МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бюджетное проектирование в ГМУ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.04.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильГосударственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_04_ГМУ-23-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Стрижкина ВН.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Бюджетное проектирование в ГМУ

разработана в соответствии с ФГОС:
38.04.04. «Государственное и муниципальное управление», утвержденный Министерством образования и науки РФ «26» ноября 2014 г. № 1518

составлена на основании учебного плана:
38.04.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 28.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Мищенко В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 28.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Мищенко В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. сформировать понимание того, что бюджетное планирование, система мониторинга бюджетных показателей является необходимым условием для формирования как методологических, так и непосредственно применяемых процедур в бюджетном процессе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности
ПК-4 владением способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- общую текущую ситуацию на основе полученных научно-практических документов в области проектирования бюджета в ГМУ с позиции его финансового обеспечения;
- методы, этапы и нормативно-правовые акты планирования бюджетов, основные и дополнительные прилагаемые к бюджету документы, участников бюджетного процесса в области бюджетного проектирования
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать происходящий в стране бюджетный процесс, особо выделяя его первую стадию - бюджетное проектирование в управлении государством и муниципалитетами;
- выделять основные факторы, влияющие на формирование прогноза основных налогово-бюджетных показателей консолдидированного бюджета РФ, оценить альтернативные варианты проектирования бюджета, выбрать оптимистичный вариант, дать ему оценку и принять стратегическое решение.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть базовыми концепциями принятия решений в области бюджетного проектирования на всех уровнях бюджетной системы РФ;
- аналитическими материалами для ихз практического применения и для распознания проблемных зон управления бюджетами разного уровня бюджетной системы и давать предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления в облаасти бюджетного проектирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Государственное и муниципальное управление бюджетным процессом
1.1. Цель и задачи финансово-бюджетной политики. Современная налоговая и бюджетная политика Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.2. Цель и задачи финансово-бюджетной политики. Современная налоговая и бюджетная политика Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л2.1
1.3. Сущность бюджетного процесса на федеральном, региональном и местном уровнях. Бюджетное проектирование - первая стадия бюджетного процесса в рамках проектирования бюджетов Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. 2. Порядок организации подготовительной части составления проектов бюджетов
2.1. Состав и полномочия участников бюджетного процесса в рамках проектирования бюджетов Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.2. Состав и полномочия участников бюджетного процесса в рамках проектирования бюджетов Практические 2 1 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
2.3. Внедрение среднесрочного бюджетного планирования на федеральном уровне и на уровне регионов. Обязательные составные элементы данного вида проектирования Практические 2 1 ОПК-1, ПК-4 Л2.1
2.4. Внедрение среднесрочного бюджетного планирования на федеральном уровне и на уровне регионов. Обязательные составные элементы данного вида проектирования Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. 3. Составление проекта федерального бюджета
3.1. Государственные органы власти, осуществляющие составление проекта бюджета. Порядок, сроки предоставления и согласования необходимых документов для составления проекта бюджета РФ Практические 2 1 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
3.2. Государственные органы власти, осуществляющие составление проекта бюджета. Порядок, сроки предоставления и согласования необходимых документов для составления проекта бюджета РФ Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л2.1
3.3. Прогнозирование социально-экономического развития территорий России. Долгосрочный бюджетный прогноз Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.4. Программное проектирование бюджета РФ Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.5. Программное проектирование бюджета РФ Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
3.6. Проектирование размеров основных доходов бюджета. Планирование расходов федерального бюджета Практические 2 1 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
3.7. Проектирование размеров основных доходов бюджета. Планирование расходов федерального бюджета Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-4 Л2.1
3.8. Резервные фронды Президента и Правительства РФ Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
Раздел 4. 4. Проектирование региональных и местных бюджетов
4.1. Полномочия участников бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях (МО) в части планирования доходов, расходов и межбюджетных трансфертов. Установление порядка осуществления и осуществление бюджетного процесса на соответствующем уровне в соответствии с принципом самостоятельности бюджетной системы РФ Практические 2 1 ОПК-1, ПК-4 Л2.1
4.2. Полномочия участников бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях (МО) в части планирования доходов, расходов и межбюджетных трансфертов. Установление порядка осуществления и осуществление бюджетного процесса на соответствующем уровне в соответствии с принципом самостоятельности бюджетной системы РФ Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
4.3. Документы, матералы, предоставляемые одновременно с проектом закона (решения) о бюджете Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
4.4. Основные этапы составления проекта регионального бюджета. Состав закона о региональном бюджете Практические 2 1 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
4.5. Основные этапы составления проекта регионального бюджета. Состав закона о региональном бюджете Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
4.6. Программнеое проектирование региональных бюджетов. Резервный фонд высшего органа исполнительной власти региона Практические 2 1 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
4.7. Программнеое проектирование региональных бюджетов. Резервный фонд высшего органа исполнительной власти региона Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
4.8. Публичные слушания по проекту закона о региональном бюджете Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
4.9. Процедуры составления проекта бюджета муниципального образования. Муниципальные органы, осуществляющие проектирование местных бюджетов Практические 2 1 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
4.10. Процедуры составления проекта бюджета муниципального образования. Муниципальные органы, осуществляющие проектирование местных бюджетов Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л2.1
4.11. Муниципальные программы проектов бюджетов. Резервные фонды исполнительно-распорядительных органов местных администраций Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
4.12. Бюджетное проектирование Зачет 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мст. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов Бюджет и бюджетная система: учебник М.: Юрайт, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. А. Крохина Бюджетное право России: учебник М.: Юрайт, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения


Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

При изучении материалов следует обратить внимание на внутридисциплинарные модули:
- общее понятие бюджетного процесса (БП), проектирования бюджета - первой стадии БП;
- полномочия участников бюджетного процесса;
- планирование бюджетов всех уровней бюджетной систиемы РФ на основе "скользящей трехлетки";
- государственные и муниципальные органы власти, осуществляющие бюджетное проектирование;
- основы организационной и нормативно-правовой работы по планированию бюджетов бюджетной системы РФ;
- особенности программного проектирования бюджетов каждого уровня бюджетной системы;
- планирование доходов и расходов бюджетов;
- основные этапы среднесрочного бюджетного планирования;
- публичные слушания по проектам Законов о бюджете в регионах и муниципалитетах;
- рассмотрение изучаемых модулей на конкретных примерах (краевой бюджет, бюджеты городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений Алтайского края).



Методические указания смотри http://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=1355