МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика дополнительного образования детей

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика дополнительного образования детей

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна, д.п.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна, д.п.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование личности профессионала как субъекта педагогической деятельности в системе дополнительного эколого-биологического образования детей;
овладение содержанием дополнительного эколого-биологического образования детей в условиях компетентностной образовательной модели;
овладение инновационными образовательными технологиями, позволяющими успешно осуществлять педагогическую деятельность в системе дополонительного эколого-биологического образования детей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности
ОПК-1 готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности
ПК-2 способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.логику и методы научно-педагогического исследования, используемые в системе дополнительного эколого-биологического образования детей;
особенности новой сферы профессиональной деятельности - дополнительного эколого-биологического образования детей;
возможности профессиональной коммуникации на русском и иностранном языках для решений задач профессионально-педагогической деятельности в системе дополнительного эколого-биологического образования детей;
особенности образовательной среды в учреждениях эколого-биологического дополнительного образования детей;
подходы и пути формирования образовательной среды в учреждениях эколого-биологического дополнительного образования детей;
задачи инновационной образовательной политики в сфере дополнительного эколого-биологического образования детей.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методы научно-педагогического исследования, эффективные для системы дополнительного эколого-биологического образования детей;
учитывать особенности дополнительного эколого-биологического образования детей в своей профессиональной деятельности;
осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессионально-педагогической деятельности в системе дополнительного эколого-биологического образования детей;
формировать образовательную среду в учреждении эколого-биологического дополнительного образования детей;
решать задачи инновационной образовательной политики в сфере дополнительного эколого-биологического образования детей.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования логики и методов научно-педагогического исследования, эффективных для системы дополнительного эколого-биологического образования детей;
учета особенностей дополнительного эколого-биологического образования детей в своей профессиональной деятельности;
осуществления профессиональной коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессионально-педагогической деятельности в системе дополнительного эколого-биологического образования детей;
реализации подходов к формированию образовательной среды в учреждении дополнительного эколого-биологического образования детей;
решения задач инновационной образовательной политики в сфере дополнительного эколого-биологического образования детей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Становление и развитие дополнительного образования детей в отечественной образовательной системе
1.1. Роль дополнительного образования детей в развитии российского общества Лекции 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.2. Роль дополнительного образования детей в развитии российского общества Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.3. История внешкольного и дополнительного образования детей в России Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.4. Становление дополнительного эколого-биологического образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.5. Дополнительное образование детей в современной системе образования РФ Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.6. Структурирование эколого-биологической образовательной области дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.7. Нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования детей Сам. работа 1 4 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей
2.1. Особенности содержания образования и образовательной среды в учреждениях дополнительного образования детей Практические 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.2. Особенности содержания образования и образовательной среды в учреждениях дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.3. Содержание эколого-биологического дополнительного образования детей в русле компетентностного подхода Сам. работа 1 4 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.4. Педагогические программы в системе дополнительного эколого-биологического образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.5. Образовательные учебные и досуговые программы в системе дополнительного эколого-биологического образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.6. Разработка программно-методического обеспечения реализации программ дополнительного эколого-биологического образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.7. Проектирование содержания дополнительного эколого-биологического образования детей на основе требований ФГОС нового поколения Практические 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.8. Проектирование содержания дополнительного эколого-биологического образования детей на основе требований ФГОС нового поколения Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.9. Формирование личностных и метапредметных компетенций ребенка в системе дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.10. Особенности организации системы дополнительного эколого-биологического образования детей в общеобразовательной школе Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.11. Интеграция общего и дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Развитие и воспитание ребенка в учреждениях дополнительного образования детей
3.1. Развивающие и воспитательные функции системы дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.2. Дополнительное образование как средство творческого развития детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.3. Интерес к творчеству как основа выбора профессии в системе дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.4. Роль дополнительного образования в ранней профессионализации школьников Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.5. Создание условий для самоутверждения и самореализации ребенка в учреждении дополнительного образования Практические 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.6. Создание условий для самоутверждения и самореализации ребенка в учреждении дополнительного образования Сам. работа 1 4 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.7. Развитие у школьников познавательных интересов и формирование мотивации успеха Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.8. Организация работы со школьниками с особыми образовательными потребностями в системе дополнительного образования Сам. работа 1 4 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.9. Теория и практика проектно-исследовательской деятельности детей в системе дополнительного эколого-биологического образования Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.10. Индивидуальная помощь и психолого-педагогическая поддержка ребенка в системе дополнительного эколого-биологического образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 4. Современные формы, методы и технологии в ситеме дополнительного образования детей
4.1. Структурно-организационные формы реализации дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.2. Учебное занятие как ведущая форма организации образовательного процесса на основе требований ФГОС в системе дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.3. Организация эколого-краеведческих практикумов для школьников в системе дополнительного эколого-биологического образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.4. Организация экологических лагерей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.5. Организация полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.6. Организация экологических экскурсий. Экологические тропы и экологические экспедиции в системе дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.7. Методы и средства организации образовательного процесса в системе дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.8. Технологический подход к обеспечению образовательного процесса в дополнительном эколого-биологическом образовании детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.9. Игровые технологии в дополнительном эколого-биологическом образовании детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.10. Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.11. Технологии проблемно-диалогового обучения в дополнительном эколого-биологическом образовании Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.12. Диагностика и контроль в системе дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.13. Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута обучающихся в системе дополнительного образования Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 5. Педагог в системе дополнительного образования детей
5.1. Особенности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.2. Логика и методы научно-исследовательской деятельности педагога в системе дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.3. Эксперимент как ведущий метод научно-исследовательской деятельности педагога в дополнительном эколого-биологическом образовании Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.4. Специфика профессиональной коммуникации в деятельности педагога дополнительного эколого-биологического образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.5. Возможности профессиональной коммуникации для решения задач педагогической деятельности в системе дополнительного эколого-биологического образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.6. Взаимодействие педагога и ребенка в системе дополнительного образования Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.7. Эффективные формы взаимодействия семьи и педагога дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.8. Зачет 1 4 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Брутова, М.А Педагогика дополнительного образования : учебное пособие САФУ, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для пед. вузов М.: Академия, 2007
Л1.3 Миронов А.В. Преподавание экологии в школе: ВЛАДОС, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в MOODLE "Педагогика дополнительного образования детей" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

