МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическое консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 122
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 122 122 122 122
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.психол.н., профессор, Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психологическое консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: формирование представлений о психологическом консультировании и психологической терапии как области науки и сфере практической деятельности психолога, направленной на оказание помощи человеку в решении различного рода психологических проблем.
Задачи :
1. ознакомление с системой научных знаний в области психотерапии, психокоррекции, психологического консультировании как направлений оказания психологической помощи человеку;
2. развитие представлений студентов о базовых принципах, структуре, содержании, организации процесса консультирования и психотерапии;
3. обучение техническим приемам организации и проведения консультативной беседы;
4. приобретение умений ведения консультативной беседы;
5. создание условий для получения студентами опыта работы с личной проблемой в роли клиента.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.25

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-11 способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие психологического консультирования, его цели, задачи, принципы, функции, основные ориентиры работы в индивидуальном и групповом контексте, этапы процесса консультирования, технические приемы работы с проблемой, дидактические приёмы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека; информацию о психологических принципах и приемах толерантного отношения к членам коллектива в контексте их социальных, этнических, конфессиональных и культурных различиях; принципы, приемы и методы самоорганизации и самообразования из области теории и практики психологического консультирования;
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать дидактические приёмы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека; применять знания из области теории и практики психологического консультирования к выполнению профессиональной деятельности в коллективе, толерантному отношению к членам коллектива в контексте их социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; применять знания о возможностях и путях самообразования и самоорганизации личности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом использования дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека; приемами ми методами самообразования и самоорганизации личности; опытом саморазвития толерантного отношения к членам учебного коллектива в контексте их социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция как область науки и направление практической деятельности психолога
1.1. Психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция как предмет научного осмысления и направления практической работы психолога Лекции 4 1 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие психологического консультирования, психотерапии и психокоррекции.Направления психотерапии и психологического консультирования Практические 4 2 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.3. Специфика раскрытия понятий: личность, психологическая проблема, цель помощи с позиций бихевиорально-когнитивного, экзистенциально-гуманистического, психоаналитического и др. направлений. Сам. работа 4 20 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Психологическая характеристика участников консультирования и психотерапии
2.1. Основные составляющие пространства психотерапевтической и консультативной встречи Лекции 4 2 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.2. «Консультант», «клиент», «контакт» как базовые элементы пространства встречи.Терапевтический климат встречи. Практические 4 2 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.3. Специфика раскрытия понятий: личность, психологическая проблема, цель помощи с позиций бихевиорально-когнитивного, экзистенциально-гуманистического, психоаналитического и др. направлений. Сам. работа 4 20 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Процесс организации и проведения консультативной беседы и психотерапевтической встречи
3.1. Процесс консультативной беседы и психотерапевтической встречи. Лекции 4 0 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.2. Научные редставления о процессе консультирования и психотерапии с точки зрения различных психотерапевтических школ. Сам. работа 4 10 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.3. Знакомство с клиентом и начало беседы.Сбор информации о проблеме клиента. Практические 4 2 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.4. Работа с проблемой.Поиск способов решения проблемы и завершение беседы. Практические 4 1 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.5. Понятие «сопротивление», «перенос», «контрперенос» в психотерапевтической работе Сам. работа 4 16 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.6. Характер формирования личности в системе «среда-организм-среда». Принцип целостности. «Контактная граница». Фигура потребности и её цикл. Искажение внешнего взаимодействия со средой и нарушение «контактной границы» как невротическое изменение личности. Работа с незавершенными ситуациями. Сам. работа 4 20 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.7. Работа с психологической проблемой через анализ незавершенных ситуаций Практические 4 1 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.8. Феноменологический взгляд на процесс терапии Практические 4 1 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.9. Понятие феноменологии и принципов ее применения в психотерапевтическом пространстве.Осознавание как цель феноменологического исследования Сам. работа 4 18 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Специальные проблемы психологического консультирования и психотерапии
4.1. Вина, обида, тревога страх, стыд как результат значимых детских впечатлений. Лекции 4 1 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.2. Страх: понятие, виды, природа, индикаторы. Выявление социальных страхов при взаимодействии с социумом. Техника работы с проективными и конфлюэнтными страхами. Работа со страхом, как обучение клиента поддерживать самого себя и опираться на собственную силу. Практические 4 1 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.3. Тревога в структуре невротической личности.Тревога с точки зрения различных психотерапевтических подходов. Основные отличия тревоги и страха.Уровни физиологического и психологического проявления тревоги. Механизм возникновения тревоги. Стратегии работы с клиентом, проявляющим тревогу. Практические 4 1 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.4. Понятие внутрипсихического конфликта. Модель внутрипсихического конфликта: источник, типология. Полярность как универсальный невротический механизм внутрипсихического конфликта. Стратегии работы с внутрипсихическими конфликтами. Сам. работа 4 18 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.5. Вина и стыд. Лекции 4 1 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.6. Вина: понятие, механизм формирования. Виды вины. Невротическая вина.Стратегии работы с человеком, испытывающим истинную, невротическую, экзистенциальную вину. Практические 4 0 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.7. Психотерапевтическая работа с метафорами, образами, сновидениями Практические 4 1 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.8. Стыд как аффект принадлежности и зависимости.Опыт стыда. Стратегии и издержки его преодоления. Работа со стыдом в психотерапевтической практике. Практические 4 0 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.9. Телесный процесс в психотерапии.Принципы понимания симптома. Лекции 4 1 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.10. Зачет 4 4 ОК-6, ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие психологического консультирования.
2. Виды, направления оказания консультативной помощи.
3. Место психологического консультирования среди других методов оказания психологической помощи.
4. Индивидуальное психологическое консультирование.
5. Психологическое консультирование семьи.
6. Возрастно-психологическое консультирование.
7. Консультирование организаций.
8. Этические принципы в консультативной работе.
9. Пространственная и временная организация консультативной беседы.
10. Понятие контакта.
11. Эмоциональная составляющая терапевтического климата встрtxb/

Творческие задания и методические указания для выполнения заданий

Уважаемые студенты!
Для успешного освоения учебной дисциплины, связанной с оказанием психологической помощи человеку средствами психологического консультирования и психотерапии необходимо внимательно читать литературу, рекомендуемую для подготовки к семинарским занятиям, активно участвовать в экспериментах, игровых и практических упражнениях, уделять время самоанализу, проработке личных проблем и сложностей, выделять дополнительное время отработке умений, необходимых в консультировании (посредством организации микрогрупп).

