МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 81
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. психол. н., доцент, Лужбина Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к. психол. н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психология личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень подготовки кадров высшей квалификации), (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психол. н., профессор Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой доктор психол. н., профессор Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – cформировать у студентов представление о психологии личности как теоретической и практической области знания, направленной на исследование закономерностей формирования и развития человека в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-8 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПК-35 способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме научного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.определение базовых понятий психологии личности, закономерности нормального и аномального развития человека; специфику подготовки психодиагностического заключения относительно функционирования ценностно-смысловой и мотивационной сфер личности; ведущие критерии оценки, функции отечественных и зарубежных теорий личности.
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать выводы относительно особенностей функционирования ценностно-смысловой и мотивационной сфер личности; проектировать вероятные направления развития ее психологического здоровья; структурировать знания в области отечественной и зарубежной психологии личности; излагать в доступной форме ведущие критерии психологического здоровья; в целом решать различные профессиональные задачи
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.несколькими стандартными методами диагностики ведущих характеристик человека как личности; навыками моделирования основных условий гармоничного развития психологического здоровья личности и актуализации ее психологических защит, систематизации и анализа теорий личности, публичного выступления в области проблематики психологии личности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию личности.
1.1. Личность как объект и предмет современной персонологии. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.2. Личность как объект и предмет современной персонологии. Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.3. Требования и критерии оценки теории личности. Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии.
2.1. Теории личности в зарубежной психологии. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.2. Теории личности в отечественной психологии. Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.3. Сравнительный анализ ведущих зарубежных подходов к изучению структуры личности. Практические 3 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.4. Сравнительный анализ ведущих зарубежных подходов к изучению структуры личности. Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.5. Сравнительный анализ методологических подходов к изучению структуры личности в отечественной психологии. Практические 3 3 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.6. Сравнительный анализ методологических подходов к изучению структуры личности в отечественной психологии. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 3. Ценностно-смысловая сфера личности.
3.1. Личностные смыслы и ценности как основа внутреннего мира личности. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.2. Ценностно-смысловая сфера личности: понятие, характеристика. Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.3. Динамика смысловой сферы личности Практические 3 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.4. Динамика смысловой сферы личности Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.5. Смысл жизни как психологическая реальность. Практические 3 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.6. Смысл жизни как психологическая реальность. Сам. работа 3 5 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 4. Мотивация и направленность личности.
4.1. Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. Лекции 3 0 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
4.2. Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
4.3. Психологические анализ мотивационных образований и мотивационных свойств личности. Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
4.4. Психологические анализ мотивационных образований и мотивационных свойств личности. Практические 3 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
4.5. Экзистенциальный уровень личности. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
4.6. Свобода и ответственность как психологические проблемы.Личностный выбор. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 5. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности.
5.1. Подходы к исследованию психологического здоровья личности. Практические 3 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
5.2. Подходы к исследованию психологического здоровья личности. Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
5.3. Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением. Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
5.4. Защитные механизмы личности: виды и типологии. Практические 3 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
5.5. Защитные механизмы личности. Анализ ситуаций, решение задач. Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
5.6. Экзамен 3 9 ОПК-1, ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Диянова З. В., Щеголева Т. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Утлик Э.П. Психология личности: уч. пособие для студентов вузов Академия, 2008
Л1.3 Ипполитова Е.А., Ральникова И.А. Психология личности: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учеб. для вузов М.: Академия, 2007 www.e-reading.mobi
Л2.2 Розин В. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Кавун Л. В. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Елисеев О.П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle «Психология личности» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки освоения дисциплины рекомендуется общих указаний:

1. При подготовки к тестам, семнинарским занятиям структурируйте материал, взятый из разных источников, в том числе лекционных терадей.
2. Изучайте первоисточники.
3. При изучении теорий личности своевременно заполняйте тетради с когнтивными картами.
4. При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников
5. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждениях, задавайте вопросы по непонятным или интересующим аспектам.
6. Своевренно подготовьте доклад, практические задания.