МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическое консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.психол.н, профессор, Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психологическое консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: формирование представлений о психологическом консультировании, психологической коррекции и психологической терапии как области науки и сфере практической деятельности психолога, направленной на оказание помощи человеку в решении различного рода психологических проблем.
Задачи :
1. ознакомление с системой научных знаний в области психотерапии, психокоррекции, психологического консультировании как направлений оказания психологической помощи человеку;
2. развитие представлений студентов о видах, базовых принципах, структуре, содержании, организации процесса консультирования и психотерапии;
3. обучение приемам оказания психологической помощи по проблемам межличностных отношений, личностного и профессионального развития;
4. обучение принципам и приемам психокоррекционного воздействия в случае проблем, связанных с девиантным поведением.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПК-34 способностью консультировать в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования личностного роста
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие психологического консультирования, этику, цели, задачи, принципы, техники, основные ориентиры работы в индивидуальном и групповом контексте, этапы процесса консультирования, особенности психологического консультирования в типичных коррекционных случаях, частности, в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста;
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить консультативную беседу, направленную на оказание помощи клиенту в решении психологических проблем в области развития и функционирования познавательной, мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи; применять знания психологического консультирования к области интерперсональных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста в конкретном консультативном случае;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками организации и проведения психологического консультирования по вопросам развития и функционирования познавательной, мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществления психологического и педагогического вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи; приемами и методами психологического консультирования в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция как область науки и направление практической деятельности психолога
1.1. Психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция как предмет научного осмысления и направления практической работы психолога Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие психологического консультирования, психотерапии и психокоррекции.Направления психотерапии и психологического консультирования Практические 4 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
1.3. Специфика раскрытия понятий: личность, психологическая проблема, цель помощи с позиций бихевиорально-когнитивного, экзистенциально-гуманистического, психоаналитического и др. направлений. Сам. работа 4 8 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
1.4. Семейное, индивидуальное, возрастно-психологическое, психолого-педагогическое, бизнес консультирование. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Психологическая характеристика участников консультирования и психотерапии
2.1. «Консультант», «клиент», «контакт» как базовые элементы пространства встречи.Терапевтический климат встречи. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
2.2. Специфика раскрытия понятий: личность, психологическая проблема, цель помощи с позиций бихевиорально-когнитивного, экзистенциально-гуманистического, психоаналитического и др. направлений. Сам. работа 4 8 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Процесс организации и проведения консультативной беседы и психотерапевтической встречи
3.1. Процесс консультативной беседы и психотерапевтической встречи. Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
3.2. Научные редставления о процессе консультирования и психотерапии с точки зрения различных психотерапевтических школ. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
3.3. Знакомство с клиентом и начало беседы.Сбор информации о проблеме клиента. Лекции 4 0 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
3.4. Знакомство с клиентом и начало беседы. Практические 4 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
3.5. Сбор информации о проблеме клиента. Практические 4 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
3.6. Работа с проблемой.Поиск способов решения проблемы и завершение беседы. Лекции 4 0 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
3.7. Работа с проблемой. Практические 4 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
3.8. Поиск способов решения проблемы и завершение беседы. Практические 4 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
3.9. Понятие «сопротивление», «перенос», «контрперенос» в психотерапевтической работе Сам. работа 4 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
3.10. Принцип целостности.«Контактная граница». Фигура потребности и её цикл. Сам. работа 4 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
3.11. Незавершенные ситуации. Приемы психотерапевтической работы с незавершенными ситуациями. Сам. работа 4 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
3.12. Искажение внешнего взаимодействия со средой и нарушение «контактной границы» как невротическое изменение личности. Сам. работа 4 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
3.13. Понятие феноменологии и принципов ее применения в психотерапевтическом пространстве.Осознавание как цель феноменологического исследования Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Специальные проблемы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии
4.1. Вина, обида, тревога страх, стыд как результат значимых детских впечатлений. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
4.2. Страх: понятие, виды, природа, индикаторы. Выявление социальных страхов при взаимодействии с социумом. Техника работы с проективными и конфлюэнтными страхами. Работа со страхом, как обучение клиента поддерживать самого себя и опираться на собственную силу. Лекции 4 0,5 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
4.3. Тревога в структуре невротической личности.Тревога с точки зрения различных психотерапевтических подходов. Основные отличия тревоги и страха.Уровни физиологического и психологического проявления тревоги. Механизм возникновения тревоги. Лекции 4 0,5 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
4.4. Стратегии работы с клиентом, проявляющим тревогу. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
4.5. Понятие внутрипсихического конфликта. Модель внутрипсихического конфликта: источник, типология. Полярность как универсальный невротический механизм внутрипсихического конфликта. Лекции 4 0 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
4.6. Стратегии работы с внутрипсихическими конфликтами. Сам. работа 4 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
4.7. Вина: понятие, механизм формирования. Виды вины. Невротическая вина.Стратегии работы с человеком, испытывающим истинную, невротическую, экзистенциальную вину. Сам. работа 4 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
4.8. Работа со стыдом в психотерапевтической практике. Сам. работа 4 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
4.9. Психотерапевтическая работа с метафорами, образами, сновидениями Сам. работа 4 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
4.10. Телесный процесс в психотерапии.Принципы понимания симптома.Работа с симптомом. Сам. работа 4 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
4.11. Психологическое консультирвание по вопросам личностного развития и интерперсональных отношений. Сам. работа 4 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
4.12. Психологическое консультирование по вопросам профессионального развития и карьерного продвижения. Сам. работа 4 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
4.13. Приемы и методики психологического консультирования в области профессинального развития и планирования карьеры. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
4.14. Проведение и анализ психологической консультации Сам. работа 4 5 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Психологическая коррекция девиантного поведения
5.1. Особенности организации и проведения психокоррекционной работы с клиентами с девиантным поведением. Лекции 4 0,5 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
5.2. Особенности психокоррекции девиантного поведения подростков Практические 4 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
5.3. Психокоррекция психологических зависимостей и созависимостей. Лекции 4 0,5 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
5.4. Психологическая помощь по проблемам химических и нехимических аддикций.Психокоррекционная работа с созависимыми. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
5.5. Психокоррекция суицидального поведения. Лекции 4 0,5 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
5.6. Психологическая помощь человеку с суицидальными намерениями.Особенности психокоррекционной работы в случае сексуальных девиаций. Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
5.7. Психологическая помошь при сексуальных девиациях. Лекции 4 0,5 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
5.8. Анализ психотерапевтической сессии клиента с девиантным поведением Сам. работа 4 14 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1
5.9. Зачет 4 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену

