МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогическая драматизация
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. п.н., доцент, Мясникова О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор , Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Педагогическая драматизация

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д.п.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д.п.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.усвоение студентами системы компетенций, обеспечивающих способность к педагогической драматизации;
формировпние особенности общей и профессиональной культуры педагога;
овладение методами профессионально-педагогического развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержания следующих базовых понятий: "профессиональная компетентность учителя"; "педагогическое мастерство"; "педагогическая техника"; "культура профессионально-педагогического мышления"; "техника педагогического общения";
"организаторское мастерство", "педагогическая драматизация";
функции педагогической драматизации в образовательном процессе;
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять педагогическую драматизацию в образовательном процессе;
выстраивать и реализовывать траекторию своего личностного и профессионального развития;
взаимодействовать с участниками образовательных отношений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями осуществления своей профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами и нормами профессиональной этики;
технологиями педагогической драматизации в образовательном процессе;
успешно взаимодействовать в различных ситуациях педагогического общения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогическая драматизация
1.1. Сущность педагогической драматизации Лекции 9 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Технологии педагогической драматизации Лекции 9 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Методологический анализ педагогической драматизации Практические 9 4 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Экзистенциальная природа сущности педагогической драматизации воспитательного процесса Практические 9 4 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Сущность педагогической драматизации Практические 9 4 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Технологии педагогической драматизации Практические 9 4 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Система К. Станиславского как основа теории и практики педагогической драматизации Практические 9 4 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Педагогическая драматизация образовательного пространства подростка Практические 9 2 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.9. Драматизация как средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога Практические 9 2 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.10. Практикум по педагогической драматизации Практические 9 4 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.11. Экзистенциальная природа сущности педагогической драматизации воспитательного процесса Сам. работа 9 8 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.12. Методологический анализ педагогической драматизации Сам. работа 9 8 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.13. Сущность педагогической драматизации Сам. работа 9 8 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.14. Технологии педагогической драматизации Сам. работа 9 8 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.15. Система К. Станиславского как основа теории и практики педагогической драматизации Сам. работа 9 8 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.16. Педагогическая драматизация образовательного пространства подростка Сам. работа 9 8 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.17. Драматизация как средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога Сам. работа 9 8 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.18. Практикум по педагогической драматизации Сам. работа 9 8 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.19. Подготовка к зачету Сам. работа 9 8 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мясникова О.В. Чтение и понимание педагогических текстов средствами драматизации: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/916
Л1.2 Рогов Е.И. Практикум школьного психолога: Практическое пособие Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/35735DEE-E09C-414E-A99D-D6754E69740C
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соловьева, Н. И. Психология в контексте жизненного познавательного опыта студентов : Учеб. электрон. изд. Фил. в г. Славгороде, Каф. гуманит. и естественнонауч. дисциплин, 2012 URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/190
Л2.2 Ипполитова, Е. А. Психология личности: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2016 URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3414
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.