МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 71
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 71 71 71 71
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к. психол. н., доцент, Лужбина Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к. психол. н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психология личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень подготовки кадров высшей квалификации), (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психол. н., профессор Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой доктор психол. н., профессор Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – cформировать у студентов представление о психологии личности как теоретической и практической области знания, направленной на исследование закономерностей формирования и развития человека в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-8 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПК-35 способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме научного исследования
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.определение базовых понятий психологии личности, закономерности нормального и аномального развития человека; специфику подготовки психодиагностического заключения относительно функционирования ценностно-смысловой и мотивационной сфер личности; ведущие критерии оценки, функции отечественных и зарубежных теорий личности.
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать выводы относительно особенностей функционирования ценностно-смысловой и мотивационной сфер личности; проектировать вероятные направления развития ее психологического здоровья; структурировать знания в области отечественной и зарубежной психологии личности; излагать в доступной форме ведущие критерии психологического здоровья; в целом решать различные профессиональные задачи
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.несколькими стандартными методами диагностики ведущих характеристик человека как личности; навыками моделирования основных условий гармоничного развития психологического здоровья личности и актуализации ее психологических защит, систематизации и анализа теорий личности, публичного выступления в области проблематики психологии личности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию личности.
1.1. Личность как объект и предмет современной персонологии. Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.2. Личность как объект и предмет современной персонологии. Практические 4 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Личность как объект и предмет современной персонологии. Сам. работа 4 8 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Требования и критерии оценки теории личности. Практические 4 1 ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.5. Требования и критерии оценки теории личности. Сам. работа 4 8 ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии.
2.1. Теории личности в зарубежной психологии. Лекции 4 4 ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.2. Структурирование теорий личности в зарубежной психологии. Практические 4 1 ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.3. Теории личности в отечественной психологии. Лекции 4 4 ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.4. Сравнительный анализ ведущих зарубежных подходов к изучению структуры личности. Практические 4 1 ОПК-1, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.5. Сравнительный анализ ведущих зарубежных подходов к изучению структуры личности. Сам. работа 4 8 ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.6. Сравнительный анализ методологических подходов к изучению структуры личности в отечественной психологии. Практические 4 2 ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.7. Сравнительный анализ методологических подходов к изучению структуры личности в отечественной психологии. Сам. работа 4 8 ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Ценностно-смысловая сфера личности.
3.1. Личностные смыслы и ценности как основа внутреннего мира личности. Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
3.2. Личностные смыслы и ценности как основа внутреннего мира личности. Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
3.3. Личностные смыслы и ценности как основа внутреннего мира личности. Сам. работа 4 8 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
3.4. Ценностно-смысловая сфера личности: понятие, характеристика. Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
3.5. Ценностно-смысловая сфера личности: понятие, характеристика. Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
3.6. Динамика смысловой сферы личности Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
3.7. Динамика смысловой сферы личности Сам. работа 4 8 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
3.8. Смысл жизни как психологическая реальность. Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
3.9. Смысл жизни как психологическая реальность. Сам. работа 4 8 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 4. Мотивация и направленность личности.
4.1. Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
4.2. Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
4.3. Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
4.4. Психологические анализ мотивационных образований и мотивационных свойств личности. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
4.5. Психологические анализ мотивационных образований и мотивационных свойств личности. Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
4.6. Экзистенциальный уровень личности. Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
4.7. Экзистенциальный уровень личности. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
4.8. Свобода и ответственность как психологические проблемы.Личностный выбор. Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
4.9. Свобода и ответственность как психологические проблемы.Личностный выбор. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 5. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности.
5.1. Подходы к исследованию психологического здоровья личности. Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
5.2. Подходы к исследованию психологического здоровья личности. Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
5.3. Подходы к исследованию психологического здоровья личности. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
5.4. Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением. Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
5.5. Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
5.6. Защитные механизмы личности: виды и типологии. Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
5.7. Защитные механизмы личности. Анализ ситуаций, решение задач. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.4
5.8. Экзамен 4 27 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Диянова З. В., Щеголева Т. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Утлик Э.П. Психология личности: уч. пособие для студентов вузов Академия, 2008
Л1.3 Ипполитова Е.А., Ральникова И.А. Психология личности: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учеб. для вузов М.: Академия, 2007 www.e-reading.mobi
Л2.2 Розин В. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Кавун Л. В. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Елисеев О.П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle «Психология личности» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки освоения дисциплины рекомендуется общих указаний:

1. При подготовки к тестам, семнинарским занятиям структурируйте материал, взятый из разных источников, в том числе лекционных терадей.
2. Изучайте первоисточники.
3. При изучении теорий личности своевременно заполняйте тетради с когнтивными картами.
4. При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников
5. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждениях, задавайте вопросы по непонятным или интересующим аспектам.
6. Своевренно подготовьте доклад, практические задания.