1. Понятие «психотерапии», «психокоррекции», «психологического консультирования».
2. Психотерапия и психологическое консультирование: проблемы соотношения направлений практической работы.
3. Этические принципы терапевтической и консультативной работы.
4. Пространственная и временная организация консультативной беседы и психотерапевтической встречи.
5. Понятие «контакта» с точки зрения представителей различных психотерапевтических ориентаций.
6. Эмоциональная составляющая терапевтического климата встречи.
7. Понятие «технический прием». Примеры техник и цели их использования в работе.
8. Научные представления о процессе консультирования. Этапы беседы.
9. Цель, основное содержание этапа знакомства с клиентом и начала беседы.
10. Суть этапа сбора информации о проблеме клиента. Основные технические приемы.
11. Работа с проблемой в рамках консультирования и психотерапии.
12. Характеристика этапа принятия решения в контексте заявленной клиентом проблемы.
13. Содержание работы психолога на этапе завершения беседы.
14. Причины и правила перенаправления клиента к другому специалисту.
15. Работа с психологической проблемой через призму анализа незавершенных ситуаций.
16. Механизмы прерывания контакта.
17. Сопротивление клиента в процессе работы с проблемой. Интервенции, направленные на сопротивление.
18. Феноменология в процессе психотерапевтической работы.
19. Понятие страха. Стратегии психотерапевтичекой работы со страхом.
20. Тревога с точки зрения различных психотерапевтических подходов. Стратегии работы с клиентом, проявляющим тревогу.
21. Вина: понятие, механизм формирования. Стратегии работы с человеком, испытывающим истинную, невротическую, экзистенциальную вину.
22. Понятие стыда. Работа со стыдом в психотерапевтической практике.
23. Внутрипсихический конфликт. Стратегии психотерапевтической работы.
24. Перенос и контрперенос в психотерапевтических отношениях.
25. Специфика психотерапевтической работы с метафорами и образами.
26. Психотерапевтическая работа со сном в индивидуальном и групповом контексте.
27. Кризисные состояния. Цель и задачи кризисной психотерапии.
28. Горе как универсальное переживание. Четырехфазная структура переживания горя по Н.Долгополову.
29. Телесный процесс в психотерапии.
30. Принципы понимания симптома. Механизмы соматизации. Способы работы с симптомом.
31. Гнев: понятие, природа возникновения. Стратегии психотерапевтического воздействия.
32. Слезы в процессе психотерапевтической работы.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Тестовые задания


