Закреплена за кафедрой | НЕT (реорганизована) 72 |
---|---|
Направление подготовки | 44.04.01. Педагогическое образование |
Профиль | Педагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 96 | 96 | 96 | 96 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НЕT (реорганизована) 72
Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна, д.п.н., профессор
1.1. | формирование личности профессионала как субъекта педагогической деятельности в системе дополнительного эколого-биологического образования детей; овладение содержанием дополнительного эколого-биологического образования детей в условиях компетентностной образовательной модели; овладение инновационными образовательными технологиями, позволяющими успешно осуществлять педагогическую деятельность в системе дополонительного эколого-биологического образования детей. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-3 | способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности |
ОПК-1 | готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности |
ПК-2 | способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | логику и методы научно-педагогического исследования, используемые в системе дополнительного эколого-биологического образования детей; особенности новой сферы профессиональной деятельности - дополнительного эколого-биологического образования детей; возможности профессиональной коммуникации на русском и иностранном языках для решений задач профессионально-педагогической деятельности в системе дополнительного эколого-биологического образования детей; особенности образовательной среды в учреждениях эколого-биологического дополнительного образования детей; подходы и пути формирования образовательной среды в учреждениях эколого-биологического дополнительного образования детей; задачи инновационной образовательной политики в сфере дополнительного эколого-биологического образования детей. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать методы научно-педагогического исследования, эффективные для системы дополнительного эколого-биологического образования детей; учитывать особенности дополнительного эколого-биологического образования детей в своей профессиональной деятельности; осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессионально-педагогической деятельности в системе дополнительного эколого-биологического образования детей; формировать образовательную среду в учреждении эколого-биологического дополнительного образования детей; решать задачи инновационной образовательной политики в сфере дополнительного эколого-биологического образования детей. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | использования логики и методов научно-педагогического исследования, эффективных для системы дополнительного эколого-биологического образования детей; учета особенностей дополнительного эколого-биологического образования детей в своей профессиональной деятельности; осуществления профессиональной коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессионально-педагогической деятельности в системе дополнительного эколого-биологического образования детей; реализации подходов к формированию образовательной среды в учреждении дополнительного эколого-биологического образования детей; решения задач инновационной образовательной политики в сфере дополнительного эколого-биологического образования детей. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Становление и развитие дополнительного образования детей в отечественной образовательной системе | ||||||
1.1. | Роль дополнительного образования детей в развитии российского общества | Лекции | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
1.2. | Роль дополнительного образования детей в развитии российского общества | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
1.3. | История внешкольного и дополнительного образования детей в России | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
1.4. | Становление дополнительного эколого-биологического образования детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
1.5. | Дополнительное образование детей в современной системе образования РФ | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
1.6. | Структурирование эколого-биологической образовательной области дополнительного образования детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
1.7. | Нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования детей | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 2. Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей | ||||||
2.1. | Особенности содержания образования и образовательной среды в учреждениях дополнительного образования детей | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.2. | Особенности содержания образования и образовательной среды в учреждениях дополнительного образования детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.3. | Содержание эколого-биологического дополнительного образования детей в русле компетентностного подхода | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.4. | Педагогические программы в системе дополнительного эколого-биологического образования детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.5. | Образовательные учебные и досуговые программы в системе дополнительного эколого-биологического образования детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.6. | Разработка программно-методического обеспечения реализации программ дополнительного эколого-биологического образования детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.7. | Проектирование содержания дополнительного эколого-биологического образования детей на основе требований ФГОС нового поколения | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.8. | Проектирование содержания дополнительного эколого-биологического образования детей на основе требований ФГОС нового поколения | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.9. | Формирование личностных и метапредметных компетенций ребенка в системе дополнительного образования детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.10. | Особенности организации системы дополнительного эколого-биологического образования детей в общеобразовательной школе | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.11. | Интеграция общего и дополнительного образования детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 3. Развитие и воспитание ребенка в учреждениях дополнительного образования детей | ||||||
3.1. | Развивающие и воспитательные функции системы дополнительного образования детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.2. | Дополнительное образование как средство творческого развития детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.3. | Интерес к творчеству как основа выбора профессии в системе дополнительного образования детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.4. | Роль дополнительного образования в ранней профессионализации школьников | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.5. | Создание условий для самоутверждения и самореализации ребенка в учреждении дополнительного образования | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.6. | Создание условий для самоутверждения и самореализации ребенка в учреждении дополнительного образования | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.7. | Развитие у школьников познавательных интересов и формирование мотивации успеха | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.8. | Организация работы со школьниками с особыми образовательными потребностями в системе дополнительного образования | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.9. | Теория и практика проектно-исследовательской деятельности детей в системе дополнительного эколого-биологического образования | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.10. | Индивидуальная помощь и психолого-педагогическая поддержка ребенка в системе дополнительного эколого-биологического образования детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 4. Современные формы, методы и технологии в ситеме дополнительного образования детей | ||||||
