Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.06.01. Психологические науки |
Направленность | Общая психология, психология личности, история психологии |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z37_06_01_Общ_ псих-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 55 | 55 | 55 | 55 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д-р психол. н., проф. Ральникова И.А.
1.1. | Цель курса – cформировать у аспирантов целостное представление о психологии личности как теоретической и практической области знания, направленной на исследование закономерностей формирования и развития человека в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути; познакомиться с этапами развития психологии личности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
УК-1 | способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях |
УК-2 | способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки |
УК-3 | готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач |
ОПК-1 | способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий |
ПК-2 | способностью к исследованию закономерностей функционирования и развития психики человека, деятельности, общения, самосознания, личности |
ПК-3 | способностью к применению научных психологических знаний для решения практических задач в области психологического консультирования, психодиагностики, экспертизы, психопрофилактики |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | закономерности функционирования и развития личности, описанные на современном этапе развития психологической науки, актуальные проблемы исследования в данной области, основу подготовки психологического заключения относительно функционирования ведущих сфер личности и ее индивидуальности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять научные психологические знания для постановки актуальных задач и их решения в изучении закономерностей функционирования и развития личности, проектировать результаты психологического воздействия на ее ведущие сферы, темперамент и характер в соответствии с выбранной методологией |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками и опытом разработки и реализации научных исследований в области изучения закономерностей функционирования и развития личности, представлением об основных методах решения задач в области психологии личности соответствующих выбранной методологии |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психология личности как наука | ||||||
1.1. | Психология личности как наука | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, УК-1, УК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
1.2. | Проблема личности и уровни методологии науки. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, УК-1, УК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
1.3. | Этапы развития психологии личности | Практические | 3 | 1 | ОПК-1, УК-1, УК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
Раздел 2. Человек и его место в различных системах | ||||||
2.1. | Человек и его место в различных системах. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2, УК-1, УК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
2.2. | Междисциплинарный статус проблемы личности | Практические | 3 | 1 | ОПК-1, ПК-3, УК-1, УК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
Раздел 3. Развитие человека как индивида, личности, индивидуальности | ||||||
3.1. | Системный и историко-эволюционый подход к личности. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-2, УК-1, УК-2, УК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
3.2. | Движущие силы развития личности. Принцип саморазвития | Лекции | 3 | 0 | ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
3.3. | Проблема периодизации развития личности во взрослом возрасте. Старость. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
Раздел 4. Биогенез человека | ||||||
4.1. | Общее представление об индивидных свойствах человека. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
4.2. | Биогенетические периодизации развития человека | Практические | 3 | 1 | ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
4.3. | Классификация индивидных свойств и их место в регуляции поведения личности. | Практические | 3 | 1 | ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
4.4. | Современные представления о темпераменте. | Сам. работа | 3 | 3 | ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
Раздел 5. Социогенез личности | ||||||
5.1. | Социогенетические истоки развития личности. | Практические | 3 | 0 | ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
5.2. | Социализация личности. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
Раздел 6. Персоногенез человека | ||||||
6.1. | Общая характеристика индивидуальности. | Лекции | 3 | 0 | ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
6.2. | Суверенность психологического пространтства личности | Практические | 3 | 0 | ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
6.3. | Жизненный путь человека как история индивидуальности. | Практические | 3 | 0 | ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
6.4. | Субъектность личности | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
Раздел 7. Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии | ||||||
7.1. | Структурный и динамический подход к исследованию единиц организации личности. | Лекции | 3 | 0 | ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
7.2. | Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии | Практические | 3 | 0 | ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
7.3. | Смысловая и мотивационная сферы личности | Лекции | 3 | 0 | ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
7.4. | Характер и способности личности | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
7.5. | Экзамен | 3 | 9 | ОПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2, УК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложения |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Розин В. М. | ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Ипполитова Е.А., Ральникова И.А. | Психология личности: учебное пособие | Издательство Алтайского государственного университета, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Асмолов А.Г. | Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учеб. для вузов | М.: Академия, 2007 | www.e-reading.mobi |
Л2.2 | Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. | Социальная психология личности : учебное пособие | Академия , 2009 | |
Л2.3 | Диянова З. В., Щеголева Т. М. | ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.4 | Кавун Л. В. | ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | Курс в Moodle Аспирантура 37.06.01 | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional; Office 2010 Professional Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе подготовки заданий по дисциплине Психология личности придерживайтесь следующих общих рекомендаций. 1.Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий. 2.Активно читайте научно-периодические издания, в первую очередь "Психологический журнал" и "Вопросы психологии". 3.Запоминайте фамилии ведущих теоретиков в области психологии личности и даты создания основных научно-психологических подходов, проведения наиболее значительных эмпирических и теоретических исследований, 5. Осмысливайте цели, процедуры, основные итоги эмпирических исследований и экспериментов. 6. Структурируйте материал, взятый из разных научных источников. 7. Изучать первоисточники. 8. При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников 9. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении. 10. Участвуйте в подготовке рефератов, вступлениях с докладами, выполнении творческих заданий. 11. При подготовке доклада студенту рекомендуется: Составить план выступления; При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме; Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.) Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада; Время доклада 10 минут; После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории; Приветствуется использование электронной презентации; Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену. |