1. Психологическое консультирование – это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в ………………………………….. .

2. Психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия относятся к методам
а) социально-психологического обучения
б) сбора информации
в) воздействия
г) обработки информации
д) внушения

3. Терапевтическая психология включает:
а) общую психологию
б) психологическое консультирование
в) психотерапию
г) психологический тренинг
д) психологию личности
е) клиническую психологию

4. Основное средство воздействия в консультировании - ……………..

5. Терапевтическая психология - это раздел науки и область …………….

6. Автор термина «терапевтическая психология»
а) Алешина
б) Кочунас
в) Абрамова
г) Гулина
д) Мей

7. Психотерапия в отношении психологического консультирования возникла
а) позднее
б) одновеременно
в) раньше

8. Психологическое консультирование
а) ориентировано на глубинную работу
б) носит образовательных характер
в) поддерживает концепцию болезни
г) допускает рекомендации
д) предполагает самостоятельное решение проблемы клиентом после консультации
е) создает условия для личностных изменений
ж) требует длительной специальной подготовки в области психотерапии

9. Принципы психологического консультирования

а) разграничение личных и профессиональных отношений
б) обязательность совета
в) ориентация на ценности консультанта
г) возможность предложения рекомендаций
д) демонстрация оценочного отношения к клиенту
е) конфиденциальность


10. Среди форм психологического консультирования выделяют …
а) возрастно-психологическое, деловое, педагогическое, семейное
б) индивидуальное и групповое
в) кратковременное и долговременное
г) психотерапию и психокоррекцию

11. Эмпатия – это процесс:
а) сопереживания другому человеку
б) подражания другому человеку
в) сильного эмоционального напряжения
г) воздействия на другого человека

12. Конгруэнтность - это:
а) соответствие вербальных проявлений невербальным.
б) соответствие проявлений психолога проявлениям клиента
в) соответствие внутренних и внешних проявлений
г) отзеркаливание позы клиента

13. Аутентичность –это…
а) полное осознание настоящего момента
б) полная отстраненность от происходящего
в) выбор способа жизни в данный момент
г) ориентация на будущее
д) принятие ответственности за свой выбор