Задание 1: Прочитайте ниже предложенный материал, и ответьте на вопрос: Что такое психологическое консультирование ?

Большинство психологов, окончивших факультет психологии, в дальнейшем занимаются одним из видов консультативной работы. Психолог может консультировать политиков, бизнесменов, руководителей, военных, разведчиков, спортсменов и тренеров, педагогов, и родителей, семейные пары, детей и подростков, а также всякого обращающегося к ним человека, желающего решить свою психологическую проблему.
«Консультирование» уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы.
Наиболее широкой сферой применения психологического консультирования является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем.
Консультант-психолог готов прийти на помощь человеку, столкнувшемуся с проблемами, которые не может решить с помощью своих личных ресурсов.
Какие это проблемы :
• (алкогольная, наркотическая, табакокурение)
• Излишняя тревога
• Сильный страх
• Неконтролируемая агрессия
• Переживание вины
• Зависимость Психосоматические расстройства
• Пребывание в депрессии
• Суицидными намерения
• Переживание утраты
• Сексуальные проблемы
• Недостаток уверенности в себе и самоуважения
• Трудности общения
• Трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения)
• Неустроенность личной жизни
• Неурядицы в семье
• Плохая успеваемость в школе
• Мучительные колебания в принятии решений
• Трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений
На современном этапе развития психологии существуют различные взгляды на понимание психологического консультирования.
Варианты определений
Слово "консультация" происходит от латинского "consulto" - совещаться, заботиться.
«Консультация» - это совещание специ¬алистов по какому-нибудь делу, и совет, даваемый специ¬алистом (словарь Ожегов, Шведова, 1995).
Консультироваться = советоваться со спе¬циалистом по какому-нибудь вопросу.
Совет = мнение, высказанное кому-нибудь, по поводу того, как ему поступить, что сделать и т.п.
"Психологическое консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений" (лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США)
"Психологическое консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", цель которого помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера"(Н. Burks и В. Steffire).
"Психологическое консультирование – это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа (Ю.Е. Алешина).

«Психологическое консультирование – специально организованный процесс общения, посредством которого у обратившегося за помощью человека актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации (В.Ю. Меновщиков)

Определения психологического консультирования сходны между собой, и включают несколько основных положений:
1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.
3. Консультирование способствует развитию личности.
4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
5. Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии.

Задание 2: Ознакомьтесь с текстом, и ответьте на вопросы:
1. Основания возникновения психологического консультирования?
2. Критерии различия психологической психотерапии и психологического консультировании?
Психологическое консультирование возникло в 1950 г.
Оно считается относительно новой областью психологической науки и практики.
ПК выделилось из психотерапии в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь.

Психотерапия и психологическое консультирование

Психотерапия возникла в конце 19 – начале 20 века.

"Психотерапия" рассматривается как происходящий от греческого psyche (душа) и therapeia (уход, лечение).

"Психотерапия" – комплексное лечебное, вербальное и невербаль¬ное, воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях (словарь "Психология").

Разли¬чают: клинически ориентированную психотерапию и личностно-ориентированную ПТ.
Клинически ориентированная психотерапия, на¬правлена преимущественно на смягчение или лик¬видацию имеющейся симптоматики (осуществляют врачи-психиатры и врачи-психотерапевты, обязательно медицинское образование, психотерапия осуществляется с применением медикаментозных средств).
Почему так?
Дело в том, что само медицинское образование диктует определенный подход к человеку и его психическому миру. Этот медицинский подход (или установка врача) выражается прежде всего в том, что в человеке, пришедшем к врачу за помощью, последний видит прежде всего пациента и больного. Пациент по определению является пассивным объектом врачебного исследования и лечения.
Задача врача — поставить диагноз и прописать курс лечения, которому пациент обязан неукоснительно следовать.
Диагноз предполагает, что у данного человека есть болезнь, причины заболевания находятся в организме (физиологии, биохимии и т.д.).
Лечебные воздействия также должны быть обращены на организм больного. Пациент остается пассивным объектом лечения, чья основная задача состоит в выполнении рекомендаций врача.

Пример.
Врачи описывают одну из причин фобий как биохимические сдвиги в мозгу, поэтому лечить их надо только лекарствами.
Психологи - как нерешенную психологическую проблему.

Личностно-ориентированная ПТ ставит задачу содействия пациенту в изменении его отношения к социальному ок¬ружению и собственной личности (осуществляют психологи-психотерапевты, медицинское образование не обязательно, необходимо психологическое образование, не применяется медикаментозное лечение).
Психолог не ставит диагноз, симптомы для него только повод для анализа глубинных психологических причин, приведших к их возникновению.
Для него индивид, пришедший за помощью, не больной, а скорее запутавшийся в своих проблемах человек. Он не пациент, а скорее клиент, который равноправен с психологом в решении своих проблем. Более того, его активное участие в их решении совершенно необходимо, поскольку он является субъектом своей жизни и только он может прийти к нужному ему решению и изменить свою жизнь и себя самого в нужную ему сторону.
Позиция врача, заданная его профессиональным подходом, делает пациента в его собственных глазах невинной жертвой коварной болезни.
Человек снимает с себя ответственность за то, что с ним происходит, и за ход лечения.
Психолог, наоборот, подчеркивает ответственность индивида за происхождение его трудностей и страданий, и только такая позиция дает возможность добиться решения проблемы.
Подход психолога в отличие от подхода врача изначально субъективен не в смысле абсолютной произвольности, а в смысле понимания субъективного мира клиента и активного участия субъекта в собственном исцелении.
Психолог в отличие от врача использует исключительно диалогические методы, он воздействует на психику, а не на мозг. Традиционно психотерапия и определяется как лечение методом беседы.
К. Юнг определил психотерапию как лечение души и лечение душой. Однако указания на диалог как основной метод еще недостаточно, а представление о психотерапии как о лечении сразу же относит ее в разряд медицинских дисциплин. Поэтому правильнее всего будет определить психотерапию как решение психологических проблем человека при опоре на его собственные силы и возможности в ходе специально организованного общения
Далее мы будем искать различия ПК именно с личностно-ориентированной психотерапией.
Напомню, что психотерапия к настоящему моменту включат множество направлений работы (свыше 450). Однако, их можно уложить в 3 ведущих : психодинамическая ПТ, когнитивно-бихевиоральная психотерапия, гуманистическая ПТ.
Так, психотерапия является историческим основанием для ПК, поэтому, консультант в своей работе опирается на знания психотерапевтических направлений. Невозможно знать все о психотерапии, но без базовых знаний в этой области консультирование будет поневоле скатываться к чисто житейским разговорам и решениям. Тем, кто недостаточно знаком с психотерапией, необходимо обратиться к соответствующей литературе.
Критерии отличия психотерапии и психологического консультирования
Концепция : здоровье или болезнь.
ПК там, где психолог работает со здоровым началом в человеке, со здоровой частью его души.
Психотерапия – там, где психолог работает с больной частью души.

