МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент, Лужбина Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психология личности

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 946 Программа разработана для очной формы обучения.

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, доктор психол. н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой профессор, доктор психол. н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – cформировать у студентов представление о психологии личности как теоретической и практической области знания, направленной на исследование закономерностей формирования и развития человека в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-4 способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.определение базовых понятия психологии личности (индивид, личность, индивидуаль-ность, биогенез, социогенез, персоногенез и др.), закономерности и тенденции нормального и аномального развития человека; основы подготовки психодиагностического заключения относительно функционирования ведущих сфер личности.
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать вероятные направления личностного развития человека, индивидуальных особенностей, мотивации, внутреннего мира личности; в доступной форме формулировать выводы относительно особенностей функционирования ведущих сфер личности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком творческого решения различных, в том числе нестандартных, профессиональных задач в области психологии; основами интерпретации результатов применения методик диагностики ведущих сфер личности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию личности.
1.1. Психология личности как наука. Лекции 3 0 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
1.2. Личность как объект и предмет современной персонологии. Сам. работа 3 4 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
1.3. Личность как объект и предмет современной персонологии. Лекции 3 0 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
1.4. Требования и критерии оценки теории личности. Сам. работа 3 6 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
Раздел 2. Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии.
2.1. Теории личности в зарубежной психологии. Лекции 3 1 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
2.2. Теории личности в отечественной психологии. Лекции 3 1 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
2.3. Сравнительный анализ ведущих зарубежных подходов к изучению структуры личности. Практические 3 0 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
2.4. Сравнительный анализ методологических подходов к изучению структуры личности в отечественной психологии. Практические 3 2 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
2.5. Сравнительный анализ методологических подходов к изучению структуры личности в отечественной психологии. Сам. работа 3 8 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
Раздел 3. Социогенез и персоногенез личности.
3.1. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь. Сам. работа 3 6 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
3.2. Проблема саморазвития личности в психологии. Сам. работа 3 6 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
Раздел 4. Ценностно-смысловая сфера личности.
4.1. Личностные смыслы и ценности как основа внутреннего мира личности. Практические 3 2 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
4.2. Личностные смыслы и ценности как основа внутреннего мира личности. Сам. работа 3 10 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
4.3. Ценностно-смысловая сфера личности: понятие, характеристика. Лекции 3 1 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
4.4. Динамика смысловой сферы личности Практические 3 0 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
4.5. Динамика смысловой сферы личности Сам. работа 3 10 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
4.6. Смысл жизни как психологическая реальность. Практические 3 0 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
4.7. Смысл жизни как психологическая реальность. Сам. работа 3 10 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
Раздел 5. Мотивация и направленность личности.
5.1. Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. Лекции 3 1 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
5.2. Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. Практические 3 2 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
5.3. Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. Сам. работа 3 4 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
5.4. Психологические анализ мотивационных образований и мотивационных свойств личности. Сам. работа 3 7 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
5.5. Экзистенциальный уровень личности. Сам. работа 3 2 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
5.6. Свобода и ответственность как психологические проблемы.Личностный выбор. Сам. работа 3 5 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
Раздел 6. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности.
6.1. Подходы к исследованию психологического здоровья личности. Сам. работа 3 6 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
6.2. Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением. Сам. работа 3 2 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
6.3. Защитные механизмы личности. Анализ ситуаций, решение задач. Сам. работа 3 3 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2
6.4. Экзамен 3 9 ОК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Утлик Э.П. Психология личности: уч. пособие для студентов вузов Академия, 2008
Л1.2 Ипполитова Е.А., Ральникова И.А. Психология личности: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Розин В. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Елисеев О.П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Диянова З. В., Щеголева Т. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Кавун Л. В. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle «Психология личности» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки заданий по дисциплине Психология личности придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
1.Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий.
2.Активно читайте научно-периодические издания, в первую очередь "Психологический журнал" и "Вопросы психологии".
3.Запоминайте фамилии ведущих теоретиков в области психологии личности и даты создания основных научно-психологических подходов, проведения наиболее значительных эмпирических и теоретических исследований,
5. Осмысливайте цели, процедуры, основные итоги эмпирических исследований и экспериментов.
6. Структурируйте материал, взятый из разных научных источников.
7. Изучать первоисточники.
8. При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников
9. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
10. Участвуйте в выступлениях с докладами, выполнении творческих заданий.