МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.06.01. Психологические науки
НаправленностьОбщая психология, психология личности, история психологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_06_01_Общ псих-23-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 27
контроль 17
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 17 17 17 17
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд. психол. н., доц., Ипполитова Е.А.

Рецензент(ы):
д-р психол. н., проф., Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психология личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральныq государственныq образовательныq стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 37.06.01 Психологические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации»), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «30» июля 2014 г. № 897

составлена на основании учебного плана:
37.06.01 Психологические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р психол. н., проф. Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д-р психол. н., проф. Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – cформировать у аспирантов целостное представление о психологии личности как теоретической и практической области знания, направленной на исследование закономерностей формирования и развития человека в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути; познакомиться с этапами развития психологии личности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-2 способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
УК-3 готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
ОПК-1 способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
ПК-2 способностью к исследованию закономерностей функционирования и развития психики человека, деятельности, общения, самосознания, личности
ПК-3 способностью к применению научных психологических знаний для решения практических задач в области психологического консультирования, психодиагностики, экспертизы, психопрофилактики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности функционирования и развития личности, описанные на современном этапе развития психологической науки, актуальные проблемы исследования в данной области, основу подготовки психологического заключения относительно функционирования ведущих сфер личности и ее индивидуальности
3.2.Уметь:
3.2.1.применять научные психологические знания для постановки актуальных задач и их решения в изучении закономерностей функционирования и развития личности, проектировать результаты психологического воздействия на ее ведущие сферы, темперамент и характер в соответствии с выбранной методологией
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками и опытом разработки и реализации научных исследований в области изучения закономерностей функционирования и развития личности, представлением об основных методах решения задач в области психологии личности соответствующих выбранной методологии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология личности как наука
1.1. Психология личности как наука Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.2. Проблема личности и уровни методологии науки. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.3. Этапы развития психологии личности Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
Раздел 2. Человек и его место в различных системах
2.1. Человек и его место в различных системах. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
2.2. Междисциплинарный статус проблемы личности Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
Раздел 3. Развитие человека как индивида, личности, индивидуальности
3.1. Системный и историко-эволюционый подход к личности. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
3.2. Движущие силы развития личности. Принцип саморазвития Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
3.3. Проблема периодизации развития личности во взрослом возрасте. Старость. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
Раздел 4. Биогенез человека
4.1. Общее представление об индивидных свойствах человека. Сам. работа 3 0 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
4.2. Биогенетические периодизации развития человека Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
4.3. Классификация индивидных свойств и их место в регуляции поведения личности. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
4.4. Современные представления о темпераменте. Сам. работа 3 3 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
Раздел 5. Социогенез личности
5.1. Социогенетические истоки развития личности. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
5.2. Социализация личности. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
Раздел 6. Персоногенез человека
6.1. Общая характеристика индивидуальности. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
6.2. Суверенность психологического пространтства личности Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
6.3. Жизненный путь человека как история индивидуальности. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
6.4. Субъектность личности Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
Раздел 7. Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии
7.1. Структурный и динамический подход к исследованию единиц организации личности. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
7.2. Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
7.3. Смысловая и мотивационная сферы личности Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
7.4. Характер и способности личности Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
7.5. Экзамен 3 17 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Розин В. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ипполитова Е.А., Ральникова И.А. Психология личности: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учеб. для вузов М.: Академия, 2007 www.e-reading.mobi
Л2.2 Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности : учебное пособие Академия , 2009
Л2.3 Диянова З. В., Щеголева Т. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Кавун Л. В. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 Курс в Moodle Аспирантура 37.06.01 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки заданий по дисциплине Психология личности придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
1.Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий.
2.Активно читайте научно-периодические издания, в первую очередь "Психологический журнал" и "Вопросы психологии".
3.Запоминайте фамилии ведущих теоретиков в области психологии личности и даты создания основных научно-психологических подходов, проведения наиболее значительных эмпирических и теоретических исследований,
5. Осмысливайте цели, процедуры, основные итоги эмпирических исследований и экспериментов.
6. Структурируйте материал, взятый из разных научных источников.
7. Изучать первоисточники.
8. При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников
9. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
10. Участвуйте в подготовке рефератов, вступлениях с докладами, выполнении творческих заданий.
11. При подготовке доклада студенту рекомендуется:
Составить план выступления;
При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
Время доклада 10 минут;
После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
Приветствуется использование электронной презентации;
Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.