14. Установите соответствие между теоретической ориентацией консультанта и консультативным контактом:
а) Психоаналитическое направление Консультант является активной и директивной стороной; он исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению. Клиент должен активно апробировать новые способы поведения. Вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения
б) Адлерианское направление Консультативный контакт составляет сущность процесса консультирования. Особенно подчеркиваются искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со стороны консультанта и "передача" этих установок клиентам. Усвоенные во время консультативного контакта навыки клиент переносит на другие отношения
в) Терапия поведения Основная задача консультанта — вжиться в экзистенцию клиента и завязать с ним аутентичную связь. Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникальность. Отношение между консультантом и клиентом понимается как контакт "человек — человек", идентичный встрече двух равноценных людей "здесь и теперь". Во время консультативного контакта меняется как консультант, так и клиент
г) Рационально-эмоциональная терапия Консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакций переноса клиента, и установлению более рационального контроля. Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого
д) Ориентированная на клиента терапия Акцентируется разделение ответственности
между консультантом и клиентом,обоюдное доверие и уважение, равноценность позиций, установление общих целей консультирования
е) Экзистенциальная терапия Консультант выполняет роль учителя, а клиент - ученика. Личным отношениям консультанта с клиентом не придается значения. Клиент побуждается к пониманию своих проблем и на основе этого понимания — к изменению своего поведения, основываясь на рациональных предпосылках

15. Психологическое консультирование – …
а) наука о практическом использовании психотехник оказания психологической помощи
б) процесс воздействия консультанта на клиента с целью решения возникшей проблемы
в) специально организованный процесс общения, благодаря которому у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы
г) метод психокоррекции личностных особенностей человека, испытывающего жизненные трудности

16. Исходя из определений психологического консультирования, выделяют его основные «признаки», кроме:
а) психологическое консультирование является одним из видов психологической помощи
б) носит практический процессуальный характер
в) в жизни клиента присутствует психологический дискомфорт, определяемый соматическим и психическим статусом
г) желание клиента решить проблему

17. Психологическое консультирование отличается от других видов психологической помощи:
а) более активной ролью клиента
б) принятием ответственности за результат работы психологом
в) использованием методов психотерапии
г) активной ролью консультанта.

18. Процесс психологического консультирования отличен от психотерапии и обучения, прежде всего, …
а) ориентацией в основном на реконструкцию личности, изменение или устранение ее определенных глубинных особенностей, лежащих в основе большинства жизненных трудностей
б) фиксацией внимания на ситуации и личностных ресурсах, наиболее сильных сторонах личности человека, обратившегося за помощью
в) ориентацией на передачу знаний от консультанта клиенту, а не на отношения между ними.

19. Цель психологического консультирования - …
а) создание в ходе специального общения психологически благоприятных условий для актуализации внутренних (скрытых) ресурсов обратившегося
б) получение совета консультанта в трудной жизненной ситуации
в) обучение клиента психологическим приемам влияния и саморегуляции
г) изменение личностных особенностей клиента, затрудняющих его адаптацию

20. Психологическое консультирование призвано выполнять следующие функции:
а) просветительскую;
б) оказание психологической помощи;
в) коррекционную;
г) содействие эффективному личностному развитию и функционированию, реализации потенциала граждан;
д) фасилитативную;
е) проведение исследований в области консультирования;
ж) коммуникативную.

21. Психолог-консультант:
а) работает с обращающимися к нему людьми;
б) имеет дело главным образом с такими проблема¬ми, как самоубийства или наркомания;
в) помогает организациям находить нужные ответы на проблемы, касающиеся людей;
г) верны все ответы.

22. Обозов Н. выделяет следующие типы клиентов:
а) неуверенный в себе клиент
подвергающий все сомнению и уверенный в
своей правоте

б) знающий клиент взвешивает все «за» и «против»

в) уверенный в себе клиент подтверждает правильность своего решения
у психолога

23. Принцип конфиденциальности предполагает:
а) неразглашение информации ни при каких обстоятельствах
б) сообщение информации о клиенте заинтересованным лицам с учетом этических принципов
в) учет психологических факторов риска
г) ограничение доступа к информации при определенных показаниях

24. Принцип соблюдения личностных границ предполагает:
а) привлечение личного опыта консультанта
б) обеспечение безопасности клиента и консультанта
в) выражение личного отношения
г) оценочные суждения.