Направленность в работе с человеком
ПТ ориентирована на глубинную работу.
Работает с бессознательными и иррациональными сторонами психической жизни индивида, глубинными личностными проблемами, лежащими в основе большинства жизненных трудностей человека (глубинные внутриличностные конфликты, страхи, навязчивости, и другие серьезные эмоциональные проблемы)
ПК ориентировано на более поверхностный уровень работы
Консультирование предполагает в основном рациональную работу
с сознательным и заинтересованным клиентом. Носит образовательный характер, предполагает самостоятельное решение проблемы клиентом после консультации
Материал для работы
ПТ:
• Фокусирование на бессознательном. Важны ситуации отдаленного прошлого (опыт детства)
• Фантазии, воспоминания, образы, сновидения;
• Отношения психотерапии и пациента (перенос и контрперенос)
ПК :
• Фокусирование на сознательном
• Рассказ о ситуации достаточно близкого прошлого.
• Актуальные ситуации взаимодействия с людьми
• Планирование будущего

Объект воздействия
ПТ – Пациент (концепция болезни – нуждается в лечении)
ПК – Клиент (отказ от концепции болезни. Нуждается в консультации специалиста)
Преобладающий контингент
ПТ - Люди рефлексивные, способные на длительные отношения (мотивация, деньги). Имеет дело с психической патологией.
ПК - Ориентированное больше на «норму»
Самые разные люди, но с отсутствием риска клинических нарушений
Цели
ПТ более ориентирована на задачи коррекции - личностные и межличностные изменения.
ПК в большей степени предполагает советы и решения,
исходящие от психолога, просвещение, информирование, обучение и разъяснение.
Адаптация к жизни за счет активации личностных ресурсов (выход из трудной жизненной ситуации).
Клиент получает профессиональный анализ проблемы, необходимые сведения и рекомендации практических действий, которые необходимы для ее решения.

Акцент на проблеме или задачи?
Проблема и задача - два разных способа видения одной и той же жизненной трудности:
«Не знаю, куда идти…» - это проблема.
«Надо разобраться, в какую сторону нам двигаться!» - это задача.
Если специалист в первую очередь ищет мешающую клиенту его нутреннюю проблему, устраняет препятствие к развитию или нормальной жизни – это скорее психотерапия.
Вместе с клиентом определяет его позитивную цель, помогает сформировать план и найти возможности его реализовать – это скорее ПК

Словарь.
ПТ - употребляются слова и понятия: «душевная боль», "прикоснуться к ране", «ощущение несостоятельности», «расстроился», «обида», «проблема», "нужна помощь", "осторожность, бережность", «избавиться», "принятие".

ПК : используются формулировки "поставить цель", «решить задачу», «найти лучший способ», "проконтролировать результат", «развить», "преодолеть", "поставить навык", "выработать умение", «желание, интерес».

Широта специализации.
Психотерапия более специализирована.
Во-первых, психотерапевт обычно работает в рамках той или иной терапевтической школы. Либо он психоаналитик, либо гештальттерапевт, либо приверженец гуманистической психотерапии.
Во-вторых, он обычно специализируется в определенной области психологических проблем. Например, он может работать исключительно с алкогольной зависимостью или лечит фобии и т.д.
Психолог-консультант чаще работает как «сельский доктор, который может столкнуться с самыми разными проблемами и должен суметь правильно сориентироваться в непредвиденных случаях. Поэтому психолог-консультант должен быть сведущ во многих областях психологии.

Длительность
Психотерапия более длительна.
Она делится на долгосрочную (от 1 00 до 400 сеансов) и краткосрочную (от 1 0 до 30 встреч).
Консультирование обычно занимает одну-две встречи или до десяти встреч.

Подготовка специалистов
ПТ :
• Специальная подготовка в области определенного психотерапевтического направления
• Личная психотерапия
• Работа под супервидением
• Медицинские знания
ПК
• Психологический диплом
• Специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования, которая может и не быть особенно длительной.
Часто эффективность психотерапевта определяется количеством личных проблем, которые он решил и тем самым преобразовал свою личность.
Поэтому обучение терапевта —это прежде всего развитие его
личности, проработка его недостатков, а не просто приобретение
навыков и знаний.
Психотерапевтическая проработка самого психотерапевта совершенно необходима еще и потому, что она предохраняет его от сгорания личности в процессе терапии. Ему необходимо время от времени посещать других терапевтов и вести регулярную работу над собой.
Терапевт остается человеком и имеет свои, порой скрытые проблемы, но в ходе терапии эти проблемы входят в резонанс с переживаниями клиента и сказываются на последнем иногда весьма сильно.
Поэтому, как шутят некоторые терапевты: Психотерапия —это исцеление психотерапевта, а исцеление клиента —это побочный результат. В

Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос:
Каковы общие требования к профессиональной роли психолога – консультанта и психолога-психотерапевта?
Психолог-консультант и психолог-психотерапевт должны решать 4 типа задач : Этические, Технологические, Межличностные, Внутриличностные.
Этические
Знать и соблюдать этический кодекс.
Технологические
1. Консультант должен обладать определенными знаниями, общетеоретическим пониманием психотерапии и консультирования.
2. Владеть техниками и стратегиями консультативной и психотерапевтической работы
Межличностные задачи
1. Умение устанавливать эмоциональный контакт с клиентом («рабочий анализ»; теплая атмосфера + апелляция к зрелой части личности клиента («мы с Вами вдвоем против трудности» - отграничение симптома от личности)
2. Умение добиваться того, чтобы клиент принимал на себя свою роль в психотерапевтическом процессе и не терять свою роль.
Внутриличностные
1. Способность аутентично чувствовать себя с клиентом.
2. Умение конструктивно использовать свои эмоциональные проекции на клиента: понимать, что в личности клиента заставляет нас переживать так или иначе чувства.
3. Доверие к себе как консультанту (умение отделить свой уровень компетентности от того, что говорят клиенты)
Задание 4: Прочитайте предложенный материал и ответьте на вопрос:
Каковы сходства и различия психологического консультирования и психокоррекции?
Отдельной темой обсуждения является различие терминов “психокоррекция” и “психотерапия”.
Психокоррекция, как явству¬ет из данного термина, направлена на коррекцию (или исправление) тех или иных расстройств, нормализацию психической деятельности.
Психокоррекция - это совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека.
По мнению А.С. Спиваковской, психокоррекция предназначена как для здоровых людей, но имеющих проблемы, так и людей, находящихся в пограничном состоянии, т.е. людей с дезадаптивнным поведением и формирующимся невротическим реагированием.

Проблема состоит в том, что в России в начале 30-х годов 20 в. было
прервано нормальное развитие психотерапии как научно-практического направления психологии (психотерапия была разрешена в СССР только в 1975 г. приказом по Минздраву [7], естественно, она была разрешена только для медиков).
Поэтому до настоящего времени для большинства населения нашей страны слово психотерапевт прочно ассоциировалось с образом врача в белом халате, с диагнозом болезни, исследованием организма, лечением и т.д.
На самом деле это слово должно было бы вызывать другой ряд ассоциаций: интеллигент, добрый и веселый собеседник, мудрец и знаток человеческих душ, полный любви к людям, которому можно рассказать о самом сокровенном, с кем можно вести доверительные беседы о самом глубинном и важном, от кого можно получить помощь в понимании самого себя, с кем вместе можно найти наилучшее решение психологической проблемы и т. д.
Представляется, что возникшее в отечественной психологии разделение этих понятий связано скорее не с особенностями работы, а с укоренившимся и узаконенным положением о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование. Это ограничение, с нашей точки зрения, является искусственным, поскольку психотерапия подразумевает немедикаментозное, то есть пси¬хо¬ло¬гическое воздействие. К тому же термин “психотерапия” (psycho¬terapy) является международным и в большинстве стран мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами. Однако традиция использования термина “психокоррекция” по отношению к психологической работе в нашей стране уже сложилась, и нам придется использовать его наряду с термином “психотерапия”, который является общепринятым в мировом сообществе.
Задание 5: Познакомьтесь с текстом и ответьте на вопрос:
Какие виды психологической помощи адекватны в случае различных состояний психики?
Условные понятия такие как хорошая норма (нормальный здоровый человек), погра¬ничная норма (начальное отклонение в психике), болезнь (патологические психические явления), можно соотнести с видами психологической помощи :


СОСТОЯНИЕ ПСИХИКИ
ВИД ПОМОЩИ

Болезнь
Психиатрия. Медицинская психотерапия

Пограничная норма
Психологическая психотерапия. Коррекция

Хорошая норма
Консультирование. Обучение. Развитие


Таким образом, выбор консультирования как формы психологической помощи зависит от меры ответственно¬сти, которую может вынести сам клиент. Это в свою оче¬редь предполагает адекватную ориентацию клиента по отношению к проблемной и консультативной ситуациям, соответствующее эмоциональное состояние и уровень интеллектуального развития, позволяющий выбрать вари¬анты решения проблемной ситуации, то есть, как прави¬ло, нахождение клиента в условных границах "нормы психического здоровья".

Задание 6: прочитайте текст и ответьте на вопрос:
Место психологического консультирования в системе психологического знания:

Сейчас обозначен раздел психологической науки, который называется «Терапевтическая психология». (М. Гулина).
Терапевтическая психология как раздел науки направлена на изучение структуры и закономерностей процесса оказания психологической помощи человеку силами консультирования и психотерапии.
Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процес¬са оказания психологической помощи (консультирования).
Психологическое консультирование, а также психотерапия и психокорреция также представляют область психологической практики.
Здесь их можно категоризировать как методы психологического воздействия (наряду с тренингом) :

Задание 7: Прочитайте материал, приведенный ниже и ответьте на вопрос:
Формы и виды психологического консультирования?

Формы психологического консультирования (Фролова)

Выделяют индивидуальную и групповую формы психологического консультирования. Семейное консультирование является частной формой группового психологического консультирования.

Виды психологического консультирования
Виды выделяют, опираясь на различные критерии.
* По количеству встреч выделяют однократное и многократное
* По характеру мотивации выделяют консультирование по личному обращению (по желанию самого обратившегося) и консультирование в результате вызова или направления.

* По критерию использования психодиагностического инструментария – консультирование без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием.
* По критерию совмещения с другими методами психологической помощи выделяют изолированное и комбинированное психологическое консультирование (например, совмещенное с социально-психологическим тренингом в промежутках между консультациями).
* По характеру используемых средств общения в процессе консультирования можно выделить очное и телефонное консультирование.
* По характеру решаемых задач различают возрастно-психологическое консультирование, психолого-педагогическое консультирование, межличностное психологическое консультирование, семейное консультирование, профессиональное консультирование, деловое психологическое консультирование, кризисное консультирование, психологическое консультирование по проблемам самочувствия и состояния здоровья.

