Цели применения приема перефразирования:
а) показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять
б) заменить смысл утверждения клиента
в) проверить правильность понимания мыслей клиента консультантом
г) предъявить мнение консультанта
д) более ясно и конкретно сформулировать мысль клиента
9. В консультировании прием «формулирование альтернатив» применяется с целью
а) предложения готовых решений проблемы
б) стимулирования клиента на поиск подходящего решения проблемы
в) демонстрации правильных решений проблемы
10. Поставить под сомнение то, что клиент считает абсолютно очевидным или само собой разумеющимся позволяет применение приема
а) анализ эмоциональных переживаний
б) интерпретации
в) парадоксальных вопросов
11. Прием, в основе которого лежит преобразование содержания рассказа и переживаний клиента в контексте разъяснительной системы, используемой консультантом
а) обобщение
б) уточнение
в) интерпретация
г) перефразирование
12. Формулируя сообщение клиента другими словами, консультант использует прием ……………………
13. Термин для обозначения клиентов, характеризующихся приходом на консультацию по чужой инициативе, наличием сопротивления консультированию, демонстрацией безразличия и враждебности
а) незаинтересованные
б) немотивированные
в) враждебные
г) безразличные
д) случайные
14. Стратегия работы с клиентом, не заинтересованном в консультировании
а) перенаправить к другому консультанту
б) перенаправить к психотерапевту
в) отказаться от консультирования
г) попытаться настроить на сотрудничество
д) заставить посещать консультации
е) перенаправить к психиатру
15. «Самодиагноз» как этап выделения проблемы клиента в процессе беседы с консультантом был обозначен
а) Алешиной
б) Кочунасом
в) Меновщиковым
г) Абрамовой
д) Столиным
16. «Фаза альтернативных формулировок» как этап выделения проблемы клиента в процессе беседы с консультантом был обозначен
а) Алешиной
б) Кочунасом
в) Меновщиковым
г) Абрамовой
д) Столиным
17. «Фаза альтернативных формулировок» как этап выделения проблемы клиента в процессе беседы с консультантом предполагает
а) формулирование проблемы в отношении третьих лиц
б) переход к более глубоким формулировкам проблемы
в) формулирование проблемы в отношении своего Я
г) поиск общности понимания клиентом и консультантом сути проблемы
д) формулирование проблемы в отношении обстоятельств
18. Чем меньше конкретных деталей в рассказе клиента, тем больше в нем ……………………………………………….
19. Работа с проблемой в психологическом консультировании осуществляется посредством специальных ……………………………………. приемов и методов.
20. Принцип отбора конкретных ситуаций из жизни клиента для их анализа в процессе консультативной беседы
а) типичность
б) уникальность
в) связанность с запросом
г) связанность с эмоциональными переживаниями клиента «здесь и сейчас»
д) доминирование негативных эмоций
е) преобладание неконтролируемых действий
ж) наличие угнетающих мыслей
21. Логические рассуждения, оправдания, мысли, объяснения, оценки – это ……………………………………………. план в рассказе клиента.
22. Эмоции, чувства, переживания – это ………………………………………. план в рассказе клиента.
23. Консультативная беседа- это __________________________общение, в котором осуществляется общая __________________ в личных особенностях и проблемах клиента, устанавливается ___________________стиль отношений (на равных), оказывается необходимая ____________________помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы.

24. Расположите в правильной последовательности этапы психологического консультирования, выделяемые Р. Кочюнасом:
а) идентификация проблемы
б) «двумерное определение проблемы»
в) исследование проблемы
г) оценка и обратная связь
д) деятельность
е) планирование

25. Установите соответствие:

а) недирективная беседа проецирование консультантом своих проблем на
представленный клиентом материал
б) директивная беседа повторение в отношениях с консультантом чувств и
установок, привычных с прошлым со значимыми людьми
в) перенос консультант строит разговор таким образом,
полно чтобы клиент мог сам максимально рассказать о
своих проблемах и благодаряэтому лучше понятьсамого
себя, свои чувства, установки, способы поведения.
г) контрперенос консультант берет инициативу в свои руки и направляет ее
течение в соответствии со своими представлениями о
возможных причинах возникших трудностей

26. Определить тип психологической защиты:
а) некто заявляет, что был бы счастлив прийти на свидание, сулящее ему работу, но забывает туда явить¬ся
б) студент оправдывает свой провал на экзамене недостатком времени для ответа или тем, что в билете были вопросы на «засыпку»