25. Основные принципы индивидуального консультирования:
а)равная ответственность клиента и психолога за результат
б) групповаяподдержка
в) индивидуальности
г) межличностной направленности
д) конфиденциальности

26. Эффективной позицией взаимодействующих в консультировании является:
а) на равных
б) сверху вниз
в) снизу вверх
г) ни один ответ не верен

27. Согласно гуманистическим теориям самореали¬зация тесно связана:
а) с самоуважением
б) с переоценкой собственного «Я»
в) с комплексом превосходства
г) со способностью любить

28. Представители гештальт-терапии:
а) Ф. Перлз
б) Э.Берн
в)П. Гудман
г) А. Адлер

29. Представитель феноменологического подхода
а) Э. Гуссерль
б) Р. Мей
в) М.Мерло-Понти
г) М. Шелер

30. Какое утверждение верно характеризует предпочтительность того или иного методического подхода в психологическом консультировании:
а) психологическое консультирование — прерогатива гуманистического подхода
б) наиболее эффективно когнитивно-бихевиоральное психологическое консультирование
в) любое психологическое консультирование строится на базе психодинамической теории
г) выбор методического подхода зависит от теоретической ориентации консультанта и предпочтений клиента.

Тестовые задания 2

1. Указание на то, что клиент хо¬тел бы, но не может изменить.
а) гипотеза
б) проблема
в) запрос.
2. Технический прием, в основе которого лежит умение слушать собеседника, не вмешиваясь в его речь и выражая при этом интерес, называется ..............................
3. Цели применения приема «отражение чувств»
а) систематизировать мысли клиента
б) помочь клиенту разобраться в своих чувствах
в) структурировать беседу
г) помочь клиенту полнее и глубже испытать свои чувства
4. Для получения конкретной информации, подтверждения или отрицания, консультантом используются ………………………..вопросы
5. Конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации
а) жалоба
б) проблема
в) запрос
6. По мнению Ю.Е. Алешиной, высказывания консультанта в процессе беседы должны быть
а) максимально развернутыми
б) носить рекомендательный характер
в) краткими и точными
г) ярким и разнообразными
7. В процессе консультирования с целью подведения итогов и приведения фрагментов беседы в смысловое единство используется прием ……………….
8. Цели применения приема перефразирования:
а) показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять
б) заменить смысл утверждения клиента
в) проверить правильность понимания мыслей клиента консультантом
г) предъявить мнение консультанта
д) более ясно и конкретно сформулировать мысль клиента
9. В консультировании прием «формулирование альтернатив» применяется с целью
а) предложения готовых решений проблемы
б) стимулирования клиента на поиск подходящего решения проблемы
в) демонстрации правильных решений проблемы
10. Поставить под сомнение то, что клиент считает абсолютно очевидным или само собой разумеющимся позволяет применение приема
а) анализ эмоциональных переживаний
б) интерпретации
в) парадоксальных вопросов
11. Прием, в основе которого лежит преобразование содержания рассказа и переживаний клиента в контексте разъяснительной системы, используемой консультантом
а) обобщение
б) уточнение
в) интерпретация
г) перефразирование
12. Формулируя сообщение клиента другими словами, консультант использует прием ……………………
13. Термин для обозначения клиентов, характеризующихся приходом на консультацию по чужой инициативе, наличием сопротивления консультированию, демонстрацией безразличия и враждебности
а) незаинтересованные
б) немотивированные
в) враждебные
г) безразличные
д) случайные
14. Стратегия работы с клиентом, не заинтересованном в консультировании
а) перенаправить к другому консультанту
б) перенаправить к психотерапевту
в) отказаться от консультирования
г) попытаться настроить на сотрудничество
д) заставить посещать консультации
е) перенаправить к психиатру
15. «Самодиагноз» как этап выделения проблемы клиента в процессе беседы с консультантом был обозначен
а) Алешиной
б) Кочунасом
в) Меновщиковым
г) Абрамовой
д) Столиным
16. «Фаза альтернативных формулировок» как этап выделения проблемы клиента в процессе беседы с консультантом был обозначен
а) Алешиной
б) Кочунасом
в) Меновщиковым
г) Абрамовой
д) Столиным
17. «Фаза альтернативных формулировок» как этап выделения проблемы клиента в процессе беседы с консультантом предполагает
а) формулирование проблемы в отношении третьих лиц
б) переход к более глубоким формулировкам проблемы
в) формулирование проблемы в отношении своего Я
г) поиск общности понимания клиентом и консультантом сути проблемы
д) формулирование проблемы в отношении обстоятельств
18. Чем меньше конкретных деталей в рассказе клиента, тем больше в нем ……………………………………………….
19. Работа с проблемой в психологическом консультировании осуществляется посредством специальных ……………………………………. приемов и методов.
20. Принцип отбора конкретных ситуаций из жизни клиента для их анализа в процессе консультативной беседы
а) типичность
б) уникальность
в) связанность с запросом
г) связанность с эмоциональными переживаниями клиента «здесь и сейчас»
д) доминирование негативных эмоций
е) преобладание неконтролируемых действий
ж) наличие угнетающих мыслей
21. Логические рассуждения, оправдания, мысли, объяснения, оценки – это ……………………………………………. план в рассказе клиента.
22. Эмоции, чувства, переживания – это ………………………………………. план в рассказе клиента.
23. Консультативная беседа- это __________________________общение, в котором осуществляется общая __________________ в личных особенностях и проблемах клиента, устанавливается ___________________стиль отношений (на равных), оказывается необходимая ____________________помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы.