4.1. | Структурно-организационные формы реализации дополнительного образования детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
4.2. | Учебное занятие как ведущая форма организации образовательного процесса на основе требований ФГОС в системе дополнительного образования детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
4.3. | Организация эколого-краеведческих практикумов для школьников в системе дополнительного эколого-биологического образования детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
4.4. | Организация экологических лагерей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
4.5. | Организация полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
4.6. | Организация экологических экскурсий. Экологические тропы и экологические экспедиции в системе дополнительного образования детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
4.7. | Методы и средства организации образовательного процесса в системе дополнительного образования детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
4.8. | Технологический подход к обеспечению образовательного процесса в дополнительном эколого-биологическом образовании детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
4.9. | Игровые технологии в дополнительном эколого-биологическом образовании детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
4.10. | Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
4.11. | Технологии проблемно-диалогового обучения в дополнительном эколого-биологическом образовании | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
4.12. | Диагностика и контроль в системе дополнительного образования детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
4.13. | Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута обучающихся в системе дополнительного образования | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 5. Педагог в системе дополнительного образования детей | ||||||
5.1. | Особенности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
5.2. | Логика и методы научно-исследовательской деятельности педагога в системе дополнительного образования детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
5.3. | Эксперимент как ведущий метод научно-исследовательской деятельности педагога в дополнительном эколого-биологическом образовании | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
5.4. | Специфика профессиональной коммуникации в деятельности педагога дополнительного эколого-биологического образования детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
5.5. | Возможности профессиональной коммуникации для решения задач педагогической деятельности в системе дополнительного эколого-биологического образования детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
5.6. | Взаимодействие педагога и ребенка в системе дополнительного образования | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
5.7. | Эффективные формы взаимодействия семьи и педагога дополнительного образования детей | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
5.8. | Зачет | 1 | 4 | ОК-3, ОПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Брутова, М.А | Педагогика дополнительного образования : учебное пособие | САФУ, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.2 | И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова | Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для пед. вузов | М.: Академия, 2007 | |
Л1.3 | Миронов А.В. | Преподавание экологии в школе: | ВЛАДОС, 2004 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система "Юрайт" | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | Курс в MOODLE "Педагогика дополнительного образования детей" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная); SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная); FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru XnView, http://xnviewload.ru/ 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf DjVu reader, http://djvureader.org/ Putty, https://putty.org.ru/licence.html VLC, http://www.videolan.org/legal.html QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/ | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
"Педагогика дополнительного образования детей" - особая дисциплина, которая позволяет магистрантам овладеть еще одним видом профессиональной деятельности - педагога дополнительного образования детей. Понимание содержания курса основывается на знании педагогики и психологии, а также дисциплин биолого-экологического цикла, изученных либо в вузе, либо в школе. Актуализация такого рода знаний создает благоприятные предпосылки для понимания специфики дополнительного образования детей и особенности деятельности педагога, работающего в данных образовательных учреждениях. Знакомство с общими характеристиками системы дополнительного образования детей дает возможность перейти к изучению конкретного эколого-биологического направления как ее составляющей. Обучающимся важно понять, что система дополнительного образования выполняет особую миссию в развитии и воспитании личности ребенка, отличную от системы основного (школьного) образования. Именно в учреждении дополнительного образования ребенок по-настоящему может раскрыть свои способности, заняться творчеством, любимым делом, профессионально определиться, обрести лидерские качества, организаторские способности и др. Необходимо обратить внимание, каким образом выстраиваются процессы обучения и воспитания по отношению к детям с различными образовательными потребностями в учреждении дополнительного образования, какие функции реализует педагог по отношению к каждой из категорий этих детей. Особое звучание в контексте данной дисциплины обретает проблема, изученная в нормативном курсе педагогики, - педагогической запущенности школьников. Имеет смысл серьезно разобраться, какой ценностный потенциал в решении данной проблемы несет система дополнительного образования детей. Наиболее сложные темы курса связаны с вопросами проектирования содержания, форм, методов и технологий дополнительного образования. Прежде всего магистрантам необходимо разобраться, каковы ведущие современные тенденции обновления содаржания дополнительного образования детей. Именно с их учетом проектируется содержание. Далее, что важно учесть в этом процессе, - это тенденции развития биолого-экологической науки. Вместе с тем именно здесь важно установить преемственность с содержанием школьного образования, показать иные аспекты и ракурсы. Магистранты должны уяснить, что такой подход выступает мотивирующим фактором обучения школьников в системе дополнительного эколого-биологического образования. Серьезная задача, которая стоит перед обучающимися - разобраться в структуре и специфике учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей, определить его существенные отличия от организационных форм обучения в школе. Предстоит обратить особое внимание на одно из главных отличий - коммуникативная архитехтоника такого занятия. Методы обучения и образовательные технологии, известные из курса педагогики, здесь также обретают свою специфику. Подготовка к лекционным и практическим занятиям потребует от магистрантов серьезной мыслительной активности, владения умениями систематизировать, обобщать, сравнивать, конкретизировать, анализировать материал. При выполнении практических заданий необходимо будет проявить целый спектр практических умений и навыков. Их отработка в ходе текущего контроля станет важной предпосылкой успешного выполнения аналогичных заданий на зачете. |