МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 29
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 29 29 29 29
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. психол. н., доцент, Лужбина Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
канд. психол. н. , доцент, Любимова Ольга Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Психология личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Пcихология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д. психол. н., профессор Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д. психол. н., профессор Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – cформировать у студентов представление о психологии личности как теоретической и практической области знания, направленной на исследование закономерностей формирования и развития человека в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов
ПК-9 способностью прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий
ПК-19 способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные критерии, на основе которых происходит изучение личности в психологии, ведущие характеристики мотивационной и ценностно-смысловой сфер личности и основы подготовки психодиагностического заключения относительно их специфики.
3.2.Уметь:
3.2.1.структурировать знания в области психологии личности;
анализировать и сопоставлять данные сравнительно-психологических исследований, применять несколько стандартных базовых методик диагностики мотивационной и ценностно-смысловой сфер личности и описывать их результаты в доступной форме.

анализировать и сопоставлять данные сравнительно-психологических исследований человека как индивида, личности, индивидуальности;
- отбирать и применять методики диагностики ценностно-смысловой и мотивационной сфер личности;
- выделять малоизученные и актуальные проблемы в области психологии личности;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком моделирования и интерпретации психологических исследований, методами диагностики и интерпретации данных относительно ценностно-смысловой и мотивационной сфер личности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию личности.
1.1. Личность как объект и предмет современной персонологии. Лекции 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Личность как объект и предмет современной персонологии. Сам. работа 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Особенности становления и развития психологии личности как науки. Лекции 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Требования и критерии оценки теории личности. Практические 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Требования и критерии оценки теории личности. Сам. работа 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии.
2.1. Теории личности в зарубежной психологии. Лекции 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Теории личности в отечественной психологии. Лекции 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Сравнительный анализ ведущих зарубежных подходов к изучению структуры личности. Практические 4 4 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Сравнительный анализ ведущих зарубежных подходов к изучению структуры личности. Сам. работа 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Сравнительный анализ методологических подходов к изучению структуры личности в отечественной психологии. Практические 4 4 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Сравнительный анализ методологических подходов к изучению структуры личности в отечественной психологии. Сам. работа 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Социогенез и персоногенез личности.
3.1. Человек и его место в различных системах. Лекции 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь. Практические 4 4 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь. Сам. работа 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Проблема саморазвития личности в психологии. Практические 4 4 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.5. Проблема саморазвития личности в психологии. Сам. работа 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Ценностно-смысловая сфера личности.
4.1. Личностные смыслы и ценности как основа внутреннего мира личности. Практические 4 1 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.2. Личностные смыслы и ценности как основа внутреннего мира личности. Лекции 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.3. Динамика смысловой сферы личности Лекции 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.4. Динамика смысловой сферы личности Практические 4 1 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.5. Динамика смысловой сферы личности Сам. работа 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.6. Смысл жизни как психологическая реальность. Практические 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Мотивация и направленность личности.
5.1. Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. Лекции 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
5.2. Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. Практические 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
5.3. Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. Сам. работа 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
5.4. Психологические анализ мотивационных образований и мотивационных свойств личности. Практические 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
5.5. Психологические анализ мотивационных образований и мотивационных свойств личности. Сам. работа 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
5.6. Экзистенциальный уровень личности. Практические 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
5.7. Экзистенциальный уровень личности. Сам. работа 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
5.8. Свобода и ответственность как психологические проблемы.Личностный выбор. Практические 4 1 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 6. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности.
6.1. Подходы к исследованию психологического здоровья личности. Лекции 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
6.2. Подходы к исследованию психологического здоровья личности. Сам. работа 4 3 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
6.3. Подходы к исследованию психологического здоровья личности. Практические 4 1 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
6.4. Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением. Практические 4 1 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
6.5. Защитные механизмы личности: виды и типологии. Практические 4 1 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 7. Психологические методы исследования личности.
7.1. Основные диагностические подходы к изучению личности. Практические 4 1 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
7.2. Основные диагностические подходы к изучению личности. Сам. работа 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
7.3. Личностные тесты. Сам. работа 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
7.4. Психологические методы исследования мотивации и смысложизненных ориентаций личности. Практические 4 1 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
7.5. Психологические методы исследования мотивации и смысложизненных ориентаций личности. Сам. работа 4 2 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
7.6. Экзамен 4 27 ПК-8, ПК-9, ПК-19 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Диянова З. В., Щеголева Т. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Утлик Э.П. Психология личности: уч. пособие для студентов вузов Академия, 2008
Л1.3 Ипполитова Е.А., Ральникова И.А. Психология личности: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учеб. для вузов М.: Академия, 2007 www.e-reading.mobi
Л2.2 Розин В. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Елисеев О.П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle «Психология личности» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки освоения дисциплины рекомендуется общих уазаний:

1. При подготовки к тестам, семнинарским занятиям структурируйте материал, взятый из разных источников, в том числе лекционных терадей.
2. Изучайте первоисточники.
3. При изучении теорий личности своевременно заполняйте тетради с когнтивными картами.
4. При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников
5. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждениях, задавайте вопросы по непонятным или интересующим аспектам.
6. Своевренно подготовьте сообщение, парктические задания.