24. Расположите в правильной последовательности этапы психологического консультирования, выделяемые Р. Кочюнасом:
а) идентификация проблемы
б) «двумерное определение проблемы»
в) исследование проблемы
г) оценка и обратная связь
д) деятельность
е) планирование

25. Установите соответствие:

а) недирективная беседа проецирование консультантом своих проблем на
представленный клиентом материал
б) директивная беседа повторение в отношениях с консультантом чувств и
установок, привычных с прошлым со значимыми людьми
в) перенос консультант строит разговор таким образом,
полно чтобы клиент мог сам максимально рассказать о
своих проблемах и благодаряэтому лучше понятьсамого
себя, свои чувства, установки, способы поведения.
г) контрперенос консультант берет инициативу в свои руки и направляет ее
течение в соответствии со своими представлениями о
возможных причинах возникших трудностей

26. Определить тип психологической защиты:
а) некто заявляет, что был бы счастлив прийти на свидание, сулящее ему работу, но забывает туда явить¬ся
б) студент оправдывает свой провал на экзамене недостатком времени для ответа или тем, что в билете были вопросы на «засыпку»

27. Интерпретация как комментарий — это:

а) переход к другому масштабу видения ситуации или в сведении в одну логическую систему разрознен¬ных и часто не связанных в сознании клиента деталей психологической ситуации, поднимающей его на новый уровень понимания проблем
б) обнаружение причинно-следственных связей меж¬ду явлениями
в) трактовка или подача в новом ракурсе сказанно¬го или продемонстрированного клиентом, а также того, что было выявлено с помощью диагностических методик и процедур до начала и в процессе общения;
г) ни один ответ не верен

28. Верно утверждение или нет:
а) признаком успешного процесса психологическо¬го консультирования являются длительность встречи (бе¬седы) и повторные визиты клиента
б) динамика процесса консультирования состоит в том, чтобы расширить сознание клиента так, чтобы сама проблема и скрывающие ее от осознания защитные ме¬ханизмы и ее решение стали осознанной основой для действенных способов самоизменения
в) идентификация психологических проблем — про¬цесс выяснения психологом того, какие психологичес¬кие проблемы имеет человек, какие действительные при¬чины и механизмы лежат в основе его психологических трудностей
г) ресоциализация — временное улучшение состоя¬ния, ослабление симптоматики или уменьшение призна¬ков психологической дисгармонии человека
Сопротивление- это особенности поведения, которые _______________человеку осознавать свою потребность или её реализовывать.