Задание 8: Прочитайте статью 1 (из Приложения). Ответьте на вопрос: какая личная проблема (проблемы) человека могли бы стать предметом обсуждения в индивидуальной консультации?
Задание 9: Прочитайте статью 5 (из Приложения). Ответьте на вопросы:
Какая личная проблема (проблемы) человека могли бы стать предметом обсуждения в индивидуальной консультации?
Поразмышляйте, как бы Вы, будучи психологом-консультантом, обозначили бы эту проблему человеку в индивидуальной беседе?
Задание 10: Прочитайте статью 6 (из Приложения). Ответьте на вопросы:
Какая личная проблема (проблемы) человека могли бы стать предметом обсуждения в индивидуальной консультации?
Составьте примерный план беседы с человеком по результатам проведенного исследования с целью обозначения его проблемных зон.
Задание 11: Прочитайте статью 8 (из Приложения). Ответьте на вопросы:
Какая личная проблема (проблемы) человека могли бы стать предметом обсуждения в индивидуальной консультации?
Поразмышляйте, как бы Вы, будучи психологом-консультантом, обозначили бы эту проблему человеку в индивидуальной беседе?
Задание 12: Прочитайте статью 3 (из Приложения). Ответьте на вопросы:
Какая личная проблема (проблемы) человека могли бы стать предметом обсуждения в индивидуальной беседе?
Опишите стратегии работы с проблемой в контексте психологического консультирования и психологической психотерапию.
Задание 13:
1. Ознакомьтесь с практическими заданиями (из «Упражнения»).
2. Выберите любое из упражнений, направленных на работу по оптимизации будущего.
3. Проанализируйте сильные и слабые стороны выбранного упражнения для: 1. Индивидуальной работы. 2. Групповой работы.
4. Приготовьте выбранное упражнение для проведения в учебной группе на семинаре.
Задание 14. Ведите дневник самоанализа.
Самоанализ содержит два плана: внутренний и внешний.
Внутренний план включает осознание личностных изменений и профессионального совершенствования в процессе данного спецкурса. Внешний содержит ваши наблюдения за собственными изменениями в межличностных отношениях.
Заведите отдельную тетрадь. Отмечайте дату занятия, его форму (семинар или лекция), записывайте отрефлексированные перемены.



12. Понятие «технический прием». Примеры техник и цели их использования в работе.
13. Научные представления о процессе консультирования. Этапы беседы.
14. Цель, основное содержание этапа знакомства с клиентом и начала беседы.
15. Суть этапа сбора информации о проблеме клиента. Основные технические приемы.
16. Работа с проблемой в рамках консультирования.
17. Характеристика этапа принятия решения в контексте заявленной клиентом проблемы.
18. Содержание работы психолога на этапе завершения беседы.
19. Причины и правила перенаправления клиента к другому специалисту.
20. Работа с психологической проблемой через призму анализа незавершенных ситуаций. Механизмы прерывания контакта.
21. Сопротивление клиента в процессе работы с проблемой.
22. Феноменология клиента в процессе консультативной работы.
23. Понятие страха. Стратегии работы со страхом.
24. Тревога. Стратегии работы с клиентом, проявляющим тревогу.
25. Вина: понятие, механизм формирования. Стратегии работы с человеком, испытывающим истинную, невротическую, экзистенциальную вину.
26. Понятие стыда. Стратегии работы со стыдом.
27. Внутрипсихический конфликт. Позиции научного понимания и способы работы.
28. Кризисные состояния. Цель и задачи кризисного консультирования.
29. Горе. Модели процесса переживания горя.
30. Телесные проявления в процессе консультативной работы.
31. Агрессия в консультативной работе. Способы взаимодействия с агрессивным клиентом.
32. Обида. Природа переживания. Стратегии работы с человеком, переживающим обиду.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Тестовые задания


1. Психологическое консультирование – это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в ………………………………….. .

2. Психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия относятся к методам
а) социально-психологического обучения
б) сбора информации
в) воздействия
г) обработки информации
д) внушения

3. Терапевтическая психология включает:
а) общую психологию
б) психологическое консультирование
в) психотерапию
г) психологический тренинг
д) психологию личности
е) клиническую психологию

4. Основное средство воздействия в консультировании - ……………..

5. Терапевтическая психология - это раздел науки и область …………….

6. Автор термина «терапевтическая психология»
а) Алешина
б) Кочунас
в) Абрамова
г) Гулина
д) Мей

7. Психотерапия в отношении психологического консультирования возникла
а) позднее
б) одновеременно
в) раньше

8. Психологическое консультирование
а) ориентировано на глубинную работу
б) носит образовательных характер
в) поддерживает концепцию болезни
г) допускает рекомендации
д) предполагает самостоятельное решение проблемы клиентом после консультации
е) создает условия для личностных изменений
ж) требует длительной специальной подготовки в области психотерапии

9. Принципы психологического консультирования

а) разграничение личных и профессиональных отношений
б) обязательность совета
в) ориентация на ценности консультанта
г) возможность предложения рекомендаций
д) демонстрация оценочного отношения к клиенту
е) конфиденциальность


10. Среди форм психологического консультирования выделяют …
а) возрастно-психологическое, деловое, педагогическое, семейное
б) индивидуальное и групповое
в) кратковременное и долговременное
г) психотерапию и психокоррекцию

11. Эмпатия – это процесс:
а) сопереживания другому человеку
б) подражания другому человеку
в) сильного эмоционального напряжения
г) воздействия на другого человека

12. Конгруэнтность - это:
а) соответствие вербальных проявлений невербальным.
б) соответствие проявлений психолога проявлениям клиента
в) соответствие внутренних и внешних проявлений
г) отзеркаливание позы клиента

13. Аутентичность –это…
а) полное осознание настоящего момента
б) полная отстраненность от происходящего
в) выбор способа жизни в данный момент
г) ориентация на будущее
д) принятие ответственности за свой выбор

14. Установите соответствие между теоретической ориентацией консультанта и консультативным контактом:
а) Психоаналитическое направление Консультант является активной и директивной стороной; он исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению. Клиент должен активно апробировать новые способы поведения. Вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения
б) Адлерианское направление Консультативный контакт составляет сущность процесса консультирования. Особенно подчеркиваются искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со стороны консультанта и "передача" этих установок клиентам. Усвоенные во время консультативного контакта навыки клиент переносит на другие отношения
в) Терапия поведения Основная задача консультанта — вжиться в экзистенцию клиента и завязать с ним аутентичную связь. Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникальность. Отношение между консультантом и клиентом понимается как контакт "человек — человек", идентичный встрече двух равноценных людей "здесь и теперь". Во время консультативного контакта меняется как консультант, так и клиент
г) Рационально-эмоциональная терапия Консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакций переноса клиента, и установлению более рационального контроля. Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого
д) Ориентированная на клиента терапия Акцентируется разделение ответственности
между консультантом и клиентом,обоюдное доверие и уважение, равноценность позиций, установление общих целей консультирования
е) Экзистенциальная терапия Консультант выполняет роль учителя, а клиент - ученика. Личным отношениям консультанта с клиентом не придается значения. Клиент побуждается к пониманию своих проблем и на основе этого понимания — к изменению своего поведения, основываясь на рациональных предпосылках