"Педагогика дополнительного образования детей" - особая дисциплина, которая позволяет магистрантам овладеть еще одним видом профессиональной деятельности - педагога дополнительного образования детей. Понимание содержания курса основывается на знании педагогики и психологии, а также дисциплин биолого-экологического цикла, изученных либо в вузе, либо в школе. Актуализация такого рода знаний создает благоприятные предпосылки для понимания специфики дополнительного образования детей и особенности деятельности педагога, работающего в данных образовательных учреждениях. Знакомство с общими характеристиками системы дополнительного образования детей дает возможность перейти к изучению конкретного эколого-биологического направления как ее составляющей.
Обучающимся важно понять, что система дополнительного образования выполняет особую миссию в развитии и воспитании личности ребенка, отличную от системы основного (школьного) образования. Именно в учреждении дополнительного образования ребенок по-настоящему может раскрыть свои способности, заняться творчеством, любимым делом, профессионально определиться, обрести лидерские качества, организаторские способности и др. Необходимо обратить внимание, каким образом выстраиваются процессы обучения и воспитания по отношению к детям с различными образовательными потребностями в учреждении дополнительного образования, какие функции реализует педагог по отношению к каждой из категорий этих детей. Особое звучание в контексте данной дисциплины обретает проблема, изученная в нормативном курсе педагогики, - педагогической запущенности школьников. Имеет смысл серьезно разобраться, какой ценностный потенциал в решении данной проблемы несет система дополнительного образования детей.
Наиболее сложные темы курса связаны с вопросами проектирования содержания, форм, методов и технологий дополнительного образования. Прежде всего магистрантам необходимо разобраться, каковы ведущие современные тенденции обновления содаржания дополнительного образования детей. Именно с их учетом проектируется содержание. Далее, что важно учесть в этом процессе, - это тенденции развития биолого-экологической науки. Вместе с тем именно здесь важно установить преемственность с содержанием школьного образования, показать иные аспекты и ракурсы. Магистранты должны уяснить, что такой подход выступает мотивирующим фактором обучения школьников в системе дополнительного эколого-биологического образования.
Серьезная задача, которая стоит перед обучающимися - разобраться в структуре и специфике учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей, определить его существенные отличия от организационных форм обучения в школе. Предстоит обратить особое внимание на одно из главных отличий - коммуникативная архитехтоника такого занятия. Методы обучения и образовательные технологии, известные из курса педагогики, здесь также обретают свою специфику. Подготовка к лекционным и практическим занятиям потребует от магистрантов серьезной мыслительной активности, владения умениями систематизировать, обобщать, сравнивать, конкретизировать, анализировать материал. При выполнении практических заданий необходимо будет проявить целый спектр практических умений и навыков. Их отработка в ходе текущего контроля станет важной предпосылкой успешного выполнения аналогичных заданий на зачете.