29. Виды сопротивления (по П. Гудману):
а) конфлюенция достижение желаемого путем избегания
прямого контакта или обходным путем
б) интроекция адресация другим того, что человек хотел
получить сам илито, что он хотел сделать
другим
в)проекция невозможность выделить одно из своих переживаний как главное или обособить себя от других людей
г) ретрофлексия присвоение человеком идей, установок, убеждений других людей, без «переваривания» этого материала
д) дефлексия приписывание собственных идей,
мыслей, убеждений фигурам внешнего
мира, другим людям или неживым
объектам
30. Классификация психологических проблем (по локализации источника возникновения проблемы):

а) окружение проблемы, связанные с поиском смысла жизни, самореализации, финансово-бытовыми проблемами, суицидальной активности
б)жизнь человека в целом отражает проблемы физиологического плана, в том числе нормальные
психофизиологические состояния, сексуальные проблемы, болезни,
наркотическую зависимость
в) человек проблемы связанные с семьей, местом
проживания человека, местом учебы, работы, отношениями со знакомыми,
друзьями и т.п

31. Техники, применяемые психологом во время консультаций:
а) перифраз незаметное для клиента повторение его высказывания
б) обобщение краткая, текущая реплика консультанта, предназначенная для уточнения и прояснения смысла
в) зеркализация суждение, состоящее из нескольких утверждений или предложений

32. Какой из ниже приведенных психологов-консультантов, вероятнее всего мог бы утверждать, что «целое больше суммы его частей»:
а) бихевиорист
б) психоаналитик
в) экзистенциалист
г) гештальтпсихолог

33. К. Роджерс выделил три условия успешного психологического консультирования:
а) конгруэнтность
б)безусловно положительное отношение
в) толерантность
г) эмпатия
д) конфронтация

34. Скриботерапия- это _____________________________________________________

35. Кто из перечисленных специалистов применяет на практике сразу несколько направлений:
а) психолог гуманистического направления
б) приверженец эклектического подхода
в) психоаналитик
г) бихевиорист

36. Исповедью в психологическом консультировании называется:
а) процедура успокоения клиента
б) нейтрализация имеющихся у клиента комплексов
г) снятие психологических барьеров
д) подробный, искренний, эмоционально насыщенный рассказ клиента о себе и своей проблеме

37. Выделите 4 вида психологического воздействия:
а) заражение
б) обобщение
в) внушение
г) убеждение
д) подражание

38. Определите позицию психолога во время ведения психологического консультирования:

а) советчик актуализирует внутренние резервы клиента

б) помощник совместно с клиентом рассматривает разные варианты решения проблемы
в) эксперт предоставляет информации и дает прямые рекомендации клиенту

39. Специалист, консультирующий обучающегося психолога:
а) супервизор
б) педагог
в) психотерапевт
г) лаборант

40. Выделите вид косвенного влияния на клиента в процессе консультации:
а) убеждение
б) внушение
в) метафора
г) персуазия

41. К невербальному аспекту техники «активного слушания» относят:
а) «язык» тела (позы, жесты, мимика)
б) психофизиологические реакции (изменения цвета кожного покрова, частота и глубина дыхания, степень потоотделения)
в) голосовые характеристики (тон, тембер, интонации)
г) все варианты верны

42. Кому из перечисленных авторов принадлежит идея о влиянии психологических проблем на возникновение у людей соматических заболеваний:
а) В.Райх
б) В. Франкл
в) З.Фрейд
г) Ф. Перлз