27. Интерпретация как комментарий — это:

а) переход к другому масштабу видения ситуации или в сведении в одну логическую систему разрознен¬ных и часто не связанных в сознании клиента деталей психологической ситуации, поднимающей его на новый уровень понимания проблем
б) обнаружение причинно-следственных связей меж¬ду явлениями
в) трактовка или подача в новом ракурсе сказанно¬го или продемонстрированного клиентом, а также того, что было выявлено с помощью диагностических методик и процедур до начала и в процессе общения;
г) ни один ответ не верен

28. Верно утверждение или нет:
а) признаком успешного процесса психологическо¬го консультирования являются длительность встречи (бе¬седы) и повторные визиты клиента
б) динамика процесса консультирования состоит в том, чтобы расширить сознание клиента так, чтобы сама проблема и скрывающие ее от осознания защитные ме¬ханизмы и ее решение стали осознанной основой для действенных способов самоизменения
в) идентификация психологических проблем — про¬цесс выяснения психологом того, какие психологичес¬кие проблемы имеет человек, какие действительные при¬чины и механизмы лежат в основе его психологических трудностей
г) ресоциализация — временное улучшение состоя¬ния, ослабление симптоматики или уменьшение призна¬ков психологической дисгармонии человека
Сопротивление- это особенности поведения, которые _______________человеку осознавать свою потребность или её реализовывать.

29. Виды сопротивления (по П. Гудману):
а) конфлюенция достижение желаемого путем избегания
прямого контакта или обходным путем
б) интроекция адресация другим того, что человек хотел
получить сам илито, что он хотел сделать
другим
в)проекция невозможность выделить одно из своих переживаний как главное или обособить себя от других людей
г) ретрофлексия присвоение человеком идей, установок, убеждений других людей, без «переваривания» этого материала
д) дефлексия приписывание собственных идей,
мыслей, убеждений фигурам внешнего
мира, другим людям или неживым
объектам
30. Классификация психологических проблем (по локализации источника возникновения проблемы):

а) окружение проблемы, связанные с поиском смысла жизни, самореализации, финансово-бытовыми проблемами, суицидальной активности
б)жизнь человека в целом отражает проблемы физиологического плана, в том числе нормальные
психофизиологические состояния, сексуальные проблемы, болезни,
наркотическую зависимость
в) человек проблемы связанные с семьей, местом
проживания человека, местом учебы, работы, отношениями со знакомыми,
друзьями и т.п

31. Техники, применяемые психологом во время консультаций:
а) перифраз незаметное для клиента повторение его высказывания
б) обобщение краткая, текущая реплика консультанта, предназначенная для уточнения и прояснения смысла
в) зеркализация суждение, состоящее из нескольких утверждений или предложений

32. Какой из ниже приведенных психологов-консультантов, вероятнее всего мог бы утверждать, что «целое больше суммы его частей»:
а) бихевиорист
б) психоаналитик
в) экзистенциалист
г) гештальтпсихолог

33. К. Роджерс выделил три условия успешного психологического консультирования:
а) конгруэнтность
б)безусловно положительное отношение
в) толерантность
г) эмпатия
д) конфронтация

34. Скриботерапия- это _____________________________________________________

35. Кто из перечисленных специалистов применяет на практике сразу несколько направлений:
а) психолог гуманистического направления
б) приверженец эклектического подхода
в) психоаналитик
г) бихевиорист

36. Исповедью в психологическом консультировании называется:
а) процедура успокоения клиента
б) нейтрализация имеющихся у клиента комплексов
г) снятие психологических барьеров
д) подробный, искренний, эмоционально насыщенный рассказ клиента о себе и своей проблеме

37. Выделите 4 вида психологического воздействия:
а) заражение
б) обобщение
в) внушение
г) убеждение
д) подражание

38. Определите позицию психолога во время ведения психологического консультирования:

а) советчик актуализирует внутренние резервы клиента
б) помощник совместно с клиентом рассматривает разные варианты решения проблемы
в) эксперт предоставляет информации и дает прямые рекомендации клиенту

39. Специалист, консультирующий обучающегося психолога:
а) супервизор
б) педагог
в) психотерапевт
г) лаборант

40. Выделите вид косвенного влияния на клиента в процессе консультации:
а) убеждение
б) внушение
в) метафора
г) персуазия

