Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 44_05_01_ПиПДП-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 71 | 71 | 71 | 71 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой доктор психол. н., профессор Ральникова И.А.
1.1. | Цель курса – cформировать у студентов представление о психологии личности как теоретической и практической области знания, направленной на исследование закономерностей формирования и развития человека в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности |
ПК-8 | способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию |
ПК-12 | способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи |
ПК-35 | способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме научного исследования |
ПСК-4.4 | способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | определение базовых понятий психологии личности, закономерности нормального и аномального развития человека; специфику подготовки психодиагностического заключения относительно функционирования ценностно-смысловой и мотивационной сфер личности; ведущие критерии оценки, функции отечественных и зарубежных теорий личности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | формулировать выводы относительно особенностей функционирования ценностно-смысловой и мотивационной сфер личности; проектировать вероятные направления развития ее психологического здоровья; структурировать знания в области отечественной и зарубежной психологии личности; излагать в доступной форме ведущие критерии психологического здоровья; в целом решать различные профессиональные задачи |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | несколькими стандартными методами диагностики ведущих характеристик человека как личности; навыками моделирования основных условий гармоничного развития психологического здоровья личности и актуализации ее психологических защит, систематизации и анализа теорий личности, публичного выступления в области проблематики психологии личности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в психологию личности. | ||||||
1.1. | Личность как объект и предмет современной персонологии. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4 |
1.2. | Личность как объект и предмет современной персонологии. | Практические | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
1.3. | Личность как объект и предмет современной персонологии. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
1.4. | Требования и критерии оценки теории личности. | Практические | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3 |
1.5. | Требования и критерии оценки теории личности. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 2. Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии. | ||||||
2.1. | Теории личности в зарубежной психологии. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3 |
2.2. | Структурирование теорий личности в зарубежной психологии. | Практические | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3 |
2.3. | Теории личности в отечественной психологии. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3 |
2.4. | Сравнительный анализ ведущих зарубежных подходов к изучению структуры личности. | Практические | 4 | 1 | ОПК-1, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3 |
2.5. | Сравнительный анализ ведущих зарубежных подходов к изучению структуры личности. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3 |
2.6. | Сравнительный анализ методологических подходов к изучению структуры личности в отечественной психологии. | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3 |
2.7. | Сравнительный анализ методологических подходов к изучению структуры личности в отечественной психологии. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 3. Ценностно-смысловая сфера личности. | ||||||
3.1. | Личностные смыслы и ценности как основа внутреннего мира личности. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
3.2. | Личностные смыслы и ценности как основа внутреннего мира личности. | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
3.3. | Личностные смыслы и ценности как основа внутреннего мира личности. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
3.4. | Ценностно-смысловая сфера личности: понятие, характеристика. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
3.5. | Ценностно-смысловая сфера личности: понятие, характеристика. | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
3.6. | Динамика смысловой сферы личности | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
3.7. | Динамика смысловой сферы личности | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
3.8. | Смысл жизни как психологическая реальность. | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
3.9. | Смысл жизни как психологическая реальность. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 4. Мотивация и направленность личности. | ||||||
4.1. | Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
4.2. | Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
4.3. | Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
4.4. | Психологические анализ мотивационных образований и мотивационных свойств личности. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
4.5. | Психологические анализ мотивационных образований и мотивационных свойств личности. | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
4.6. | Экзистенциальный уровень личности. | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
4.7. | Экзистенциальный уровень личности. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
4.8. | Свобода и ответственность как психологические проблемы.Личностный выбор. | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
4.9. | Свобода и ответственность как психологические проблемы.Личностный выбор. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 5. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности. | ||||||
5.1. | Подходы к исследованию психологического здоровья личности. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
5.2. | Подходы к исследованию психологического здоровья личности. | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
5.3. | Подходы к исследованию психологического здоровья личности. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
5.4. | Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением. | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
5.5. | Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
5.6. | Защитные механизмы личности: виды и типологии. | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
5.7. | Защитные механизмы личности. Анализ ситуаций, решение задач. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
5.8. | Экзамен | 4 | 27 | ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Диянова З. В., Щеголева Т. М. | ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Утлик Э.П. | Психология личности: уч. пособие для студентов вузов | Академия, 2008 | |
Л1.3 | Ипполитова Е.А., Ральникова И.А. | Психология личности: учебное пособие | Издательство Алтайского государственного университета, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Асмолов А.Г. | Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учеб. для вузов | М.: Академия, 2007 | www.e-reading.mobi |
Л2.2 | Розин В. М. | ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Кавун Л. В. | ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.4 | Елисеев О.П. | ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | университетская библиотека on-line | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э3 | курс в Moodle «Психология личности» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе подготовки освоения дисциплины рекомендуется общих указаний: 1. При подготовки к тестам, семнинарским занятиям структурируйте материал, взятый из разных источников, в том числе лекционных терадей. 2. Изучайте первоисточники. 3. При изучении теорий личности своевременно заполняйте тетради с когнтивными картами. 4. При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников 5. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждениях, задавайте вопросы по непонятным или интересующим аспектам. 6. Своевренно подготовьте доклад, практические задания. |