43. Соответствие названия второй стадии консультативного процесса и автора

А

Б Двумерное определение проблем

Исследование и осознание задач

Алешина

Абрамова

В

Г
Расспрос клиента, формулирование и проверка коррекционных гипотез
Сбор информации о клиенте и его проблеме


Меновщиков

Кочунас


44. Соответствие стадий процесса консультирования и их длительности (в минутах)

А
Б
В
Г
Д
Работа с проблемой
Начало беседы
Выработка альтернативных решений
Выявление проблемы
Завершение беседы

5
10
25
15
5

45. Последовательность стадий процесса консультирования

А
Б
В
Г
Д
Работа с проблемой
Начало беседы
Выработка альтернативных решений
Выявление проблемы
Завершение беседы

1
2
3
4
5

46. Соответствие стадий и задач консультативного процесса
А
Б
В
Г
Д
Работа с проблемой
Начало беседы
Выработка альтернативных решений
Выявление проблемы
Завершение беседы

Определение пути решения проблемы
Установление контакта
Подведение психологических итогов работы
Формулировка запроса
Выдвижение и проверка коррекционных гипотез

47. Традиционно консультативная встреча со взрослым человеком длится
а) 30 минут
б) 1 час
в) 2 часа
г) 3 часа

48. Традиционно консультативная встреча с ребенком 7-12 лет длится

а) 30 минут
б) 1 час
в) 2 часа
г) 3 часа

49. Консультативный контакт – это атмосфера ………….. .
50. Параметры консультативного контакта по George и Cristiani
а) диалогичность
б) динамичность
в) эмоциональность
г) ассиметричность
д) когнитивность
е) статичность

51. Терапевтический климат и навыки консультанта составляющие - ………….. консультативного контакта

52. Составляющие терапевтического климата
а) эмоциональная
б) когнитивная
в) поведенческая
г) физическая
д) пространственная

53. Искренность, эмпатия, безусловное позитивное отношение – составляющие ………. компоненты терапевтического климата.

54. Время беседы – составляющая …………компоненты терапевтического климата.


Тестовые задания

1. Страх - эмоция, возникающая в ситуациях _____________ биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой _____________.

2. Виды страха:
а) навязчивые страхи боязнь окружающих людей, боязнь отвечать у доски, заикание.
б) бредовые страхи гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д.
в) страхи, связанные с некоторыми идеями
(как говорят, с «идеями фикс») страхи, причину появления которых найти просто невозможно. (боязнь ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки)
г) детские сверхценные страхи страх темноты, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

3. Определите методы работы с тревогой:
а) метод доведения до абсурда
б) метод усиления симптомов тревоги
в) метод парадоксальной интенции В. Франкла
г) метод разделения эмоций и ожиданий
д) все ответы верны

4. Формы проявления депрессии:
а) безрадостное угнетенное состояние, тоска, печаль и т.д.
б) пониженная активность, бездеятельность
в) агрессивность в поведении
г) неспособность сосредоточенно размышлять

5. Пятиступенчатая модель работы с горем, утратой (Ф. Перлз), установите порядок этапов:
а) оплакивание
б) приветствие сегодняшнему дню
в) прощальная церемония
г) факты
д) незаконченные дела

6. Критерием окончания консультационной работы является:
а) решение проблемы клиента
б) способность клиента самостоятельно решать проблему
в) отсутствие острых эмоциональных реакций на проблему
г) убежденность консультанта в завершенности работы.










6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] СПб.[и др.]: Питер, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Основы консультативной психологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студенту

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных занятий, ведение конспектов лекций, применение информации, полученной на лекциях при подготовке домашних заданий, творческих заданий, прохождения тестов по предмету, сдачи экзамена.
2. Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждение домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
4. При подготовке доклада студенту рекомендуется:
1. Составить план выступления;
2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
5. Время доклада 10 минут;
6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
7. Приветствуется использование электронной презентации;
8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.