15. Психологическое консультирование – …
а) наука о практическом использовании психотехник оказания психологической помощи
б) процесс воздействия консультанта на клиента с целью решения возникшей проблемы
в) специально организованный процесс общения, благодаря которому у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы
г) метод психокоррекции личностных особенностей человека, испытывающего жизненные трудности

16. Исходя из определений психологического консультирования, выделяют его основные «признаки», кроме:
а) психологическое консультирование является одним из видов психологической помощи
б) носит практический процессуальный характер
в) в жизни клиента присутствует психологический дискомфорт, определяемый соматическим и психическим статусом
г) желание клиента решить проблему

17. Психологическое консультирование отличается от других видов психологической помощи:
а) более активной ролью клиента
б) принятием ответственности за результат работы психологом
в) использованием методов психотерапии
г) активной ролью консультанта.

18. Процесс психологического консультирования отличен от психотерапии и обучения, прежде всего, …
а) ориентацией в основном на реконструкцию личности, изменение или устранение ее определенных глубинных особенностей, лежащих в основе большинства жизненных трудностей
б) фиксацией внимания на ситуации и личностных ресурсах, наиболее сильных сторонах личности человека, обратившегося за помощью
в) ориентацией на передачу знаний от консультанта клиенту, а не на отношения между ними.

19. Цель психологического консультирования - …
а) создание в ходе специального общения психологически благоприятных условий для актуализации внутренних (скрытых) ресурсов обратившегося
б) получение совета консультанта в трудной жизненной ситуации
в) обучение клиента психологическим приемам влияния и саморегуляции
г) изменение личностных особенностей клиента, затрудняющих его адаптацию

20. Психологическое консультирование призвано выполнять следующие функции:
а) просветительскую;
б) оказание психологической помощи;
в) коррекционную;
г) содействие эффективному личностному развитию и функционированию, реализации потенциала граждан;
д) фасилитативную;
е) проведение исследований в области консультирования;
ж) коммуникативную.

21. Психолог-консультант:
а) работает с обращающимися к нему людьми;
б) имеет дело главным образом с такими проблема¬ми, как самоубийства или наркомания;
в) помогает организациям находить нужные ответы на проблемы, касающиеся людей;
г) верны все ответы.

22. Обозов Н. выделяет следующие типы клиентов:
а) неуверенный в себе клиент
подвергающий все сомнению и уверенный в
своей правоте

б) знающий клиент взвешивает все «за» и «против»
в) уверенный в себе клиент подтверждает правильность своего решения
у психолога

23. Принцип конфиденциальности предполагает:
а) неразглашение информации ни при каких обстоятельствах
б) сообщение информации о клиенте заинтересованным лицам с учетом этических принципов
в) учет психологических факторов риска
г) ограничение доступа к информации при определенных показаниях

24. Принцип соблюдения личностных границ предполагает:
а) привлечение личного опыта консультанта
б) обеспечение безопасности клиента и консультанта
в) выражение личного отношения
г) оценочные суждения.

25. Основные принципы индивидуального консультирования:
а)равная ответственность клиента и психолога за результат
б) групповаяподдержка
в) индивидуальности
г) межличностной направленности
д) конфиденциальности

26. Эффективной позицией взаимодействующих в консультировании является:
а) на равных
б) сверху вниз
в) снизу вверх
г) ни один ответ не верен

27. Согласно гуманистическим теориям самореали¬зация тесно связана:
а) с самоуважением
б) с переоценкой собственного «Я»
в) с комплексом превосходства
г) со способностью любить

28. Представители гештальт-терапии:
а) Ф. Перлз
б) Э.Берн
в)П. Гудман
г) А. Адлер

29. Представитель феноменологического подхода
а) Э. Гуссерль
б) Р. Мей
в) М.Мерло-Понти
г) М. Шелер

30. Какое утверждение верно характеризует предпочтительность того или иного методического подхода в психологическом консультировании:
а) психологическое консультирование — прерогатива гуманистического подхода
б) наиболее эффективно когнитивно-бихевиоральное психологическое консультирование
в) любое психологическое консультирование строится на базе психодинамической теории
г) выбор методического подхода зависит от теоретической ориентации консультанта и предпочтений клиента.

