МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогическое проектирование и управление проектами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере информатики и робототехники
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_ИиР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.психол.н., доцент, О.Н. Тихонова

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, О.П. Морозова

Рабочая программа дисциплины
Педагогическое проектирование и управление проектами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна, д.п.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна, д.п.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у магистрантов общих представлений о педагогическом проектировании, овладение идеями научной организации проектировочной деятельности на основе творческого использования всех возможностей педагогического процесса, приобретение умений педагогического проектирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
ОПК-7 Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений
ОПК-8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю развития педагогического проектирования;
сущность и отличительные черты педагогического проектирования;
педагогическое проектирование как систему;
педагогическое проектирование как процесс;
педагогическое проектирование как деятельность;
педагогическое проектирование как переработку информации;
реализацию педагогического проектирования в образовательном процессе.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять профессиональное и личностное самообразование в области педагогического проектирования;
осуществлять педагогическое проектирование с учетом специфических для данного процесса закономерностей и принципов;
проектировать педагогический процесс, его условия, результаты, механизмы управления развитием воспитанника;
проводить разработку и реализацию методик, технологий и приемов обучения в ходе педагогического проектирования в образовательных организациях;
управлять проектами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями профессионального и личностного самообразования в области педагогического проектирования;
навыками разработки и реализации методик, технологий и приемов обучения в ходе педагогического проектирования в образовательных организациях;
функциями управления проектной деятельностью.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История развития педагогического проектирования
1.1. Историческое развитие педагогического проектирования с позиции этапного подхода. Лекции 2 2 УК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Развитие педагогического проектирования с античности до 20-х годов ХХ века (первый период). Практические 2 2 УК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Педагогическое проектирование в 20-е-50-е годы ХХ века (второй период). Практические 2 2 УК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Педагоргическое проектирование во второй половине ХХ века (третий период). Практические 2 2 УК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Историческое развитие педагогического проектирования с позиции этапного подхода. Сам. работа 2 3 УК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Сущность и отличительные черты педагогического проектирования
2.1. Понятие педагогического проектирования и его связь с классическим определением проектирования. Отличительные черты педагогического проектирования. Лекции 2 4 УК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Понятие педагогического проектирования и его связь с классическим определением проектирования. Отличительные черты педагогического проектирования. Практические 2 2 УК-3, ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Понятие педагогического проектирования и его связь с классическим определением проектирования. Отличительные черты педагогического проектирования. Сам. работа 2 4 УК-3, ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Педагогическое проектирование как система
3.1. Системный подход к педагогическому поектированию. Компоненты педагогического проектирования. Лекции 2 4 УК-3, ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Системный подход к педагогическому поектированию. Компоненты педагогического проектирования. Практические 2 2 УК-3, ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Системный подход к педагогическому поектированию. Компоненты педагогического проектирования. Сам. работа 2 4 УК-3, ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Педагогическое проектирование как процесс
4.1. Процессуальный подход к педагогическому проектированию. Этапы педагогического проекирования как процесса. Лекции 2 4 УК-2, УК-3, ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Процессуальный подход к педагогическому проектированию. Этапы педагогического проекирования как процесса. Практические 2 2 УК-2, УК-3, ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Процессуальный подход к педагогическому проектированию. Этапы педагогического проекирования как процесса. Сам. работа 2 4 УК-2, УК-3, ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Педагогимческое проектирование как деятельность
5.1. Деятельностный подход к педагогическому проектированию. Характеристика педагогического проектирования с точки зрения структурных компонентов деятельности проектировщика. Лекции 2 4 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Деятельностный подход к педагогическому проектированию. Характеристика педагогического проектирования с точки зрения структурных компонентов деятельности проектировщика. Практические 2 2 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Деятельностный подход к педагогическому проектированию. Характеристика педагогического проектирования с точки зрения структурных компонентов деятельности проектировщика. Сам. работа 2 4 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Педагогическое проектирование как переработка информации
6.1. Информационный подход к проектированию. Информационное обеспечение педагогического проектирования. Лекции 2 4 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Информационный подход к проектированию. Информационное обеспечение педагогического проектирования. Практические 2 6 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Информационный подход к проектированию. Информационное обеспечение педагогического проектирования. Сам. работа 2 4 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Реализация педагогического проектирования в образовательном процессе
7.1. Проектирование педагогической технологии. Проектирование учебной дисциплины. Лекции 2 4 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Проектирование педагогической технологии. Проектирование учебной дисциплины. Практические 2 8 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.3. Проектирование педагогической технологии. Проектирование учебной дисциплины. Сам. работа 2 4 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.4. Экзамен Экзамен 2 27 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.А. Колесникова; М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование : учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2007
Л1.2 Ю.Г. Татур. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие Москва : Логос, 2006. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К.Р. Овчинникова Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D00B3285-B780-435A-9CCF-2B4B24AFB9F4.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в MOODLE "Педагогическое проектирование и управление проектами" portal.edu.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э4 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (экзамена) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.