41. К невербальному аспекту техники «активного слушания» относят:
а) «язык» тела (позы, жесты, мимика)
б) психофизиологические реакции (изменения цвета кожного покрова, частота и глубина дыхания, степень потоотделения)
в) голосовые характеристики (тон, тембер, интонации)
г) все варианты верны

42. Кому из перечисленных авторов принадлежит идея о влиянии психологических проблем на возникновение у людей соматических заболеваний:
а) В.Райх
б) В. Франкл
в) З.Фрейд
г) Ф. Перлз

43. Соответствие названия второй стадии консультативного процесса и автора

А

Б Двумерное определение проблем

Исследование и осознание задач

Алешина

Абрамова

В

Г
Расспрос клиента, формулирование и проверка коррекционных гипотез
Сбор информации о клиенте и его проблеме


Меновщиков

Кочунас


44. Соответствие стадий процесса консультирования и их длительности (в минутах)

А
Б
В
Г
Д
Работа с проблемой
Начало беседы
Выработка альтернативных решений
Выявление проблемы
Завершение беседы

5
10
25
15
5

45. Последовательность стадий процесса консультирования

А
Б
В
Г
Д
Работа с проблемой
Начало беседы
Выработка альтернативных решений
Выявление проблемы
Завершение беседы

1
2
3
4
5

46. Соответствие стадий и задач консультативного процесса
А
Б
В
Г
Д
Работа с проблемой
Начало беседы
Выработка альтернативных решений
Выявление проблемы
Завершение беседы

Определение пути решения проблемы
Установление контакта
Подведение психологических итогов работы
Формулировка запроса
Выдвижение и проверка коррекционных гипотез

47. Традиционно консультативная встреча со взрослым человеком длится
а) 30 минут
б) 1 час
в) 2 часа
г) 3 часа

48. Традиционно консультативная встреча с ребенком 7-12 лет длится

а) 30 минут
б) 1 час
в) 2 часа
г) 3 часа

49. Консультативный контакт – это атмосфера ………….. .
50. Параметры консультативного контакта по George и Cristiani
а) диалогичность
б) динамичность
в) эмоциональность
г) ассиметричность
д) когнитивность
е) статичность

51. Терапевтический климат и навыки консультанта составляющие - ………….. консультативного контакта

52. Составляющие терапевтического климата
а) эмоциональная
б) когнитивная
в) поведенческая
г) физическая
д) пространственная

53. Искренность, эмпатия, безусловное позитивное отношение – составляющие ………. компоненты терапевтического климата.

54. Время беседы – составляющая …………компоненты терапевтического климата.



Тестовые задания

1. Страх - эмоция, возникающая в ситуациях _____________ биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой _____________.

2. Виды страха:
а) навязчивые страхи боязнь окружающих людей, боязнь отвечать у доски, заикание.
б) бредовые страхи гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д.
в) страхи, связанные с некоторыми идеями
(как говорят, с «идеями фикс») страхи, причину появления которых найти просто невозможно. (боязнь ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки)
г) детские сверхценные страхи страх темноты, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

3. Определите методы работы с тревогой:
а) метод доведения до абсурда
б) метод усиления симптомов тревоги
в) метод парадоксальной интенции В. Франкла
г) метод разделения эмоций и ожиданий
д) все ответы верны

4. Формы проявления депрессии:
а) безрадостное угнетенное состояние, тоска, печаль и т.д.
б) пониженная активность, бездеятельность
в) агрессивность в поведении
г) неспособность сосредоточенно размышлять

5. Пятиступенчатая модель работы с горем, утратой (Ф. Перлз), установите порядок этапов:
а) оплакивание
б) приветствие сегодняшнему дню
в) прощальная церемония
г) факты
д) незаконченные дела

6. Критерием окончания консультационной работы является:
а) решение проблемы клиента
б) способность клиента самостоятельно решать проблему
в) отсутствие острых эмоциональных реакций на проблему
г) убежденность консультанта в завершенности работы.








6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] СПб.[и др.]: Питер, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Основы консультативной психологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы.
При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации по рекомендованной в РПД основной и дополнительной литературе. Практические занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических знаний в практической деятельности.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы по данной дисциплине, овладевать необходимой информацией, готовиться к выполнению тестов, практических заданий и экзамену.

Самостоятельная работа по дисциплине осуществляется в целях закрепления, систематизации знаний, предусматривает работу с конспектами лекций, над учебным материалом, его систематизацию и анализ (составление таблиц, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др.)