Тестовые задания 2

1. Указание на то, что клиент хо¬тел бы, но не может изменить.
а) гипотеза
б) проблема
в) запрос.
2. Технический прием, в основе которого лежит умение слушать собеседника, не вмешиваясь в его речь и выражая при этом интерес, называется ..............................
3. Цели применения приема «отражение чувств»
а) систематизировать мысли клиента
б) помочь клиенту разобраться в своих чувствах
в) структурировать беседу
г) помочь клиенту полнее и глубже испытать свои чувства
4. Для получения конкретной информации, подтверждения или отрицания, консультантом используются ………………………..вопросы
5. Конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации
а) жалоба
б) проблема
в) запрос
6. По мнению Ю.Е. Алешиной, высказывания консультанта в процессе беседы должны быть
а) максимально развернутыми
б) носить рекомендательный характер
в) краткими и точными
г) ярким и разнообразными
7. В процессе консультирования с целью подведения итогов и приведения фрагментов беседы в смысловое единство используется прием ……………….
8. Цели применения приема перефразирования:
а) показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять
б) заменить смысл утверждения клиента
в) проверить правильность понимания мыслей клиента консультантом
г) предъявить мнение консультанта
д) более ясно и конкретно сформулировать мысль клиента
9. В консультировании прием «формулирование альтернатив» применяется с целью
а) предложения готовых решений проблемы
б) стимулирования клиента на поиск подходящего решения проблемы
в) демонстрации правильных решений проблемы
10. Поставить под сомнение то, что клиент считает абсолютно очевидным или само собой разумеющимся позволяет применение приема
а) анализ эмоциональных переживаний
б) интерпретации
в) парадоксальных вопросов
11. Прием, в основе которого лежит преобразование содержания рассказа и переживаний клиента в контексте разъяснительной системы, используемой консультантом
а) обобщение
б) уточнение
в) интерпретация
г) перефразирование
12. Формулируя сообщение клиента другими словами, консультант использует прием ……………………
13. Термин для обозначения клиентов, характеризующихся приходом на консультацию по чужой инициативе, наличием сопротивления консультированию, демонстрацией безразличия и враждебности
а) незаинтересованные
б) немотивированные
в) враждебные
г) безразличные
д) случайные
14. Стратегия работы с клиентом, не заинтересованном в консультировании
а) перенаправить к другому консультанту
б) перенаправить к психотерапевту
в) отказаться от консультирования
г) попытаться настроить на сотрудничество
д) заставить посещать консультации
е) перенаправить к психиатру
15. «Самодиагноз» как этап выделения проблемы клиента в процессе беседы с консультантом был обозначен
а) Алешиной
б) Кочунасом
в) Меновщиковым
г) Абрамовой
д) Столиным
16. «Фаза альтернативных формулировок» как этап выделения проблемы клиента в процессе беседы с консультантом был обозначен
а) Алешиной
б) Кочунасом
в) Меновщиковым
г) Абрамовой
д) Столиным
17. «Фаза альтернативных формулировок» как этап выделения проблемы клиента в процессе беседы с консультантом предполагает
а) формулирование проблемы в отношении третьих лиц
б) переход к более глубоким формулировкам проблемы
в) формулирование проблемы в отношении своего Я
г) поиск общности понимания клиентом и консультантом сути проблемы
д) формулирование проблемы в отношении обстоятельств
18. Чем меньше конкретных деталей в рассказе клиента, тем больше в нем ……………………………………………….
19. Работа с проблемой в психологическом консультировании осуществляется посредством специальных ……………………………………. приемов и методов.
20. Принцип отбора конкретных ситуаций из жизни клиента для их анализа в процессе консультативной беседы
а) типичность
б) уникальность
в) связанность с запросом
г) связанность с эмоциональными переживаниями клиента «здесь и сейчас»
д) доминирование негативных эмоций
е) преобладание неконтролируемых действий
ж) наличие угнетающих мыслей
21. Логические рассуждения, оправдания, мысли, объяснения, оценки – это ……………………………………………. план в рассказе клиента.
22. Эмоции, чувства, переживания – это ………………………………………. план в рассказе клиента.
23. Консультативная беседа- это __________________________общение, в котором осуществляется общая __________________ в личных особенностях и проблемах клиента, устанавливается ___________________стиль отношений (на равных), оказывается необходимая ____________________помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы.

24. Расположите в правильной последовательности этапы психологического консультирования, выделяемые Р. Кочюнасом:
а) идентификация проблемы
б) «двумерное определение проблемы»
в) исследование проблемы
г) оценка и обратная связь
д) деятельность
е) планирование

25. Установите соответствие:

а) недирективная беседа проецирование консультантом своих проблем на
представленный клиентом материал
б) директивная беседа повторение в отношениях с консультантом чувств и
установок, привычных с прошлым со значимыми людьми
в) перенос консультант строит разговор таким образом,
полно чтобы клиент мог сам максимально рассказать о
своих проблемах и благодаряэтому лучше понятьсамого
себя, свои чувства, установки, способы поведения.
г) контрперенос консультант берет инициативу в свои руки и направляет ее
течение в соответствии со своими представлениями о
возможных причинах возникших трудностей

26. Определить тип психологической защиты:
а) некто заявляет, что был бы счастлив прийти на свидание, сулящее ему работу, но забывает туда явить¬ся
б) студент оправдывает свой провал на экзамене недостатком времени для ответа или тем, что в билете были вопросы на «засыпку»

27. Интерпретация как комментарий — это:

а) переход к другому масштабу видения ситуации или в сведении в одну логическую систему разрознен¬ных и часто не связанных в сознании клиента деталей психологической ситуации, поднимающей его на новый уровень понимания проблем
б) обнаружение причинно-следственных связей меж¬ду явлениями
в) трактовка или подача в новом ракурсе сказанно¬го или продемонстрированного клиентом, а также того, что было выявлено с помощью диагностических методик и процедур до начала и в процессе общения;
г) ни один ответ не верен

28. Верно утверждение или нет:
а) признаком успешного процесса психологическо¬го консультирования являются длительность встречи (бе¬седы) и повторные визиты клиента
б) динамика процесса консультирования состоит в том, чтобы расширить сознание клиента так, чтобы сама проблема и скрывающие ее от осознания защитные ме¬ханизмы и ее решение стали осознанной основой для действенных способов самоизменения
в) идентификация психологических проблем — про¬цесс выяснения психологом того, какие психологичес¬кие проблемы имеет человек, какие действительные при¬чины и механизмы лежат в основе его психологических трудностей
г) ресоциализация — временное улучшение состоя¬ния, ослабление симптоматики или уменьшение призна¬ков психологической дисгармонии человека
Сопротивление- это особенности поведения, которые _______________человеку осознавать свою потребность или её реализовывать.

29. Виды сопротивления (по П. Гудману):
а) конфлюенция достижение желаемого путем избегания
прямого контакта или обходным путем
б) интроекция адресация другим того, что человек хотел
получить сам илито, что он хотел сделать
другим
в)проекция невозможность выделить одно из своих переживаний как главное или обособить себя от других людей
г) ретрофлексия присвоение человеком идей, установок, убеждений других людей, без «переваривания» этого материала
д) дефлексия приписывание собственных идей,
мыслей, убеждений фигурам внешнего
мира, другим людям или неживым
объектам
30. Классификация психологических проблем (по локализации источника возникновения проблемы):

а) окружение проблемы, связанные с поиском смысла жизни, самореализации, финансово-бытовыми проблемами, суицидальной активности
б)жизнь человека в целом отражает проблемы физиологического плана, в том числе нормальные
психофизиологические состояния, сексуальные проблемы, болезни,
наркотическую зависимость
в) человек проблемы связанные с семьей, местом
проживания человека, местом учебы, работы, отношениями со знакомыми,
друзьями и т.п

