МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.03 РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №183)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний теоретических основ современной педагогической науки;
формирование умений, необходимых для эффективной организации педагогического процесса;
развитие профессионально-педагогического мышления;
формирование способности осмысливать педагогическую действительность, принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания и обучения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-14: способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области педагогики и психологии
ПК-28: способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции педагогики и психологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.предмет педагогики и задачи современной педагогической науки;
принципы и критерии отбора содержания образования;
современные технологии, формы и методы организации педагогического процесса.
пути использования педагогического знания в преподавании обществознания и отдельных дисциплин религиоведческого знания


3.2.Уметь:
3.2.1.осмысленно оперировать педагогическими категориями;
выявлять противоречия педагогического процесса, выбирать наиболее точные критерии оценки его эффективности;
преподавать курс обществознания, а также отдельные дисциплины религиоведческого знания в общеобразовательных организациях, логично и последовательно представлять освоенное знание в ходе лекции, урока, других форм педагогической деятельности.




3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами и приемами воспитания и обучения;
способностью принимать решения в рамках своей профессиональной компетенции;
навыками использования знаний основ педагогики в преподавании обществознания в общеобразовательных и образовательных организациях.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
1.1. Педагогическая деятельность Лекции 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Личносно-профессиональное развитие будущего учитиля Сам. работа 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Общие основы педагогики
2.1. Предмет педагогики и задачи современной педагогической науки Лекции 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Педагогика в системе наук о человеке Сам. работа 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Методологические основы педагогики Практические 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Логика и методы научно-педагогического исследования Сам. работа 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Лекции 5 1 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
2.6. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Сам. работа 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
2.7. Проблема цели воспитания педагогики Лекции 5 1 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
2.8. Проблема цели воспитания педагогики Сам. работа 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
2.9. Целостный педагогический процесс Практические 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Теория воспитания
3.1. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Лекции 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
3.2. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Сам. работа 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
3.3. Принципы воспитания Лекции 5 1 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
3.4. Принципы воспитания Сам. работа 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
3.5. Современные концепции воспитания Практические 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
3.6. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Лекции 5 1 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
3.7. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Сам. работа 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
3.8. Содержание воспитания Лекции 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
3.9. Содержание воспитания Практические 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
3.10. Содержание воспитания Сам. работа 5 1 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
3.11. Особенности воспитательной работы со школьниками, имеющими отклонения в поведении Сам. работа 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
3.12. Формирование мировоззрения учащихся современной школы Сам. работа 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
3.13. Коллектив и личность в условиях гуманизации школы Практические 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
3.14. Коллектив и личность в условиях гуманизации школы Сам. работа 5 1 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 4. Дидактика
4.1. Сущность процесса обучения Лекции 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Современные дидактические концепции Сам. работа 5 1 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Принципы обучения Лекции 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Принципы обучения Практические 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.5. Обновление содержания школьного образования Сам. работа 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.6. Общая характеристика методов обучения Лекции 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.7. Общая характеристика методов обучения Практические 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.8. Методы проблемного обучения Сам. работа 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.9. Методы стимуляции учебно-познавательной деятельности школьников Сам. работа 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.10. Контроль и оценка в обучении школьников Сам. работа 5 3 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.11. Формы организации обучения в школе Лекции 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.12. Формы организации обучения в школе Сам. работа 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.13. Урок в современной школе Практические 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.14. Формы организации обучения (помимо урока) Сам. работа 5 2 ПК-14, ПК-28 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Сластенина В.А. ПЕДАГОГИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/80878238-C928-44A6-A0F2-3F4AF4D4CB1D
Л1.2 Пидкасистый П.И. - Отв. ред. ПЕДАГОГИКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/book/110FA80B-6141-4C13-A739-F6DA9121A7D6
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коджаспирова Г. М. ПЕДАГОГИКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/5BA1DAC9-322C-490D-BA94-9EC34147A728
Л2.2 Рожков М. И., Байбородова Л. В., Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. ; Под ред. Рожкова М.И. ПЕДАГОГИКА В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/E32D24B8-F544-4BC4-B5F4-FACFCA8D5F05
Л2.3 Рожков М. И., Байбородова Л. В., Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. ; Под ред. Рожкова М.И. ПЕДАГОГИКА В 2 Т. ТОМ 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/98082002-6EC1-48EE-806C-81C73755683C
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Педагогика" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3080
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.