Целью СРС является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю будущей специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности, развитие самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней.
Задачи СРС:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретической подготовки;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений;
- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на практических занятиях, при
написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Методологическую основу СРС составляет деятельностный подход, при котором цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т.е. на реальные ситуации, в которых студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.

Планируемые результаты грамотно организованной СРС предполагают: усвоение знаний, формирование профессиональных умений, навыков и компетенций будущего специалиста; закрепление знания теоретического материала практическим путем;
воспитание потребности в самообразовании; максимальное развитие познавательных и творческих способностей личности;
побуждение к научно-исследовательской работе; повышение качества и интенсификации образовательного процесса;
формирование интереса к избранной профессии и овладению ее особенностями; осуществление дифференцированного подхода в обучении:
применение полученных знаний и практических навыков для анализа ситуации и выработки правильного решения, для формирования собственной позиции, теории, модели.

Виды и формы самостоятельной работы

Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме.
Это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал).
Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.
Роль студента: изучить информацию по теме; выбрать оптимальную форму таблицы; информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы; пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
логичность структуры таблицы;
правильный отбор информации;
наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
соответствие оформления требованиям;
работа сдана в срок.

Составление и решение ситуационных задач (кейсов)
Это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем. Решение ситуационных задач – чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы, ее решения. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.
Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности. Продумывая систему проблемных вопросов, студент должен опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять вопросы уже 26 содержащиеся в прежних заданиях по теме.
Проблемные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу и предполагают третий (применение) и четвертый (творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы ее решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ.
В динамике обучения сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессиональной деятельностью на начальном этапе. Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно.
Роль студента:
изучить учебную информацию по теме;
провести системно – структурированный анализ содержания темы;
выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем;
дать обстоятельную характеристику условий задачи;
критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности);
выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она на стандартная);
оформить и сдать на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания задачи теме;
содержание задачи носит проблемный характер;
решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого подходов;
продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности;
задача представлена на контроль в срок.

Формирование информационного блока
Это такой вид самостоятельной работы, который требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, и оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих теоретические вопросы изучаемой проблемы (определение, структура, виды), а также практические ее аспекты (методики изучения, значение для усвоения последующих тем, профессиональная значимость). Умение формировать информацию по теме в блоки развивает у студентов широкое видение вопросов, научное мышление, приучает к основательности в изучении проблем. Качественно изготовленные информационные блоки могут служить дидактическим материалом для изучения темы в процессе самоподготовки как самим студентом, так и его сокурсниками.
Информационный блок может включать таблицы, схемы, рисунки, методики исследования, выводы. Задание по составлению информационных блоков как вида внеаудиторной самостоятельной работы, планирующейся обычно после изучения темы в рамках семестра, когда она хорошо осмыслена.
Оформляется письменно, ее объем не более двух страниц, контроль выполнения может быть произведен на практическом занятии путем оценки эффективности его использования для выполнения заданий.
Роль студента:
изучить материал источника, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
подобрать и записать основные определения и понятия;
дать краткую характеристику объекту изучения;
использовать элементы наглядности, выделить главную информацию в схемах, таблицах, рисунках;
сделать выводы, обозначить важность объекта изучения в образовательном или профессиональном плане.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
соответствие оформления требованиям;
аккуратность и грамотность изложения;
работа представлена в срок.

Создание материалов-презентаций
Это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материаловпрезентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Одной из форм задания может быть реферат-презентация. Данная форма выполнения самостоятельной работы отличается от написания реферата и доклада тем, что студент результаты своего исследования представляет в виде презентации. Серией слайдов он передаёт содержание темы своего исследования, её главную проблему и социальную значимость. Слайды позволяют значительно структурировать содержание материала и, одновременно, заостряют внимание на логике его изложения. Происходит постановка проблемы, определяются цели и задачи, формулируются вероятные подходы её разрешения. Слайды презентации должны содержать логические схемы реферируемого материала.
Студент при выполнении работы может использовать картографический материал, диаграммы, графики, звуковое сопровождение, фотографии, рисунки и другое. Каждый слайд должен быть аннотирован, то есть он должен сопровождаться краткими пояснениями того, что он иллюстрирует. Во время презентации студент имеет возможность делать комментарии, устно дополнять материал слайдов. После проведения демонстрации слайдов реферата студент должен дать личную оценку социальной значимости изученной проблемной ситуации и ответить на заданные вопросы.
Роль студента:
изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
представить характеристику элементов в краткой форме;
выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
работа представлена в срок.