31. Техники, применяемые психологом во время консультаций:
а) перифраз незаметное для клиента повторение его высказывания
б) обобщение краткая, текущая реплика консультанта, предназначенная для уточнения и прояснения смысла
в) зеркализация суждение, состоящее из нескольких утверждений или предложений

32. Какой из ниже приведенных психологов-консультантов, вероятнее всего мог бы утверждать, что «целое больше суммы его частей»:
а) бихевиорист
б) психоаналитик
в) экзистенциалист
г) гештальтпсихолог

33. К. Роджерс выделил три условия успешного психологического консультирования:
а) конгруэнтность
б)безусловно положительное отношение
в) толерантность
г) эмпатия
д) конфронтация

34. Скриботерапия- это _____________________________________________________

35. Кто из перечисленных специалистов применяет на практике сразу несколько направлений:
а) психолог гуманистического направления
б) приверженец эклектического подхода
в) психоаналитик
г) бихевиорист

36. Исповедью в психологическом консультировании называется:
а) процедура успокоения клиента
б) нейтрализация имеющихся у клиента комплексов
г) снятие психологических барьеров
д) подробный, искренний, эмоционально насыщенный рассказ клиента о себе и своей проблеме

37. Выделите 4 вида психологического воздействия:
а) заражение
б) обобщение
в) внушение
г) убеждение
д) подражание

38. Определите позицию психолога во время ведения психологического консультирования:

а) советчик актуализирует внутренние резервы клиента
б) помощник совместно с клиентом рассматривает разные варианты решения проблемы
в) эксперт предоставляет информации и дает прямые рекомендации клиенту

39. Специалист, консультирующий обучающегося психолога:
а) супервизор
б) педагог
в) психотерапевт
г) лаборант

40. Выделите вид косвенного влияния на клиента в процессе консультации:
а) убеждение
б) внушение
в) метафора
г) персуазия

41. К невербальному аспекту техники «активного слушания» относят:
а) «язык» тела (позы, жесты, мимика)
б) психофизиологические реакции (изменения цвета кожного покрова, частота и глубина дыхания, степень потоотделения)
в) голосовые характеристики (тон, тембер, интонации)
г) все варианты верны

42. Кому из перечисленных авторов принадлежит идея о влиянии психологических проблем на возникновение у людей соматических заболеваний:
а) В.Райх
б) В. Франкл
в) З.Фрейд
г) Ф. Перлз

43. Соответствие названия второй стадии консультативного процесса и автора

А

Б Двумерное определение проблем

Исследование и осознание задач

Алешина

Абрамова

В

Г
Расспрос клиента, формулирование и проверка коррекционных гипотез
Сбор информации о клиенте и его проблеме


Меновщиков

Кочунас


44. Соответствие стадий процесса консультирования и их длительности (в минутах)

А
Б
В
Г
Д
Работа с проблемой
Начало беседы
Выработка альтернативных решений
Выявление проблемы
Завершение беседы

5
10
25
15
5

45. Последовательность стадий процесса консультирования

А
Б
В
Г
Д
Работа с проблемой
Начало беседы
Выработка альтернативных решений
Выявление проблемы
Завершение беседы

1
2
3
4
5

46. Соответствие стадий и задач консультативного процесса
А
Б
В
Г
Д
Работа с проблемой
Начало беседы
Выработка альтернативных решений
Выявление проблемы
Завершение беседы

Определение пути решения проблемы
Установление контакта
Подведение психологических итогов работы
Формулировка запроса
Выдвижение и проверка коррекционных гипотез

47. Традиционно консультативная встреча со взрослым человеком длится
а) 30 минут
б) 1 час
в) 2 часа
г) 3 часа

48. Традиционно консультативная встреча с ребенком 7-12 лет длится

а) 30 минут
б) 1 час
в) 2 часа
г) 3 часа

49. Консультативный контакт – это атмосфера ………….. .
50. Параметры консультативного контакта по George и Cristiani
а) диалогичность
б) динамичность
в) эмоциональность
г) ассиметричность
д) когнитивность
е) статичность

51. Терапевтический климат и навыки консультанта составляющие - ………….. консультативного контакта

52. Составляющие терапевтического климата
а) эмоциональная
б) когнитивная
в) поведенческая
г) физическая
д) пространственная

53. Искренность, эмпатия, безусловное позитивное отношение – составляющие ………. компоненты терапевтического климата.

54. Время беседы – составляющая …………компоненты терапевтического климата.


Тестовые задания

1. Страх - эмоция, возникающая в ситуациях _____________ биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой _____________.

2. Виды страха:
а) навязчивые страхи боязнь окружающих людей, боязнь отвечать у доски, заикание.
б) бредовые страхи гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д.
в) страхи, связанные с некоторыми идеями
(как говорят, с «идеями фикс») страхи, причину появления которых найти просто невозможно. (боязнь ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки)
г) детские сверхценные страхи страх темноты, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

3. Определите методы работы с тревогой:
а) метод доведения до абсурда
б) метод усиления симптомов тревоги
в) метод парадоксальной интенции В. Франкла
г) метод разделения эмоций и ожиданий
д) все ответы верны

4. Формы проявления депрессии:
а) безрадостное угнетенное состояние, тоска, печаль и т.д.
б) пониженная активность, бездеятельность
в) агрессивность в поведении
г) неспособность сосредоточенно размышлять

5. Пятиступенчатая модель работы с горем, утратой (Ф. Перлз), установите порядок этапов:
а) оплакивание
б) приветствие сегодняшнему дню
в) прощальная церемония
г) факты
д) незаконченные дела

6. Критерием окончания консультационной работы является:
а) решение проблемы клиента
б) способность клиента самостоятельно решать проблему
в) отсутствие острых эмоциональных реакций на проблему
г) убежденность консультанта в завершенности работы.










6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] СПб.[и др.]: Питер, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Основы консультативной психологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студенту

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных занятий, ведение конспектов лекций, применение информации, полученной на лекциях при подготовке домашних заданий, творческих заданий, прохождения тестов по предмету, сдачи экзамена.
2. Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждение домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
4. При подготовке доклада студенту рекомендуется:
1. Составить план выступления;
2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
5. Время доклада 10 минут;
6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
7. Приветствуется использование электронной презентации;
8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.