МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02-СР-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 64
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 64 64 64 64
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний теоретических основ современной педагогической науки;
формирование умений, необходимых для эффективной организации педагогического процесса;
развитие профессонально-педагогического мышления;
формирование способности осмысливать педагогическую действительность, принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания и обучения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
предмет педагогики и задачи современной педагогической науки;
принципы и критерии отбора содержания образования;
современные технологии, формы и методы организации педагогического процесса.
3.2.Уметь:
3.2.1.осмысленно оперировать педагогическими категориями;
выявлять противоречия педагогического процесса, выбирать наиболее точные критерии оценки его эффективности;
использовать знания основ педагогики при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами и приемами воспитания и обучения;
способностью принимать решения в рамках своей профессиональной компетенции; навыками использования знаний основ педагогики при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
1.1. Педагогическая деятельность Сам. работа 4 2 УК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.2. Профессиональная культура педагога Сам. работа 4 2 УК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.3. Личностно-профессиональное развитие будущего учителя Сам. работа 4 2 УК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
Раздел 2. Общие основы педагогики
2.1. Предмет педагогики и задачи современной педагогической науки Лекции 4 1 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4
2.2. Педагогика в системе наук о человеке Сам. работа 4 2 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4
2.3. Методологические основы педагогики Сам. работа 4 2 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4
2.4. Логика и методы научно-педагогического исследования Сам. работа 4 2 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4
2.5. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Сам. работа 4 2 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4
2.6. Проблема цели воспитания педагогики Сам. работа 4 2 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4
2.7. Целостный педагогический процесс Сам. работа 4 2 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4
Раздел 3. Теория воспитания
3.1. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Сам. работа 4 2 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4
3.2. Принципы воспитания Практические 4 1 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4
3.3. Современные концепции воспитания Сам. работа 4 2 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4
3.4. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Сам. работа 4 2 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4
3.5. Формирование мировоззрения учащихся современной школы Сам. работа 4 2 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4
3.6. Коллектив и личность в условиях гуманизации школы Сам. работа 4 2 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4
Раздел 4. Дидактика
4.1. Организация учебной деятельности школьников Сам. работа 4 2 УК-6 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.2. Сущность процесса обучения Лекции 4 1 УК-6 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.3. Формирование универсальных учебных действий школьников в условиях реализации ФГОС Сам. работа 4 2 УК-6 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.4. Содержание образования Сам. работа 4 2 УК-6 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.5. Современные дидактические концепции Сам. работа 4 2 УК-6 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.6. Принципы обучения Практические 4 1 УК-6 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.7. Принципы обучения Сам. работа 4 4 УК-6 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.8. Обновление содержания школьного образования Сам. работа 4 2 УК-6 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.9. Общая характеристика методов обучения Сам. работа 4 2 УК-6 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.10. Методы проблемного обучения Сам. работа 4 1 УК-6 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.11. Методы стимуляции учебно-познавательной деятельности школьников Сам. работа 4 1 УК-6 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.12. Контроль и оценка в обучении школьников Сам. работа 4 4 УК-6 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.13. Методы проблемного обучения Сам. работа 4 4 УК-6 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.14. Формы организации обучения в школе Сам. работа 4 2 УК-6 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.15. Урок в современной школе Сам. работа 4 4 УК-6 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.16. Формы организации обучения (помимо урока) Сам. работа 4 2 УК-6 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.17. Средства обучения в современной школе. Применение ЭВМ в учебном процессе Сам. работа 4 2 УК-6 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.18. Зачет Зачет 4 4 УК-6 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.2 Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова Компетентностный подход в образовании : учебное пособие Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
Л1.3 А.М. Столяренко Общая педагогика: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.4 В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Педагогика: учебник Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов (Учебное пособие) СПб.[и др.]: Питер, 2008
Л2.2 М. Н. Фроловская ; [науч. ред. Ю. В. Сенько] Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л2.3 Ю. В. Сенько Стиль педагогического мышления в вопросах: учеб. пособие М. : Дрофа, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в Moodle "Педагогика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.